дело № 2-1065/2017 год
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ 25 октября 2017 РіРѕРґР°
Ррбитский районный СЃСѓРґ Свердловской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рќ.Рђ. Буньковой РїСЂРё секретаре судебного заседания РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Р•.РЎ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Карташовой РЎ.Рђ. Рє Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі. Ррбите Рё Ррбитском районе Свердловской области Рѕ включении периода работы РІ трудовой стаж, дающий право РЅР° назначение досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, назначении пенсии,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Медицинской сестре поликлиники Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области В«Ррбитская центральная городская больница» Карташовой РЎ.Рђ., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, обратившейся ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° РІ Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі.Ррбите Рё Ррбитском районе (далее- Пенсионный орган) Р·Р° назначением пенсии РЅР° основании подпункта 20 Рї.1 СЃС‚. 30 Федерального закона в„– 400- ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную Рё РёРЅСѓСЋ деятельность РїРѕ охране Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения РІ учреждениях здравоохранения, решением начальника Пенсионного органа РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° было отказано РІ назначении пенсии РїРѕ мотиву отсутствия необходимого стажа ( 30 лет), был РЅРµ включен период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° (<данные изъяты>), РєРѕРіРґР° Карташова РЎ.Рђ. РІ должности <данные изъяты> работала РІ Муниципальном предприятии В«Ррбитская городская стоматологическая поликлиника» - СЃ тем обоснованием, что лечебная Рё иная деятельность РїРѕ охране Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения должна осуществляться РІ учреждениях здравоохранения, Р° РЅРµ РЅР° предприятии; учреждение это единственная организационно-правовая форма, работа РІ котором включается РІ стаж РЅР° соответствующих видах работ, которое указано РІ выше указанной статье Закона в„– 400- ФЗ, поименовано РІ Рї.1 РЎРїРёСЃРєР° в„– 464 РѕС‚ 06.09.1991 РіРѕРґР° ( <данные изъяты>).
Карташова С.А., считая решение незаконным, обратилась с иском к Пенсионному органу о включении в специальный трудовой стаж выше указанного периода работы. В ходе рассмотрения дела было заявлено дополнительное исковое требование: о назначении пенсии со дня обращения.
В судебном заседании истец Карташова С.А. поддержала уточненные требования, дополнительно пояснила, что в спорном периоде ее должностные обязанности были теми же, что и после переименования предприятия в учреждения, стоматологическая поликлиника выполняла лечебные функции, в ней сохранился тот же штат: <данные изъяты>.
Представитель ответчика Пенсионного органа Митновицкая Н.В. просила отказать в удовлетворении иска, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, имеющихся в материалах дела (<данные изъяты>), связанную с буквальным толкованием норм права, регулирующими зачет периодов работы в связи с лечебной деятельностью в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, имевший место с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, закрепляющих единственную организационно-правовую форму юридического лица в виде «учреждения». Невозможность включения по этим основаниям спорного периода ведет к наличию стажа по специальности у истца в размере <данные изъяты>.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ( далее Закон), вступившего в законную силу с 01.01.2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона (женщинам - 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в частях 3 и 4 данной статьи, закреплены гарантии лицам, начавшим трудовую деятельность на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выражающиеся в том, что эти периоды работы (деятельности) засчитываются в стаж при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как видно, спорный период трудового стажа приходился на время, когда действовал Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1, согласно ст. 81 которого, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, действовавший в период времени с 08.12.1993 года по 24.03.1997 года, когда стоматологическая поликлиника именовалась предприятием, был утверждён Постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991г. № 464. В данном Списке должность медицинской сестры указана, в качестве учреждения здравоохранения указана и поликлиника.
Постановлением главы администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ррбита РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° в„– в„– было зарегистрировано муниципальное предприятие В«Ррбитская стоматологическая поликлиника», находящееся РїРѕ <адрес> (<данные изъяты>), Р° Постановлением Главы администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ррбита РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° в„– было зарегистрировано муниципальное учреждение здравоохранения В«Ррбитская городская стоматологическая поликлиника», созданное РІ результате преобразования (изменения организационно-правовой формы) муниципального предприятия СЃ аналогичным названием, находящееся РїРѕ выше указанному тому Р¶Рµ адресу (<данные изъяты>
В п.2.1 Устава муниципального предприятия от ДД.ММ.ГГГГ года указано, что предприятие здравоохранения осуществляет профилактическую, лечебно-профилактическую, диагностическую, реабилитационную помощь населению. Представитель ответчика не отрицает, что и фактическими направлениями деятельностибыли именно таковыми, то естьосуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Не оспаривается стороной ответчика изменение должностных обязанностей <данные изъяты> учреждения здравоохранения по сравнению с предприятием здравоохранения.
Непризнание иска строится на формальном основании: на отсутствии наименования «предприятие» в списке учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Между тем, анализ пенсионного законодательства, действовавшего прежде, не подтверждает такую позицию ответчика.
Так, из текста выше приведённой ст. 81 Закона Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 не следовало, что право на пенсию по выслуге лет имеют медицинские работники только учреждений, в ней речь идёт не об организационно-правовой форме поликлиники, а о направлении деятельности – она должна заниматься лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Далее, в п.2 Постановления Совета Министров РСФСРот 06.09.1991г. № 464 было указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с положениями п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССРот 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССРот 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Суд полагает, что разъяснения Верховного Суда о трудовых пенсиях применимы и к спорному вопросу, связанному с назначением страховой пенсии по старости, поскольку не с названием пенсии связан иск, а с толкованием конституционных основ реализации права на пенсию по старости досрочно.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 6 марта 2003 г. № 107-О указал, что из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает и то, что финансирование досрочных страховых (а ранее-досрочных трудовых) пенсий, производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10), являющегося составной частью законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях ( ст. 2 Закона), финансирование обязательного страхового обеспечения осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от формы собственности, организационно-правовой структуры.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации разграничивает возможность существования предприятия и учреждения лишь в зависимости от того, осуществляется ли там предпринимательская деятельность и является ли она основной в достижении целей, ради которых они созданы. А в сфере пенсионного законодательства понятие «учреждение» имеет собирательный смысл, применительно к юридическому лицу, и не подлежит буквальному толкованию.
РР· Рї.17Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚11.12.2012 РіРѕРґР° в„– 30 следует, что РїСЂРё разрешении СЃРїРѕСЂРѕРІ, возникших РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ включением РІ стаж, дающий право РЅР° досрочное назначение трудовой пенсии РїРѕ старости лицам, осуществлявшим лечебную Рё РёРЅСѓСЋ деятельность РїРѕ охране Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения, периодов работы РІ организациях, РЅРµ относящихся РїРѕ своей организационно-правовой форме Рє учреждениям, судам следует иметь РІ РІРёРґСѓ, что РїСЂРё изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 Рё 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в„– 173-ФЗ, РІ случае сохранения РІ РЅРёС… прежнего характера профессиональной деятельности работников СЃСѓРґ вправе установить тождественность должностей, работа РІ которых засчитывается РІ стаж для назначения досрочной трудовой пенсии РїРѕ старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
РЎСѓРґ отвергает РґРѕРІРѕРґ Пенсионного органа Рѕ необходимости руководствоваться подпунктом «в» Рї.3 Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 16.07.2014 РіРѕРґР° в„– 665, РіРґРµ говорится Рѕ неприменении Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 22.09.1999 РіРѕРґР° в„– 1066, поскольку данным постановлением СЃСѓРґ РЅРµ руководствуется. Рђ РІ Постановлении РѕС‚ 16.07.2014 РіРѕРґР° в„– 665 закреплена правомерность применения Постановления Совета Министров РСФСРот 6 сентября 1991 РіРѕРґР° в„– 464 «Об утверждении РЎРїРёСЃРєР° профессий Рё должностей работников здравоохранения Рё санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная Рё иная работа которых РїРѕ охране Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения дает право РЅР° пенсию Р·Р° выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место РІ период СЃ 1 января 1992 Рі. РїРѕ 31 октября 1999 Рі. включительно. Рменно РІ данном периоде Рё имел место спорный период трудовой деятельности истца.
В силу выше изложенного суд считает обоснованными требования истца. Предусмотренных ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения конституционного права судом не установлено. Решение спора иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Неравный подход запрещен и статьей 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах ( 16.12.1966 года), согласно которой все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку.
Никаким образом переименование предприятия в ДД.ММ.ГГГГ году не отразилось в записях трудовой книжки истца ( <данные изъяты>), как основного документа о трудовой деятельности и трудовом стаже работника ( ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации ).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости включению в стаж Карташовой С.А., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии спорного периода времени: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В итоге с зачтенным периодом Пенсионным органом <данные изъяты> стаж работы по специальности на день обращения составит <данные изъяты>.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 22 Закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Днем обращения истца является ДД.ММ.ГГГГ года. С этой даты Карташовой С.А. должна быть назначена пенсия.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
РСЃРє Карташовой РЎ.Рђ. Рє Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі. Ррбите Рё Ррбитском районе Свердловской области Рѕ включении периода работы РІ трудовой стаж, дающий право РЅР° назначение досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, назначении пенсии СЃРѕ РґРЅСЏ обращения, удовлетворить.
Включить Карташовой РЎ.Рђ. РІ стаж, дающий право РЅР° назначение досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, следующий период работы: СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ <данные изъяты>) РІ должности <данные изъяты> Муниципального предприятия В«Ррбитская городская стоматологическая поликлиника».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі. Ррбите Рё Ррбитском районе Свердловской области назначить Рё выплачивать страховую пенсию РїРѕ старости Карташовой РЎ.Рђ. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР°.
Решение может быть обжаловано РІ Судебную коллегию РїРѕ гражданским делам Свердловского областного СЃСѓРґР° РІ течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ррбитский районный СЃСѓРґ.
Председательствующий -/подпись/
Решение не вступило в законную силу.
Судья Н.А. Бунькова
Секретарь судебного заседания Е.С. Морозова
<данные изъяты>