Решение по делу № 33а-1625/2017 от 10.01.2017

Судья: Потапова С.В. Дело № 33а-1625/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре Портнове Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2017 г. апелляционную жалобу Миловидовой Ольги Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Миловидова Владислава Александровича, Орешкиной Ксении Александровны на решение Красногорского городского суда Московской области от 18 августа 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Миловидовой Ольги Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Миловидова Владислава Александровича, Орешкиной Ксении Александровны, к администрации городского поселения Красногорск Московской области о признании незаконными и отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения Красногорск и постановления от 19 февраля 2016 г. о снятии с Миловидовой О.О., Миловидова В.А., Орешкиной К.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, об обязании восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя Миловидовой О.О. – адвоката Франчука И.В.,

установила:

Миловидова О.О. обратилась в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Миловидова В.А., Орешкиной К.А., к администрации городского поселения Красногорск Московской области о признании незаконными и отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения Красногорск и постановления от 19 февраля 2016 г. о снятии Миловидовой О.О., Миловидова В.А., Орешкиной К.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Просила восстановить ее и детей на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В обоснование требований Миловидова О.О. указала, что она с членами своей семьи проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 42,2 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, и состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условия с 2011 г.

Оспариваемыми решениями она и члены ее семьи были сняты с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с превышением учетной нормы – на каждого члена семьи приходится 10,6 кв.м. При этом при подсчете площади принималось во внимание приобретение семьей ее брата квартиры в Волоколамском районе за счет субсидии, выделенной семье брата как молодой семье.

Миловидова О.О. считала незаконными оспариваемые решения и учет площади квартиры в Волоколамском районе, поскольку не произошли изменения в уровне обеспеченности ее семьи жильем – она и ее дети не являются членами семьи брата, в приобретенную семьей брата квартиру они не вселялись и права пользования ею не приобрели.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Миловидовой О.О. – адвокат Франчук И.В. требования поддержал.

Представитель администрации городского поселения по доверенности Путынец И.А. против удовлетворения требований возражал.

Решение Красногорского городского суда Московской области от 18 августа 2016 г. в удовлетворении требований было отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Миловидова О.О. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Миловидовой О.О. – адвокат Франчук И.В. требования поддержал.

Администрации городского поселения Красногорск своего представителя не направила, была извещена в установленном порядке.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право каждого на жилище закреплено в статьи 40 Конституции Российской Федерации (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В целях реализации приведенных выше конституционно-правовых гарантий пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений при наличии определенных оснований, которые являются условиями постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно Закону Московской области от 12 декабря 2005 г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» один раз в три года проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 4). Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, случаях: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; приобретения или строительства ими жилого помещения за счет бюджетных средств или субсидий, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления; датой снятия с учета является государственная регистрация права собственности на жилое помещение (пункты 2 и 4 части 1 статьи 5).

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ).

Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что одним из оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях является увеличение размера площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, в результате чего размер площади на каждого члена семьи заявителя станет превышать норму предоставления.

В соответствии со статьей 5 указанного Закона Московской области и со статьей 56 ЖК РФ решение о снятии граждан с жилищного учета принимается органом местного самоуправления, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет. При этом решение о снятии граждан с жилищного учета может быть обжаловано в установленном законом судебном порядке.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что семья Миловидовой О.О. (она, двое несовершеннолетних детей – Миловидов В.А., <данные изъяты> года рождения, Орешкина К.А., <данные изъяты> года рождения) проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 42,2 кв.м. Помимо семьи Миловидовой О.О. в данном жилой помещении проживает семья ее брата – Ильина Д.О. (он, жена Ильина С.Е., несовершеннолетняя дочь Ильина А.Д, <данные изъяты> года рождения), а также мать Миловидовой О.О. и Ильина Д.О. – Ильина Н.А.

Постановлением администрации городского поселения Красногорск от 09 сентября 2011 г. № 755 Миловидова О.О. в составе семьи из двух человек (она и сын Миловидов В.А.) приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии постановлением от 31 июля 2014 г. № 866 в состав семьи Миловидовой О.О. включена и дочь Орешкина К.А., <данные изъяты> года рождения.

21 декабря 2012 г. Ильину Д.О. на состав семьи – он, супруга Ильина С.Е. и дочь Ильина А.Д. (в качестве молодой семьи, состоящей на учете нуждающихся в жилых помещениях), предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения. 18 февраля 2013 г. Ильины стали долевыми сособственниками квартиры № <данные изъяты>, общей площадью 32, 1 кв.м, в <данные изъяты>

Оспариваемыми решением общественной комиссии администрации городского поселения Красногорск (оформлено протоколом № 98 от 19 февраля 2016 г.) и постановлением администрации этого городского поселения от 19 февраля 2016 г. № 104 семья Миловидовой О.О. была снята с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Основанием для принятия таких решений послужило то обстоятельство, что после приобретения Ильиными квартиры в Волоколамском районе общая площадь жилых помещений на каждого из поживающих в квартире в г. Красногорске, исчисленная путем суммирования площадей обеих квартир – в Красногорске и в Волоколамском районе, составила 10,6 кв.м и стала превышать учетную норму – 10 кв.м, которая установлена решением Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28 января 2009 г. № 386/40.

Разрешая требования Миловидовой О.О. об оспаривании указанных решений и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что все проживающие в отдельной квартире в г. Красногорске являются членами одной семьи, в связи с чем при определении уровня обеспеченности проживающих в этой квартире (в том числе Миловидовой О.О. и ее детей) необходимо учитывать размеры всех жилых помещений, в том числе квартиры, приобретенной Ильиными в Волоколамском районе. Следовательно, на каждого проживающего приходится 10,6 кв.м (42,2+32,1)/7), что более учетной нормы в размере 10 кв.м.

Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.

Как следует из вышеприведенных обстоятельств, семья Ильина Д.О. в составе трех человек и семья Миловидовой О.О. в составе трех человек состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве самостоятельных семей. Члены семьи Ильина Д.О. не учитывались в качестве членов семьи Миловидововой О.О., и наоборот.

Таким образом, на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в одной квартире в г. Красногорске проживало, по крайней мере, две семьи.

Миловидова О.О. и ее дети не учитывались при выделении социальной выплаты молодой семье Ильина Д.О.

После приобретения семьей Ильина Д.О. квартиры в Волоколамском районе Миловидова О.О. и члены ее семьи не вселялись в это жилое помещение, сохраняя право пользования квартирой в г. Красногорске.

Иных сведений, которые могли бы свидетельствовать об увеличении обеспеченности семьи Миловидовой О.О. жилой площадью, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах приобретение семьей Ильиных иного жилого помещения при проживании в одной квартире с семьей Миловидовой О.О. не свидетельствует об изменении жилищных условий семьи Миловидовой О.О. Обеспеченность семьи Миловидовой О.О. жилой площадью осталась на том же уровне, что и была на момент постановки на жилищный учет.

Поэтому администрация городского поселения Красногорск и общественная комиссия по жилищных вопросам не вправе были снимать семью Миловидовой О.О. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному в оспариваемых решениях основанию.

При рассмотрении данного дела судебная коллегия не вправе проверить наличие иных обстоятельств, влияющих на решение вопроса о нуждаемости семьи Миловидовой О.О. в жилом помещении и на возможность снятия семьи Миловидовой О.О. с учета нуждающихся (в частности, сохранен ли Миловидовой О.О. статус малоимущей; разрешался ли вопрос о сохранении права пользования семьей Ильина Д.О. квартирой в г. Красногорске при расчете предоставленной его семье компенсации, как молодой семье), что следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 61 постановления Пленума от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

С учетом изложенного, обжалованное решение суда, которым отказано в удовлетворении требований Миловидовой О.О. об оспаривании решений о снятии ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, подлежит отмене, с постановлением по делу нового решения об удовлетворении требований.

В качестве способа восстановления нарушенных прав Миловидовой О.О. судебная коллегия считает необходимым обязать администрацию городского поселения Красногорск восстановить семью Миловидовой О.О. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты первоначальной постановки ее семьи на учет.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 18 августа 2016 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление Миловидовой Ольги Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Миловидова Владислава Александровича, Орешкиной Ксении Александровны.

Признать незаконными и отменить решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения Красногорск, оформленное протоколом № 98 от 19 февраля 2016 г., и постановление администрации городского поселения Красногорск Московской области от 19 февраля 2016 г. о снятии Миловидовой О.О., Миловидова В.А., Орешкиной К.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать администрацию городского поселения Красногорск восстановить Миловидову Ольгу Олеговну, Миловидова Владислава Александровича, Орешкину Ксению Александровну на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Председательствующий

Судьи

33а-1625/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Миловидова О.О.
Ответчики
Администрация г.п. Красногорск
Суд
Московский областной суд
Судья
Редченко Е.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
16.01.2017[Адм.] Судебное заседание
18.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2017[Адм.] Передано в экспедицию
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее