Мировой судья судебного участка №11 г. Бийска Алтайского края Матрохина Е.А.
Дело № 11-175/2024
2-26/2024
УИД 22MS0034-01-2023-002088-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2024 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: А.А. Шелковниковой,
при секретаре: Е.А. Неверовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» на решение мирового судьи судебного участка №11 г. Бийска Алтайского края от 19 января 2024 года по гражданскому делу по иску Белобородовой З.Г. к Администрации г.Бийска, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
УСТАНОВИЛ:
Белобородова З.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Бийска, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», о возмещении материального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 25700 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником автомобиля Лада Веста 2020 государственный регистрационный номер №. 16.04.2023 года в 04 час. 10 мин. ее дочь Котова Е.Н. двигалась на автомобиле Лада Веста, государственный регистрационный знак №, по <адрес> после проезда искусственной неровности попала в выбоину, в результате чего повредила два колеса. Вызванные в результате ДТП повреждения автомобиля причинили материальный ущерб в размере 25700 руб.
Ссылаясь на положения ст. 15 Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», ст. 34, 14 Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ответственным за содержанием автомобильных дорог является администрация города Бийска. Кроме того, данный участок дороги передан в МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», в связи с чем сумма ущерба подлежит взысканию в солидарном порядке с ответчиков.
Решением мирового судьи судебного участка №11 г.Бийска Алтайского края от 19 января 2024 года исковые требования Белобородовой З.Г. удовлетворены частично.
С МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» в пользу Белобородовой З.Г. в возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, взыскано 25700 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 971 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Белобородовой З.Г. отказано.
С решением суда не согласился ответчик МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», который в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, отказав в удовлетворении исковых требований к МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ДТП произошло на автомобильной дороге по ул. Ударная в г. Бийске. В соответствии с распоряжением Администрации города Бийска от 01.04.2022 №-р полномочия по содержанию автомобильной дороги по ул. Ударная в г. Бийске возложены на МБУ г. Бийска «Бийскавтодор».
Соответственно организацией, осуществляющей содержание автомобильной дороги по <адрес>, является МБУ г. Бийска «Бийскавтодор». Контроль за деятельностью МБУ г.Бийска «Бийскавтодор» учредительными документами на МКУ «Управление коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска» не возложен.
В МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства дорожного хозяйства Администрации г. Бийска» по состоянию на дату ДТП не поступало предписаний по поводу наличия дефекта на дороге по <адрес>.
Кроме того, материалы дела содержат сведения о том, что дефект на дороге по ул.Ударная образовался в результате некачественно проведённого ремонта дороги ООО «Компания-ДС» при исполнении муниципального контракта. При указанных обстоятельствах усматривается наличие вины ООО «Компания-ДС» в причинении ущерба истцу в результате ДТП.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», третьего лица Администрации г.Бийска – Платонов С.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Кудинов Д.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
На основании п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Указанная норма материального права определяет, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно- следственной связи между виновными действиями и наступлением вреда, вина причинителя вреда.
При этом потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причиненного вреда, и также доказательства тому, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее по тексту также Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильный и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст. (далее по тексту также Стандарт) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее по тексту также дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее по тексту также улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования Стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Как следует из пункта 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации под «дорогой» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту также Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 3 и 11 статьи 5 Закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом № 257-ФЗ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту также Закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4,6 части 1 ст.16 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края (далее по тексту также Устав) к вопросам местного значения города относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 43 Устава установлено, что администрация города Бийска организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 38 Устава предусмотрено, что исполнительно-распорядительные полномочия Администрации города в определенных сферах управления осуществляются органами Администрации города - отраслевыми (функциональными) отделами и управлениями, территориальными отделами.
Полномочия органов Администрации города определяются положениями о них, правовыми актами Думы и Администрации города.
Органы Администрации города могут обладать правами юридического лица (часть 2).
Для целей настоящего Устава понятия «органы Администрации города» и «структурные подразделения Администрации города» применяются в одном значении (ч.4).
Постановлением Администрации города Бийска № 2521 от 20.11.2011 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска».
Постановлением № 666 от 08.04.2022 утверждено новое Положение о Муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска».
Согласно пунктам 1.1, 1.11 данного Положения Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» (далее по тексту также Управление) является структурным подразделением Администрации города Бийска, осуществляющим реализацию вопросов местного значения муниципального образования город Бийск в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства.
При осуществлении своей деятельности Управление реализует полномочия от имени муниципального образования город Бийск и от своего имени.
В соответствии с пунктом 2.3.15 Положения Управление организует содержание и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значений.
Таким образом, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, около 16.04.2023 в 04 час. 10 мин. в г. Бийске Алтайского края около <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Лада р/з №, принадлежащего на праве собственности Белобородовой З.Г., под управлением Котовой Е.Н.
Данное дорожно-транспортное происшествие произошло при следующих обстоятельствах. Дочь истца, управляя автомобилем Лада Веста, р/з А563ЕС122, двигалась в направлении пер. Дружный по ул. Ударная, на участке дороги в районе дома № 75а по ул. Ударная почувствовала удар, после чего остановилась.
В результате данного дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца были причинены механические повреждения, а истцу, как собственнику данного транспортного средства - имущественный вред. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 25 700 руб.
Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела, отказным материалом в отношении Котовой Е.Н.
Так, определением инспектора БДПС ГИБДД МУ МВД России «Бийское» 16.04.2023 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Котовой Е.Н. в виду отсутствия состава административного правонарушения ( п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Согласно акту выездного обследования от 21.04.2023 по результатам проведения выездного обследования <адрес> выявлено, что на проезжей части дороги имеются выбоины в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 5059-2017. Инструментальным обследованием установлено, что в районе <адрес> имеется отдельная выбоина размером ширина 1,65м, длина 1,1 м, глубина 13,5 см, общая площадь разрушения 1,155 м, имеется фототаблица.
Согласно экспертному заключению № от 24.04.2023, составленному независимой экспертной службой, стоимость восстановительного ремонта без учета износа автомобиля Лада Веста, государственный регистрационный номер А563ЕС122, составила 25700 руб., с учетом износа 20200 руб.
Разрешая спор, установив, что причиной дорожно-транспортного происшествия являлась выбоина в дорожном покрытии на проезжей части дороги, следовательно, ДТП с участием автомобиля истца произошло вследствие ненадлежащего содержания дорожного покрытия и непринятия мер по своевременному устранению выявленных недостатков, мировой судья возложил ответственность за возмещение ущерба, причиненного транспортному средству истца, на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» как лица, осуществляющего контроль за состоянием дорог и организации необходимых работ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании причиненного ущерба с МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
С доводами апелляционной жалобы ответчика суд согласиться не может.
Так, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» о том, что вина указанного ответчика в причинении ущерба автомобилю отсутствует, полномочия по содержанию автомобильной дороги по ул. Ударная в г.Бийске возложены на МБУ г.Бийска «Бийскавтодор».
Действительно из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Бийска от 23 марта 2022 года № утвержден Устав МБУ «БИЙСКАВТОДОР», согласно п.п. 2.2, 2.3 которого основными целями создания учреждения являются обеспечение деятельности по эксплуатации автомобильных дорог, автомагистралей, транспортное обслуживание и осуществление хозяйственно-технической деятельности администрации г. Бийска и ее структурных подразделений. Предметом деятельности учреждения являются автотранспортное обеспечение деятельности должностных лиц администрации г. Бийска и ее структурных подразделений, имеющих статус юридического лица, содержание и обеспечение эксплуатации автотранспорта, деятельность по облуживанию зданий и территорий, эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей и иная деятельность, направленная на достижение целей создания учреждения.
Распоряжением администрации г.Бийска от 01 апреля 2022 года №-р утвержден список автомобильных дорог общего пользования местного значения, подлежащих обслуживанию МБУ «БИЙСКАВТОДОР», и перечень работ на автомобильных дорога общего пользования местного значения, подлежащих обслуживанию. В приложении №1 утвержденного списка имеется автодорога по ул. Ударная.
Вместе с тем, как обоснованно указано мировым судьей, полномочия МБУ «Бийскавтодор» по содержанию автомобильных дорог в городе Бийске осуществляются лишь в рамках муниципального задания.
Согласно муниципальному заданию МБУ «Бийскавтодор» на 2023 год к плановым видам и объемам работ по содержанию автомобильных дорог в рамках исполнения муниципального контракта не относится ликвидации выбоин на проезжей части автомобильных дорог.
В муниципальном задании запланирован ремонт автомобильных дорог на 2023 год, а именно ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм (5 см), площадь ремонта до 5 кв.м., ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом, толщина слоя 70 мм (7 см), площадь ремонта в одном месте до 1 кв.м. При этом в задании не указаны, конкретные улицы, где запланирован указанный ремонт. Более того, ДТП произошло вследствие наличия выбоины на дороге размерами ширина 1,65м, длина 1,1 м, глубина 13,5 см, общая площадь разрушения 1,155 м, что превышает запланированный объем ремонта.
Доводы ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации <адрес>» о том, что дефект на дороге по <адрес> образовался в результате некачественного ремонта дороги ООО «Компания-ДС» при исполнении муниципального контракта, заключенного с МКУ «Управлениен капитального строительства Администрации <адрес>», во внимание не принимаются.
Бремя содержания имуществом, ответственность за вред, причиненный его эксплуатацией, по общему правилу несет собственник или иное лицо, владеющее им на законном основании, за исключением случаев, если иное не предусмотрено договором (ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Являясь по своей правовой природе договором подряда, муниципальный контракт, заключенный между МКУ «Управлениен капитального строительства Администрации <адрес>» и ООО «Компания –ДС» в силу положений пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает выполнение подрядчиком конкретного перечня работ в отношении конкретных объектов, неисполнение либо ненадлежащее обязательств по контракту перед заказчиком является основанием для привлечения подрядчика к договорной ответственности, однако не создает обязательств перед третьими лицами (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Такую ответственность в силу положений ст. 210, ст. 1064 ГК РФ несет собственник имущества, который ненадлежащим образом осуществляет его содержание, контроль.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной мировым судьей оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 11 г. Бийска от 19 января 2024 года по делу № 2-26/2024 по иску Белобородовой З.Г. к Администрации г.Бийска, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» – без удовлетворения.
Председательствующий А.А.Шелковникова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2024 года.