Дело № 2- 4160 (2011)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2011 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,
с участием представителя истца Гудкова Ю.А., действующего на основании доверенности от 15 сентября 2011 года (л.д. 27)
при секретаре Петренко Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова А.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка без проведения открытого аукциона,
У С Т А Н О В И Л:
Назаров А.А. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска о возложении обязанности на КУМИ г. Ачинска заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного по адресу (адрес), общей площадью 905 кв.м. с кадастровым номером (номер) на условиях ранее заключенного сторонами договора аренды от 15.03.2011г. без проведения открытого аукциона, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с распоряжением Администрации города Ачинска от 27.10.2010 № 3383-р «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, для целей, связанных со строительством (адрес)» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка. Согласно протоколу о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 04.03.2011г. истец стал победителем открытого аукциона. 15.04.2011г. КУМИ г. Ачинска заключил с ним договор аренды земельного участка кадастровый номер (номер), распложенный по адресу (адрес). В соответствии с условиями договора в установленные сроки, Назаров производит арендную плату. Согласно п. 4.4.5. договора № 620-АЗ от 15.03.2011г. для проведения государственной регистрации истец передал документы в Ачинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. 11.04.2011г. получил уведомление об отказе в государственной регистрации. Причиной отказа стала то, что участок с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу (адрес), площадью 905 кв.м. был внесен в государственный кадастр недвижимости 20.12.2008г. Согласно ст. 24 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано - «если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация право на него или аренды, то такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости». Таким образом, в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю -15.02.2011г. сведения о земельном участке с кадастровым номером (номер) были аннулированы и исключены из ГКН. Кроме этого, согласно ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - не допускается осуществление государственной регистрации права (сделки) на объект
недвижимости имущества, который не считается учтенным. В досудебном порядке для урегулирования вопросов связанных с государственной регистрацией земельного участка, расположенного по адресу (адрес), площадью 905 кв.м., в рамках договора от 15.03.2011г. специалистами КУМИ г. Ачинска Назарову А.А. было предложено сделать новый межевой и кадастровый план участка, для последующего составления дополнительно соглашения к данному договору и соответственно дальнейшей госрегистрации. Для выполнения работ по формированию документов на указанный земельный участок заключил договор с ООО «А». При получении документов сдал кадастровые паспорта в КУМИ г. Ачинска, где истцу выдали дополнительное соглашение к договору и справку о том, что земельный участок с номером (номер) аннулирован и исключен из ГКН, а земельный участок с кадастровым номером (номер) фактически являются одним и тем же земельным участком. С этими документами истец обратился в регистрационную палату, где объяснили, что дополнительное соглашение к договору от 15.03.2011г. и справка об идентификации земельных участков (номер) и (номер) по сути юридической силы не имеют, т.к. сформирован новый земельный участок на том же месте с тем же адресом под (номер), предметом договора от 15.03.2011г. и дополнительного соглашения от 20.07.2011г. не являются, соответственно, в государственной регистрации такого договора отказано. Таким образом, считает о нарушенном праве арендатора, как победителя открытого аукциона, т.к. фактически не имеет возможности произвести государственную регистрацию земельного участка, расположенного по адресу (адрес). В связи с этим, истец понес материальные затраты: за оплату аренды данного земельного участка (по состоянию сентябрь 2011г. в сумме 46709руб.; за проведение геодезических работ по развитию съёмочного обоснования земельного участка 2400руб.; за изготовление нового межевого и кадастрового плана земельного участка 3950руб.; за оформление договорных отношений с подрядной организацией на строительство дома (приобретение стройматериалов, авансовые платежи); на оплату консультаций юриста.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации города Ачинска в лице Гусевской О.Г., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2010 года сроком до 31 декабря 2011 года, в суд не явилась, представив отзыв, согласно которому просила дело рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились. В письменном заявлении против заявления не возражал, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. (п. 1 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу п. 2 ст. 22, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. (ст. 25, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011))
В соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.(ст. 29 ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011))
Исходя из ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:1) без предварительного согласования мест размещения объектов;2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства не проводится.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
Решение органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. (ст. 30, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011))
Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Администрации города Ачинска от 27.10.2010 года № 3383-р «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, для целей, связанных со строительством (адрес)» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель населенных пунктов с кадастровым номером (номер), площадь. 905 кв.м. (л.д.6-7) Организация открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка возложена на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска.
Исходя из п.1.5 Постановления Главы г. Ачинска Красноярского края от 26.05.2004 N 0219-п (ред. от 25.10.2010) "Об утверждении Положения "О порядке проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на территории города Ачинска" торги проводятся только на земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. И как было указано выше, согласно ст. 30 ЗК РФ органом местного самоуправления проводятся работы по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. (ст. 30, "ЗК РФ" )
Согласно протоколу о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 04.03.2011г. истец стал победителем открытого аукциона. (л.д.8-9)
15 марта 2011г. между КУМИ г. Ачинска и Назаровым А.А. был заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер (номер), распложенный по адресу (адрес), со сроком действия с 04 марта 2011 года по 03 марта 2021 года (л.д. 10-13)
Истцу в пользование был передан данный земельный участок (л.д. 14), в соответствии с условиями договора в установленные сроки Назаров производит арендную плату (л.д. 15)
Согласно п. 4.4.5. договора № 620-АЗ от 15.03.2011г. для проведения государственной регистрации истец передал документы в Ачинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
11.04.2011г. Назаров А.А. получил уведомление об отказе в государственной регистрации, причиной которого стало отсутствие сведений о земельном участке с кадастровым номером (номер) в ГКН. Из уведомления видно, что участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу (адрес), площадью 905 кв.м. был внесен в государственный кадастр недвижимости 20.12.2008г., согласно ст. 24 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано - «если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация право на него или аренды, то такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости». Таким образом, в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю -15.02.2011г. сведения о земельном участке с кадастровым номером (номер) были аннулированы и исключены из ГКН. Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - не допускается осуществление государственной регистрации права (сделки) на объект недвижимости имущества, который не считается учтенным (л.д.24-26).
В результате истец понес расходы на проведение геодезических работ по развитию съёмочного обоснования земельного участка, на оформление нового межевого и кадастрового плана участка.
Сформирован новый земельный участок с кадастровым номером (номер), который, что не отрицалось сторонами, фактически являются одним и тем же земельным участком, имевшим кадастровый номер (номер), который в период проведения аукциона был аннулирован и исключен из ГКН.
Как видно из представленных двух кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами (номер) (дата внесения номера в ГКН 20.12.2008 года) и (номер) (дата внесения номера в ГКН 19.10.2011 года), данные земельные участки идентичны между собой по площади 905+/-11 кв.м., по координатам и месту расположения (л.д. 16-19).
С КУМИ г. Ачинска заключено дополнительное соглашение к договору, однако, регистрационной службой отказано в регистрации договора.
Исходя из ст. 24, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственном кадастре недвижимости") внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Назарова А.А. о возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером (номер) без проведения открытого аукциона, поскольку Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска в силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ в лице органа местного самоуправления должен был обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения бесплатно получить в соответствующем государственном органе, запросить кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером (номер) указана дата внесения номера в ГКН -20.12.2008 года, следовательно, 20.12.2010 года запись, как это было сделано регистрирующим органом, аннулирована в силу закона.
Период с момента объявления открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером (номер) до оформления протокола составил 4 месяца, с 27 октября 2010 года по 04 марта 2011 года, победителем объявлен Назаров А.А., однако в отношении несуществующего земельного участка.
Принимая во внимание доводы истца, (а других доказательств ответчик суду не предоставил и другие доказательства судом не установлены), суд считает необходимым возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска обязанность в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу заключить с Назаровым договор аренды земельного участка с кадастровым номером (номер) без проведения открытого аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Назарова А.А. удовлетворить в полном объеме.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу заключить с Назаровым А.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером (номер) без проведения открытого аукциона.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Лучина Н.Б.