Решение по делу № 2-219/2023 от 30.05.2023

Дело № 2-219/2023

УИД 22RS0034-01-2023-000225-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2023 г. с. Михайловское

Михайловский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего Винс О.Г.,

при секретаре Ельниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах Федоткиной Елизаветы Николаевны в лице законного представителя Зикратовой Татьяны Александровны к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» о признании распоряжения об отказе в назначении ежемесячной выплаты незаконным, признание права на получение ежемесячной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района Алтайского края обратился в суд в интересах Федоткиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Зикратовой Т.А. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить и осуществить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

В обосновании заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Зикратова Т.А. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении меры социальной поддержки» Зикратовой Т.А. отказано в назначении ежемесячной выплаты на основании п. 2 ст. 1 Федерального закона №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в связи с превышением 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.10.1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Согласно распоряжению, среднедушевой доход семьи Зикратовой Т.А. составил 205072,96 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при прожиточном минимуме 13504 руб.

Поскольку Зикратова Т.А. на момент подачи заявления являлась индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов), необходимо исходить из возможности при расчете дохода семьи Зикратовой Т.А. вычета расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Из налоговых деклараций представленных Зикратовой Т.А. следует, что сумма произведенных расходов за 2020 г. и 2021 г. составила соответственно 1740000 руб. и 4880090 руб.

Так, согласно расчета среднедушевого дохода, произведенного КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району», Зикратовой Т.А. за период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. получен доход в виде:

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 7764,80 руб. + 7764,80 руб. + 8 145,28 руб. + 8 145,28 руб. + 8 145,28 руб. + 8 145,28 руб. + 8 145,28 руб. + 8 145,28 руб. + 5 517,77 руб. = 69 919,05 руб.;

– доходы от предпринимательской деятельности, крестьянского (фермерского) хозяйства и др. – 201 666,67 руб. + 203886,67 руб. + 203886,67 руб. + 203 886,67 руб. + 371 878,00 руб. + 371 878,00 руб. + 371 878,00 руб. + 588 883,33 руб. + 588 883,33 руб. + 588 883,33 руб. + 578 110,67 руб. + 578 110,67 руб. = 4 851 832,01 руб.;

– всего – 4 921 751,04 руб., доход в месяц – 410 145,92 руб.

    - среднедушевой доход семьи, состоящей из 2х человек составил 205 072,96 руб.

Согласно сведениям из налоговых деклараций, представленных индивидуальным предпринимателем, применяющим специальные налоговые режимы из Федеральной налоговой службы, Зикратовой Т.А. за период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. произведены расходы в виде:

– декабрь 2020 г. – 140 000 руб. (исходя из среднемесячных расходов за 4 квартал 2020 г.: 1 740 000 руб. – 1 320 000 руб. = 420 000 руб./3 мес. = 140 000 руб.)

– январь 2021 г. – сентябрь 2021 г. – 3 401 763 руб.

– октябрь 2021 г. – ноябрь 2021 г. – 985 550 руб. (исходя из среднемесячных расходов за 4 квартал 2021 г.: 4 880 090 руб. – 3 401 763 руб. = 1 478 327 руб./3 мес. = 492 775 руб.* 2 мес. = 985 550 руб.)

Итого: 140 000 руб. + 3 401 763 руб. + 985 550 руб. = 4 527 313 руб.

Доходы от предпринимательской деятельности за анализируемый период 4 851 832,01 руб. – расходы от предпринимательской деятельности за анализируемый период 4 527 313 руб. = 324 519 руб. – доход от предпринимательской деятельности за анализируемый период.

Итого доходы семьи Зикратовых в период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. составили 324 519 руб. + 69 919,05 руб. = 394 438 руб.

394 438 руб./12 мес. = 32 869 руб. / 2 чл. семьи = 16 434 руб. – доход на 1 члена семьи Зикратовых, что меньше 2-хкратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Алтайском крае (13 504 руб.* 2 = 27 008 руб.).

Учитывая, что при подсчете дохода Зикратовой Т.А. не произведено уменьшение суммы доходов на произведенные ею расходы, в связи с чем, прокурор просит признать решение об отказе в назначении Зикратовой Т.А. незаконным, возложить обязанность принять решение о назначении ежемесячной выплаты Зикратовой Т.А. в связи с рождением первого ребенка на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность на ответчика осуществить выплаты Зикратовой Т.А.

В судебном заседании представитель прокуратуры Михайловского района Терёхина А.С. уточнила исковые требования, просила признать незаконным распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении меры социальной поддержки» , признать за Зикратовой Т.А. право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Федоткиной Е.Н. с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме. Указание в уточненном иске о назначении с даты подачи заявления с 15.02.2022г. суд признает технической ошибкой, поскольку истец просил именно с даты подачи заявления с 15.06.2022г. и в первоначальном иске и в судебном заседании.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» ФИО5 возражала против удовлетворения иска, полагая, что при расчете дохода Зикратовой Т.А. специалисты действовали в рамках закона №418 ФЗ, с учетом доходов всех членов семьи.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края, истец Зикратова Т.А., действующая в интересах несовершеннолетней Федоткиной Е.Н., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края просил о рассмотрении дела в отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Ответчик Министерство социальной защиты Алтайского края, предоставил отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, указывая, что при рассмотрении заявления Зикратовой Т.А. о предоставлении мер социальной поддержки ответчик руководствовался действующим законодательством, которым не предусмотрено уменьшение дохода, полученного при упрощенной системе налогообложения, на понесенные расходы.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст. 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка, в том числе, семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В ч.ч.1, 2, 6 ст.1 указанного Федерального закона (здесь и далее в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о назначении выплаты), предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Согласно ч.ч.2, 3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №889н (действующий на момент обращения истца).

В соответствии с п.21 указанного Порядка расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ. Согласно новой редакции Расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона N 418-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.

В ч.6 указанного положения закона доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Зикратова Т.А. в зарегистрированном браке не состоит, приходится матерью несовершеннолетней Федоткиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее семья состоит из двух человек (л.д.31).

Зикратова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением первого ребенка – Федоткиной Е.Н. (л.д.8-9).

Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении меры социальной поддержки» Зикратовой Т.А. отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с тем, что среднедушевой доход семьи выше прожиточного уровня. Кроме того, из распоряжения следует, что среднедушевой доход семьи Зикратовой Т.А. составил 205072,96 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что превышает установленный прожиточный минимум 13504 руб., что так же следует из распоряжения по доходу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 11).

Прокурор, обращаясь с иском в суд полагает, что ответчиком необоснованно при расчете среднедушевого дохода семьи учтен доход от предпринимательской деятельности Зикратовой Т.А., без учета произведенных расходов.

Зикратова Т.А. является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов) с августа 2012 г., что следует из свидетельства о внесении записи в ЕГРИП и Выписке из ЕГРИП, (л.д.33, 34-41).

Согласно расчету среднедушевого дохода произведенного КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. на основании предоставленных документов Зикратовой Т.А., в который вошли доходы от предпринимательской деятельности и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, общий доход семьи составил 4921751,06 руб., среднедушевой доход семьи из двух человек – 205072,96 руб. (л.д.12-13).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 года №3576-О, от 26 марта 2020 года №547-О такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, с повышенным, по сравнению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, уровнем среднедушевого дохода.

В соответствии с п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются лицами, имеющими право на получение профессионального налогового вычета.

Согласно п.1 ст.221 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в п.1 ст.227 Кодекса, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов при исчислении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной п.3 ст.210 Кодекса и составляющей 13 процентов.

Поскольку указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагают возможность применения, в том числе, профессиональных налоговых вычетов, следовательно, налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц - индивидуального предпринимателя, определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные ст.346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов Российской Федерации разъясняло, что расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Таким образом, анализируя нормы законодательства регулирующие право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие возможность применения, в том числе, профессиональных налоговых вычетов, вопреки доводам ответчика, суд приходит к выводу о том, что расчет дохода индивидуального предпринимателя, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Поскольку заявитель Зикратова Т.А. с августа 2012 года является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов), руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, процессуальный истец обосновано исходит из возможности при расчете дохода семьи Зикратовой Т.А. вычета расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты (ч.8 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ).

Учитывая, что общий доход семьи Зикратовой Т.А., размер которого не оспаривается сторонами, установлен ответчиком за период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. в размере 4921751,04 руб., среднедушевой доход семьи из 2 человек составил 205072,96 руб., а из сведений налоговой декларации Зикратовой Т.А. следует, что расход за 2020 г. составил 1740000 руб., за 2021 г. – 4880090 руб., соответственно совокупный доход семьи за период с сентября 2020 года по август 2021 года включительно составил 394 438/12 мес.=32869/2 членов семьи, соответственно среднемесячный доход на 1 человека 16434 руб., что ниже 2-х кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Алтайском крае 13504 руб., с коэффициентом 2.

Таким образом, исходя из названных положений закона и установленных по делу обстоятельств, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах Федоткиной Елизаветы Николаевны в лице законного представителя Зикратовой Татьяны Александровны удовлетворить.

Распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Михайловскому району» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении меры социальной поддержки» Зикратовой Татьяне Александровне признать незаконным.

Признать за Зикратовой Татьяной Александровной, <данные изъяты> право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Федоткиной Елизаветы Николаевны, <данные изъяты> с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Михайловский районный суд Алтайского края.

Председательствующий                  О.Г. Винс

Решение в окончательной форме принято 14 июля 2023г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-219/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зикратова Татьяна Александровна
Прокуратура
Ответчики
Управление социальной защиты населения по Михайловскому району
Другие
Главтрудсоцзащита
Суд
Михайловский районный суд Алтайского края
Судья
Винс Оксана Григорьевна
Дело на странице суда
mihalovsky.alt.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее