Дело № 2а-1237/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Агаджанян К.В.,
с участием прокурора - заместителя Канашского межрайонного прокурора Валерьянова С.В.,
при секретаре судебного заседания Никитиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице:
http://kamaelectrofish26.com/?yclid=4377379869899120074,
http://fisher-predator.ru/?yclid=4377398818372102494, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Заместитель Канашского межрайонного прокурора обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет - странице, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка в сфере противодействия распространению запрещенной информации в сети «Интернет». В ходе проверки установлено, что интернет - страницы http://kamaelectrofish26.com/?yclid=4377379869899120074, http://fisher-predator.ru/?yclid=4377398818372102494, находящиеся в открытом доступе, содержит материал о реализации электроудочек посредством сети «Интернет». На указанных сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги электроудочки для незаконного лова рыбы. Информация носит противоправный характер, поскольку использование электроудочек и их оборот запрещены законодательством РФ. На данном интернет-сайте можно сделать заказ, а также имеется ассортимент, стоимость предлагаемых к продаже электроудочек, алгоритм действий по их приобретению. Указанный материал доступен для неопределенного круга лиц, распространяется в сети «Интернет», какие-либо ограничения по доступу к указанному интернет - ресурсу не установлены. Таким образом, обеспечивается открытый доступ к интернет - страницам. Размещенная на интернет - страницам информация нарушает положения федерального законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года производство по административному иску прекращено в части признания информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,размещенной в сети «Интернет» на интернет - странице: http://kamaelectrofish26.com/?yclid=4377379869899120074.
Прокурор - заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Валерьянов С.В. административный иск поддержал и просил его удовлетворить с учетом заявления о частичном отказе от административного иска по мотивам того, что на момент рассмотрения дела в суде в сети «Интернет» сайт: http://kamaelectrofish26.com/?yclid=4377379869899120074 заблокирован.
Представитель заинтересованных лиц Территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому округу и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому округу Перов А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что по состоянию на 24 августа 2021 года доступ к интернет - ресурсу http://fisher-predator.ru/?yclid=4377398818372102494 не ограничен (л.д. 30-31).
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Суд, выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статей 1, 2, 26 и 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования устанавливаются ограничения на виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов и запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», к нарушениям правил осуществления рыболовства относится, в том числе нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением.
Ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, предусмотрена статьей 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов - статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года №26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» предусмотрено, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Частью 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.
Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов с использованием орудий с применением электротока, а также с применением электроловильных систем запрещена действующим законодательством.
В судебном заседании установлено, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга сети «Интернет» в рамках осуществления надзорных полномочий выявлены Интернет - страницы с адресами: http://kamaelectrofish26.com/?yclid=4377379869899120074, http://fisher-predator.ru/?yclid=4377398818372102494, на которых неопределенному кругу лиц, в том числе жителям г. Канаш и Канашского района, предложено содержится предложение купить электроудочку.
При этом судом установлено, что вход на интернет-страницу свободный, без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах мониторинга сети «Интернет» от 26 июля 2021 года, снимками экрана с отображением информации, содержащейся на сайте (л.д. 8-13).
При таких обстоятельствах, информация, размещенная на указанной интернет - странице вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения электроудочек, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствует их совершению, в связи с чем, подлежит ограничению.
С учетом вышеизложенного информацию на вышеуказанной интернет -странице следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На момент проверки, а также в настоящее время указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Учитывая, что вышеуказанный интернет-сайт не включен в Единый реестр, а установить его владельца не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет - странице: http://fisher-predator.ru/?yclid=4377398818372102494 следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице: http://fisher-predator.ru/?yclid=4377398818372102494, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Агаджанян
Мотивированное решение составлено 30 августа 2021 года.