Дело № 2а-619/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Медведево 27 апреля 2021 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мамаевой Галине Александровне, Отделу судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Медведевского муниципального района Республики Марий Эл обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мамаевой Г.А.от 13 мая 2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № ...-ИП и освободить администрацию от его уплаты, в случае невозможности освобождения уменьшить сумму исполнительского сбора.
В обоснование требований указано, что администрация Медведевского муниципального района является должником в исполнительном производстве № ...-ИПот 12 марта 2020 года, возбужденном на основании исполнительного листа по делу № ..., выданного Медведевским районным судом Республики Марий Эл, предметом исполнения которого является предоставление Шайнову А.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с нормами жилищного законодательства. 13 мая 2020 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мамаевой Г.А. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 руб. Административный истец взыскание исполнительского сбора считает незаконным и необоснованным. Указывают, что администрация района исполнила обязательства после того, как денежные средства были выделены на приобретение жилых помещений с учетом необходимости проведения обязательных процедур, предусмотренных действующим законодательством (проведение аукциона и заключение договоров), а также с учетом строительства домов, в которых были куплены жилые помещения. 30 декабря 2020 года между администрацией района и Шайновым А.С. заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании указанного договора Шайнову А.С. предоставлено благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства. На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора главным распорядителем бюджетных средств, а именно Министерством образования и науки Республики Марий Эл не в полной мере были доведены лимиты бюджетных обязательств.Считают, что имелись реальные препятствия для обеспечения жильем Шайнова А.С., по обстоятельствам, не зависящим от воли должника, администрация района не уклоняется от исполнения решения суда.
Представитель административного истца администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представители административных ответчиков УФССП России по Республике Марий Эл,Медведевское РОСП УФССП России по Республике Марий Эл, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл МамаеваГ.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
От представителя УФССП России по Республике Марий Эл поступил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому Управление считает обоснованным вывод судебного пристава-исполнителя о наличии оснований для взыскания с административного истца исполнительского сбора. Полагают, что оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не усматривается, поскольку действенных мер по исполнению решения суда администрацией предпринято не было. Просят оставить административное исковое заявление без удовлетворения, отказать в освобождении от взыскания исполнительского сбора, рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Заинтересованные лица Шайнов А.С., Министерство образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, материалы исполнительного производства № ...-ИП, суд приходит к следующему.
Оспаривание решений и действий должностных лиц и органов, наделенных правом по принудительному исполнению решений суда, осуществляется по правилам главы 22 КАС РФ.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 27 декабря 2019 года по делу № ... на администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл возложена обязанность предоставить Шайнову А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решение вступило в законную силу 04 февраля 2019 года. По указанному делу взыскателю выдан исполнительный лист.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мамаевой Г.А. от 12 марта 2020 года на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС 016191311 от <...> года, выданного Медведевским районным судом Республики Марий Эл,возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в пользу взыскателя Шайнова А.С. Указанное постановление должником получено 13 марта 2020 года.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 2).
В соответствии п. 3 исполнительного производства должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
13 мая 2020 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Медведевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мамаевой Г.А.вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением должником, в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа.
Положениями ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
По смыслу указанных правовых норм, исполнительский сбор не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности. Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
В связи с тем, что должником исполнительный документ не был исполнен, 13 мая 2020 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с должника администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в размере 50000 рублей. Оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене не имеется. В материалы дела не представлено доказательств того, что до принятия судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления должник сообщил о невозможности добровольного исполнения в установленный срок либо о принятых им мерах к исполнению решения суда.
Доказательств о том, что в службу судебных приставов поступили сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта в установленный приставом срок, не имеется. При этом взыскание исполнительского сбора является безусловной обязанностью судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения решения суда в установленный законом срок.
Кроме того основанием для отказа в удовлетворении административного требования о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора является пропуск срока обращения с административным иском в суд. Администрацией Медведевского муниципального района Республики Марии Эл постановление судебного пристава-исполнителя получено 13 мая 2020 года, а в суд административный истец обратился 30 марта 2021 года.
Вместе с тем в силу ч. 7ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Из материалов дела следует, что 30 декабря 2020 года между администрацией Медведевского муниципального района Республики Марий Эл и Шайновым А.С. заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, квартира передана по акту приема-передачи.
29 января 2021 года исполнительное производство № ...-ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 2 ст. 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и сохранения принадлежащих им жилых помещений» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Из материалов дела следует, что на момент получения постановления о возбуждении исполнительного производства жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности отсутствовало.
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьей 70 данного федерального закона, в соответствии с которыми в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; при этом контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Администрацией Медведевского муниципального района РеспубликиМарий Эл принимались возможные меры по исполнению вынесенного решения, в августе и сентябре 2019 года проводились процедуры закупки, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на предмет приобретения квартир для категории граждан, относящихся к детям сиротам и детям, оставшимся без обеспечения родителей. Однако проводимые аукционы признавались несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в аукционе.
Администрацией Медведевского муниципального района Республики Марий Эл направлялись письма в Министерство образования и науки Республики Марий Эл, министру финансов Республики Марий Эл по вопросу выделения дополнительных средств на исполнение судебных решений по предоставлению жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Из ответа Министерства образования и науки Республики Марий Эл следует, что лимитами бюджетных обязательств предусмотрены средства только на заработную плату работников, социальную поддержку обучающихся, детей-сирот. Министерство направило письмо в адрес Министерства финансов Республики Марий Эл с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении администрации Медведевского муниципального района бюджетных ассигнований на мероприятия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Принимая во внимание нормы Бюджетного кодекса о сроках, порядке формировании местного бюджета, а также то, что исполнение требований исполнительного документа при отсутствии свободного жилого фонда возможно только на основании муниципальных контрактов на приобретение жилого помещения, заключение которых требует соблюдение определенных процедур, порядка и сроков, а также то, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, учитывая степень вины должника, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № ...-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Медведевского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мамаевой Галине Александровне, Медведевскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эло признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбораотказать.
Освободить администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Медведевскогорайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл
Мамаевой Г.А. от 13 мая 2020 года в рамках исполнительного производства № ...-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н. Смышляева
Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года