Решение по делу № 2а-264/2021 от 28.06.2021

Дело № 2а-264/2021

УИД 29RS0025-01-2021-000553-59

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 22 июля 2021 года         

Устьянский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Рыжковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Т.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Ратинского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией,

установил:

прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации сайтов: «... распространенной в сети «Интернет» по указанным адресам, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены интернет-страницы, на которых размещена информация с предложением продажи дипломов об окончании высших учебных заведений по квалификации специалист, бакалавр, магистр, дипломов о среднем профессиональном образовании, аттестатов об окончании 9-11 классов, свидетельств о сдаче ЕГЭ, о способах доставки дипломов, их стоимость. Также указано, что дипломы, свидетельства, аттестаты, иные документы изготавливаются на типографском бланке Гознака, документы имеют все скрытые степени защиты, водяные знаки, содержат печать и подпись. Имеются адреса электронной почты, а также номера телефонов, по которым можно заказать поддельные документы: дипломы, школьные аттестаты и свидетельства, справки, бланки и сертификаты. Одновременно с этим на вышеуказанных сайтах размещена информация рекламного характера, в которой предлагается приобрести документы об образовании без прохождения обучения в соответствующем учебном заведении, указана стоимость дипломов, в том числе отпечатанных на бланке Гознака. Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деятельности, за совершение которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконное приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа (ст.ст. 324 и 327 УК РФ), фактически является распространением запрещенной информации.

Определением суда от 22 июля 2021 г. на основании заявления прокурора Устьянского района об отказе от административного иска в части прекращено производство по административному иску в части требований прокурора о признании информации сайтов: ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На судебном заседании старший помощник прокурора Ратинский А.В. административные требования в оставшейся части поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и НАО на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

По определению суда в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, явка которого не признана судом обязательной.

Заслушав прокурора, изучив и оценив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Государство, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Судом установлено, что прокурором Устьянского района в ходе мониторинга сети Интернет выявлены интернет-страницы сайтов: «.../», на которых размещалась информация для неопределенного круга лиц о возможности дистанционного приобретения дипломов об окончании высших учебных заведений по квалификации специалист, бакалавр, магистр, дипломов о среднем профессиональном образовании, аттестатов об окончании 9-11 классов, свидетельств о результатах ЕГЭ, о способах доставки дипломов, их стоимость.

В настоящее время указанные сайты доступны неопределенному кругу лиц, не внесены в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Данные сайты содержат сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как подделка документов об образовании и их использование. Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц, вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (ст. 43).

Аналогичную гарантию содержит и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона об образовании, образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Исходя из положений ст. 60 Закона об образовании, в Российской Федерации факт получения лицом образования и (или) квалификации подтверждается выдачей этому лицу организациями, осуществляющими образовательную деятельность, документа об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона об образовании, документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Частью 7 статьи 60 Закона об образовании установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 8 ст. 60 Закона об образовании).

Согласно ч. 9 ст. 60 Закона об образовании лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

Документ о квалификации подтверждает: 1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке); 2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.

Образцы и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним утверждены Приказом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» (Зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2013 г. № 30505).

В соответствии с ч. 16 ст. 60 Закона об образовании за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

В силу положений п.п.4.1-4.3 письма Рособрнадзора от 12.03.2009 № 01- 44/08-01 участнику ЕГЭ выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, в которых указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), результаты сдачи им ЕГЭ по общеобразовательным предметам в текущем году (за исключением тех предметов, по которым участник ЕГЭ набрал количество баллов ниже минимального количества баллов, установленного Рособрнадзором по данному предмету).

Оформление свидетельств о результатах ЕГЭ осуществляется на основании решений ГЭК об утверждении результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам.

Свидетельства о результатах ЕГЭ подписываются руководителем образовательного учреждения (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования), выдавшего свидетельство о результатах ЕГЭ, и заверяются печатью. Не допускается заверение свидетельств о результатах ЕГЭ факсимильной подписью.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1400 приказ от 2 марта 2009 г. N 68 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена" признан утратившим силу.

В настоящее время свидетельства о результатах ЕГЭ участникам единого государственного экзамена не выдаются.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, сведения, размещенные на интернет-сайтах «.../», носят рекламный характер, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документов об образовании и квалификации за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Предоставление услуг по изготовлению поддельных документов об образовании может способствовать незаконному трудоустройству неопределенного круга лиц без соответствующей квалификации, знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций, а также способствует нарушению миграционного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, следует учитывать, что Закон об образовании не содержит ограничений относительно количества высших образований и квалификаций, которые могут быть получены конкретным гражданином, в связи с чем, конкретный гражданин может приобрести через указанный интернет-ресурс документы об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации неоднократно. При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (Раздел 10 Глава 32 УК РФ).

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже документов об образовании с использованием сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

На указанных Интернет-сайтах с URL адресами: «.../», размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности приобретения на платной основе документов об образовании, минуя установленный законом порядок получения таких документов согласно существующим требованиям закона. Документы об образовании предлагается приобрести, не проходя установленные процедуры их получения, что подрывает безопасность государства, основы конституционного строя РФ и способствует совершению правонарушений и преступлений.

Сведения, размещенные на данных Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно приобретения документов об образовании, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об изготовлении и о продаже документов об образовании, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность по продаже документов об образовании, фактически способствует совершению противоправных действий, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

В силу ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что, на дату вынесения решения суда Интернет-сайты с URL адресами: «.../», не включены в реестр.

Согласно п.2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. № 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (п.п. 1,4, 5.1.7), осуществляющий свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К полномочиям Роскомнадзора относится: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Настоящее решение является основанием для включения указателя страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По сведениям, имеющимся в материалах дела, владельцев сайтов установить не представляется возможным.

В соответствии с частью 4 статьи 265.5 КАС РФ суд обращает данное решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: «.../», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменных имен (указателей страниц) сайтов в сети «Интернет»: «.../», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

Копию вступившего в законную силу решения суда по делу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ул. Троицкий проспект, д.45, г. Архангельск, Архангельская область, 163000).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.

Судья Рыжкова М.А.

Мотивированное решение принято судом 22 июля 2021 г.

2а-264/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ратинский А.В.
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и НАО
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Рыжкова Маргарита Александровна
Дело на странице суда
ustyansud.arh.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация административного искового заявления
28.06.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее