№ 2а-58/2022 (2а-1162/2021)
32RS0021-01-2021-002644-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Хроменко К.А.,
с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Самусенко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданного в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного пользования с последующей регистрацией права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Новозыбковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного значения, протяженностью 200 метров по пер. Фабричный в г. Новозыбкове Брянской области, с последующей регистрацией права собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения на территории г. Новозыбкова законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения установлено, что административным ответчиком не предпринимается должных мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, протяженностью 200 метров по пер. Фабричный в г. Новозыбкове Брянской области. Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении дорог местного значения, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, поскольку приведение транспортной инфраструктуры в надлежащие состояние без учета и регистрации права собственности на автомобильную дорогу невозможно, таким образом, состояние транспортной инфраструктуры населенного пункта снижает мобильность экстренных служб и затрудняет их деятельность. Тем самым бездействие Новозыбковской городской администрации, выраженное в не оформлении в собственность указанной автомобильной дороги местного значения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить, установив срок разумный срок для исполнения решения.
Представитель административного ответчика Кабова И.П. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в случае удовлетворения заявленных прокурором требований, установить срок для исполнения один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, МУП «Благоустройство» надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, ходатайства о рассмотрении дела с их участием, либо отложение рассмотрения дела не заявляли. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Административное исковое заявление межрайонного прокурора подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1,4,5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество, это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Новозыбковской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности на территории г.Новозыбкова Брянской области, результате которой было установлено, что Новозыбковской городской администрацией не предпринимается должных мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, протяженностью 200 метров по пер. Фабричный в г. Новозыбкове Брянской области.
Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области, автомобильная дорога по пер. Фабричный г. Новозыбкова, протяженностью 200 м, включена в перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования.
Согласно сведениям Управления имущественных отношений Брянской области, указанная автомобильная дорога в реестре государственного имущества Брянской области не значится.
По данным Межрегионального территориального управления по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (Росимущество), указанная автомобильная дорога в реестре федерального имущества отсутствует.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в Брянской области, сведения о сооружении - вышеуказанной автомобильной дороге в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у Новозыбковской городской администрации Брянской области в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильной дороги местного значения, находящейся в границах муниципального образования.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную автомобильную дорогу, включающую в себя земельный участок в границах полос отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дороги, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.
Учитывая изложенное, суд находит требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования на соответствующие цели не являются основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, их объем и количество подлежащих документированию и постановке на учет объектов, суд находит установить предельный срок выполнения возложенных судом обязанностей - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, находя его разумным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданного в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного значения с последующей регистрацией права собственности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения, протяженностью 200 метров по пер. Фабричный в г. Новозыбкове Брянской области.
Обязать Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги протяженностью 200 метров по пер. Фабричный в г. Новозыбкове Брянской области, с последующей регистрацией права собственности на указанный объект.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.П.Иванова