Решение по делу № 3а-36/2020 от 05.02.2020

Дело № 3а-36/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2020 года                                                                 город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области Бороган А.Д. о признании состава представительного органа – Гудачинского сельского Совета народных депутатов шестого созыва, избранного 18 сентября 2016 года, неправомочным,

УСТАНОВИЛ:

Глава Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области Бороган А.Д. обратился в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований, указав, что в соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, представительным органом муниципального образования является Гудачинский сельский Совет народных депутатов, который состоит из 7 депутатов, избираемых населением поселения на муниципальных выборах, и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, то есть не менее 5 человек. В настоящее время 6 депутатов Гудачинского сельсовета в добровольном порядке на основании личных заявлений сложили полномочия депутатов (Игнатов С.В., Гургенян С.В., Верхотурова И.Э., Барановская Т.Ю., Барановский В.А., Прокопенко Г.В.). Решения об освобождении от депутатских полномочий имеются в отношении Игнатова С.В. и Гургенян С.В., в отношении остальных депутатов решения отсутствуют, а срок рассмотрения их заявлений, установленный Федеральным законом №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истек. В настоящее время остался один депутат, следовательно, состав Гудачинского сельского Совета народных депутатов является неправомочным. Наличие представительного органа в неправомочном составе нарушает права главы муниципального образования на участие в осуществлении местного самоуправления через представительный орган местного самоуправления.

На основании изложенного, уточнив заявленные требования, просит суд признать неправомочным состав представительного органа – Гудачинского сельского Совета народных депутатов шестого созыва, избранного 18 сентября 2016 года.

В судебном заседании административный истец Глава Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области Бороган А.Д. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы административного искового заявления с учетом уточненных требований.

Иные участники дела в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно частям 1, 1.1, 2 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

В соответствии с Законом Амурской области от 12 мая 2005 года № 477-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Магдагачинского района и муниципальных образований в его составе» муниципальное образование Гудачинский сельсовет наделено статусом сельского поселения.

В силу части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, принятого решением Гудачинского сельского Совета народных депутатов от 10 мая 2017 года №24 (далее - Устав), структуру органов местного самоуправления Гудачинского поселения составляют: Гудачинский сельский Совет народных депутатов – представительный орган поселения; глава Гудачинского поселения – высшее должностное лицо поселения; администрация Гудачинского поселения – исполнительно-распорядительный орган поселения; Гудачинский сельский Совет народных депутатов – контрольно-счетный орган.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Устава, статьи 5 Регламента Гудачинского сельского Совета народных депутатов, представительный орган Гудачинского поселения состоит из семи депутатов, избираемых населением поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет.

Представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 3 статьи 24 Устава).

Из материалов дела следует, что выборы депутатов Гудачинского сельского Совета народных депутатов шестого созыва состоялись 18 сентября 2016 года.

Согласно Решению избирательной комиссии муниципального образования Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области от 19 сентября 2016 года № 39/106, по результатам выборов депутатов Гудачинского сельского Совета народных депутатов шестого созыва по избирательному округу №1 было избрано 7 депутатов: Барановская Т.Ю., Барановский В.А., Верхотурова И.Э., Гургенян С.В., Игнатов С.В., Прокопенко Г.В., Самарина Л.П.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в связи с отставкой по собственному желанию.

Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

28 июля 2017 года в Гудачинский сельский Совет народных депутатов от депутата Игнатова С.В. поступило письменное заявление о досрочном прекращении депутатских полномочий по собственному желанию.

Постановлением Гудачинского сельского Совета народных депутатов от 30 августа 2017 года №32/1 за подписью председателя Барановской Т.Ю. с депутата Игнатова С.В. сложены депутатские полномочия досрочно.

Постановлением Гудачинского сельского Совета народных депутатов от 14 декабря 2017 года №38/1 на основании личного письменного заявления депутатские полномочия Гургенян С.В. прекращены досрочно.

09 декабря 2019 года на имя председателя Гудачинского сельского Совета народных депутатов Барановской Т.Ю. поступило заявление от депутата Верхотуровой И.Э. о досрочном прекращении депутатских полномочий по собственному желанию.

12 января 2020 года в Гудачинский сельский Совет народных депутатов поступили письменные заявления от депутатов Барановского В.А., Прокопенко Г.В. и председателя Гудачинского сельского Совета народных депутатов Барановской Т.Ю. о досрочном прекращении депутатских полномочий по собственному желанию.

При этом Гудачинским сельским Советом народных депутатов решение о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов принято не было.

Между тем, разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление. Следовательно, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию и данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим (аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2019 N 53-АПА19-44).

Судом был надлежащим образом исследован факт сложения депутатами своих полномочий. Каких-либо обстоятельств, которые позволили бы усомниться в добровольности написанных депутатами заявлений, в достоверности их волеизъявления о сложении депутатских полномочий, в наличии законных оснований для досрочного прекращения полномочий указанных депутатов судом не установлено.

Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 28 Устава муниципального образования Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Гудачинский сельский Совет народных депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом. При этом решения представительного органа поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (части 1 и 2 статьи 45 Устава).

По смыслу приведенных положений закона в случае, если в результате сложения депутатами своих полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, не способном принимать отнесенные к его компетенции решения, такой орган признается неправомочным на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку численный состав депутатов Гудачинского сельского Совета народных депутатов не позволяет Совету депутатов осуществлять надлежащим образом полномочия представительного органа местного самоуправления (остался один депутат Самарина Л.П., что менее двух третей от установленной численности депутатов – семи депутатов), тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан муниципального образования Гудачинский сельский Совет Магдагачинского района Амурской области на участие в местном самоуправлении.

В настоящее время Гудачинский сельский Совет народных депутатов лишен возможности решать вопросы местного значения, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, принимать нормативные правовые акты, а также принимать иные решения по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа, что не может в полном объеме обеспечить надлежащее осуществление деятельности представительного органа муниципального образования.

При таких обстоятельствах, требования главы Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области Бороган А.Д. о признании неправомочным состава представительного органа – Гудачинского сельского Совета народных депутатов шестого созыва, избранного 18 сентября 2016 года, подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования главы Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области Бороган А.Д. удовлетворить.

Признать неправомочным действующий состав депутатов представительного органа муниципального образования Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области - Гудачинского сельского Совета народных депутатов шестого созыва, избранного 18 сентября 2016 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                          А.П. Бушманов

3а-36/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Амурской области
Администрация Гудачинского Сельсовета
Ответчики
Гудачинский Сельский Совет народных депутатов Магдагачинского района
Другие
Избирательная комиссия муниципального образования Гудачинского сельского Совета Магдагачинского района Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее