Принято в окончательной форме 12.07.2021
(УИД) 76RS0024-01-2021-002032-29
Дело № 2а –1880/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Короткевич А.И., с участием
стороны – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области к Петровой Светлане Владимировне о взыскании задолженности по обязательным платежам,
установлено:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области (далее - Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области) обратилась в Ярославский районный суд с административным иском к Петровой С.В. о взыскании за 2016 год задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 2507 руб., минимального налога в размере 5240 руб., а всего – 7747 руб.
Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области состоит Петрова С.В. 29.07.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), в связи с принятием соответствующего решения. Налогоплательщиком 30.11.2016 представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016 год, налогооблагаемая база – 16712 руб. Период деятельности – 27.03.2007 – 29.07.2016. В установленный срок уплата налогов не была произведена, в связи с чем Инспекцией были направлены требования от 13.01.2017 №144 и от 10.05.2017 №107185 на общую сумму 7747 руб., в том числе, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 2507 руб., минимальный налог в размере 5240 руб. Однако в установленный срок и до настоящего времени сумма задолженности в бюджет не поступила. В соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ Инспекция обратилась в судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Петровой С.В. указанной задолженности. 21.01.2021 мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а.5-171/2021, который по заявлению налогоплательщика был отменен 11.03.2021.
Одновременно административным истцом заявлено о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, которое мотивировано тем, что неуплата административным ответчиком налогов наносит ущерб финансовой деятельности государства, для принятия мер по принудительному взысканию задолженности на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры ко взысканию соответствующих платежей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный ответчик Петрова С.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежаще, почтовые отправления возвращены по причине истечения срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 15099460439415.
Применительно к правилам ч.2 ст.100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Дело рассмотрено судом без участия сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции РФ, а также ч.1 ст. 3, п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
Законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Исходя из положений ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции на момент возникновения правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О).
Абзацем 3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
С учетом того, что требование №107185 от 10.05.2017 содержит срок исполнения 30.05.2017, срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 30.05.2017. Однако, обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам последовало лишь в январе 2021 года, то есть с пропуском срока обращения в суд.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №5 Фрунзенского судебного района г. Ярославля от 11.03.2021 вынесенный 21.01.2021 судебный приказ о взыскании с Петровой С.В. недоимки по налогам отменен, административное исковое заявление направлено в суд 25.05.2021.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления. Вместе с тем, оснований для восстановления срока по указанным административным истцом причинам суд не усматривает. Модернизация программного обеспечения не является обстоятельством, объективно препятствовавшим своевременному обращению в суд. Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворению не подлежит.
Пропуск без уважительных причин процессуального срока служит самостоятельным и достаточным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева