Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 07 февраля 2018 года
Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Нигматзяновой О.А., при секретаре Новиковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаряевой В.С. к Администрации Артемовского городского округа о признании квартиры частью жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Гаряева В.С. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа о признании <адрес> внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование исковых требований Гаряева В.С. указала, что в её собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно данных, полученных из общего доступа по системе «Интернет» об объекте недвижимости, квартира общей площадью 45,5 кв.м. с кадастровым номером 66:02:1401004:1128, расположена в одноэтажном доме, но которая фактически является частью жилого дома, с характеристиками жилого помещения, совпадающими с характеристиками части жилого дома, имеет самостоятельный вход и выход со стороны наружной стены, что подтверждается справкой Артемовского БТИ от 20 июня 2017 года.
В соответствии с Законом о кадастре осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Осуществление кадастрового учета такого вида объекта недвижимости, как часть жилого дома, Законом о кадастре не предусмотрено. Однако, на практике часто возникает ситуация, когда жилой дом (не объект индивидуального жилищного строительства) фактически разделен на части, в каждой из которой проживает отдельная семья и под каждой такой частью, как правило (но не обязательно), образован самостоятельный земельный участок или же земельный участок под домом находится в общей долевой собственности. Определение понятия «часть жилого дома» в Жилищном кодексе отсутствует. Вместе с тем, согласно положениям Жилищного кодекса, часть жилого дома является объектом жилищных прав. Таким образом, часть жилого дома, в том числе в целях государственного кадастрового учета объектов недвижимости, может представлять собой помещение либо совокупность помещений, составляющих, в том числе блок в жилом доме блокированной застройки, каждый из которых может рассматриваться как жилой дом. Просит признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес> частью жилого дома и внести в Единый государственный реестр недвижимости соответствующие сведения (л.д. 2).
Истец Гаряева В.С. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, не явилась на основании ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 135).
Представитель ответчика Администрации Артемовского городского округа извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился на основании ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставил на усмотрение суда (л.д. 94).
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился без указания причин (л.д. 22).
Представитель третьего лица Комитет по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 93).
Третьи лица ФИО4, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 привлеченные к участию в деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ о слушании дела извещены надлежащим образом, в суд не явились на основании заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, против исковых требований не возражали (л.д. 129).
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика и третьих лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте Артемовского городского суда на основании ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав письменные доказательства по делу, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
в силу ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Согласно ч. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, и квартира, и жилой дом (часть жилого дома) имеют статус жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
Согласно ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения об объектах недвижимости, подлежащих государственной регистрации (в том числе, описание объекта и его характеристика) включаются в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Изменения в сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в ЕГРП, вносятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что ФИО8 и ФИО9 являются собственниками жилого помещения (квартиры) общей площадью 44,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, по 1/2 доли каждый (выписка из ЕГР недвижимости л.д. 26- 27, сведения БТИ л.д. 60).
Собственниками жилого помещения (квартиры), общей площадью 45 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> являются ФИО6 и ФИО7 (сведения БТИ л.д.61, договор передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 101-102,).
Собственником жилого помещения (квартиры), общей площадью 46,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> является Гаряева В.С. (договор купли- продажи (передачи) квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 6, сведения БТИ л.д. 7, 62).
Согласно технической информации и плану (л.д. 32, 39, 49, 107- 110) жилой дом по вышеуказанному адресу состоит из трех квартир, содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> казне Артемовского городского округа не числиться (л.д. 41, 59).
Правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>2 является ФИО6 (л.д. 111- 112).
Из совокупности исследованных документов, судом установлено, что жилое помещение истца, являясь объектом права собственности, значится в органах Росреестра именно как квартира, при этом данное помещение расположено в трехквартирном жилом доме, имеющем элементы общего имущества.
Вопреки доводам истца, законом не предусмотрен перевод объекта недвижимого имущества – «квартиры» в «часть жилого дома». То обстоятельство, что каждая квартира имеет отдельный вход, являются автономными в отношении друг друга, не позволяет считать квартиру частью многоквартирного жилого дома. В данном случае указанные помещения, в соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации представляют собой самостоятельные объекты недвижимости, права и сделки с которыми подлежат государственной регистрации. Истец является собственником объекта недвижимого имущества - квартиры, иных сведений не имеется.
Кроме того, поскольку истцу в доме принадлежит объект недвижимого имущества, который имеет статус жилого помещения и является квартирой в многоквартирном жилом доме, оснований для признания одной из квартир частью жилого дома не имеется. Действующее законодательство не предусматривает возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов его частей (наличие в одном доме квартиры и части жилого дома).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований и признания указанной квартиры частью жилого дома в данном случае не имеется, в иске Гаряевой В.С. надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Гаряевой В.С. к Администрации Артемовского городского округа о признании <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> помещением (частью жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья: О.А. Нигматзянова