ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
№ 33А-12-286/2018
г. Уфа 14 марта 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Ганиевой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Суркова 1 на постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года, которым
Сурков 1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
у с т а н о в и л а:
01 февраля 2018 года УУП ОУУП и ПДН отдела полиции № 7 Управления МВД России по г. Уфе Валишиным .... в отношении Суркова ... составлен протокол об административном правонарушении, которым в отношении последнего возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого вынесено вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, Сурков ... просит постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года отменить, производство по делу прекратить, поскольку судебный акт не содержит указания на то, какие именно нарушения порядка проведения публичного мероприятия им допущены, организатором мероприятия Сурков ... не является, как предполагаемый участник не должен был его согласовывать, участие в несанкционированном публичном мероприятии само по себе не является событием административного правонарушения, возбуждение производства по делу об административном правонарушении влечет за собой многочисленные нарушения принципов и норм международного права, российского законодательства.
Допрошенный в качестве свидетеля УУП ОУУП и ПДН отдела полиции № 7 Управления МВД России по г. Уфе Валишин ... – должностное лицо Управления МВД России по г. Уфе, составивший протокол об административном правонарушении в отношении Суркова ... показал, что составил протокол по административному материалу, переданному ему из дежурной части, там же был диск с видеозаписью, из которой усматривалось, что Сурков ... участвовал в несанкционированном публичном мероприятии, участники которого, в том числе Сурков ...., на требования работников полиции прекратить демонстрацию, не реагировали и продолжали мероприятие.
В судебное заседание Сурков ... не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав должностное лицо УМВД по г. Уфе Валишина ...., прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий и предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года № 619-з «О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, осуществляемого одним участником) в специально отведенных местах регулируется Законом Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 175-3 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».
На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (далее - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом, в Правительство Республики Башкортостан в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия, либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 28 января 2018 года в 14.00 часов по адресу: адрес, Сурков .... принял участие в несанкционированном публичном мероприятии – организованном публичном выражении общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения от остановки общественного транспорта «Универмаг Уфа» до остановки общественного транспорта «Спортивная» средств наглядной агитации с символикой «Навальный 2018», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия не реагировал, чем нарушил требования ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях демонстрациях и пикетировании».
Факт совершения административного правонарушения и виновность Суркова ... подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
протоколом об административном правонарушении от 01 февраля 2018 года, при составлении которого Суркову .... были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д. 1);
рапортами полицейских ОП № 7 УМВД России по г. Уфе Сулейманова ...., Ахмерова ...., полицейских ОБО и КПО Управления МВД России по городу Уфе Мингазова ...., Мазитова ...., Хусаинова ...., Хусаинова .... от 28 января 2018 года (л.д. 3-9);
протоколом о доставлении от 28 января 2018 года (л.д. 13);
уведомлением о проведении публичного мероприятия (л.д. 14);
ответом заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева .... от 15 января 2018 года № 2Т-36-2Т-267-ГО (л.д. 15);
видеозаписью на CD-диске, приобщенном к материалам дела (л.д. 28).
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Суркова ... в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Нарушений при составлении процессуальных документов, на основании которых установлена вина Суркова ... по делу, не выявлено, в связи с чем не доверять зафиксированным в них сведениям оснований не усматривается. В соответствии с нормами главы 26 КоАП РФ они являются допустимыми доказательствами, и обоснованно приняты в качестве таковых судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Суркова ... в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. В ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее, как участник публичного мероприятия, нарушение установленного порядка его проведения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является участие Суркова ... в публичном мероприятии, несогласованном в установленном порядке. Заявитель, принимая участие в публичном мероприятии, несогласованном с уполномоченным органом, должен был прекратить свое участие в нем после предупреждения сотрудников органов внутренних дел о его несогласованности.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Поскольку Сурков ... принял участие в организованном публичном выражении общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения средств наглядной агитации, то его действия подлежат оценке как участие в демонстрации.
При таких обстоятельствах описание события, совершение которого вменено Суркову ... подлежит уточнению путем указания на участие лица в демонстрации вместо шествия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, что не влечет ухудшение положения привлеченного к административной ответственности лица.
Указанное не влечет изменения квалификации действий Суркова .... по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку совершенное им деяние образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Суркова ... являлся предметом проверки в суде первой инстанции, подтверждения не нашел. Не согласиться с выводами суда предыдущей инстанции оснований не имеется, поскольку законность требования сотрудников полиции прекратить публичное мероприятие и факт неподчинения Сурковым .... такому требованию установлены судьей районного суда на основании имеющихся в деле доказательств. Так, из копии ответа заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева .... от 15 января 2018 года № 2Т-36-2Т-267-ГО следует, что в согласовании публичного мероприятия, запланированного организаторами на 28 января 2018 года, было отказано в связи с тем, что маршрут запланированной демонстрации пролегает на расстоянии менее 100 метров от школы, от детского сада и от медицинского учреждения, а во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий состоятся другие публичные мероприятия. Видеозаписью подтверждается, что сотрудники полиции с помощью звукоусиливающей аппаратуры обращались к участникам демонстрации, среди которых находился Сурков ..., с требованием прекратить данное мероприятие, что сделано не было.
Утверждения в жалобе о нарушении при производстве по делу принципов и норм международного права, российского законодательства, что повлекло нарушение прав и свобод заявителя, повлечь отмену судебного постановления не могут.
Европейский Суд по правам человека указывал, что право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу «М. против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 года по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы», от 20 февраля 2003 года по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).
Проверяя положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 апреля 2009 года № 484-О-П отметил, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав и свобод Суркова ...
Постановление о привлечении Суркова .... к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание в виде административного штрафа назначено Суркову ... с учетом вышеизложенных требований, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению законодательства о митингах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Суркова 1 изменить, указав на его участие в публичном мероприятии в форме демонстрации.
В остальном судебный акт оставить без изменения, жалобу Суркова ... - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Насырова Л.Р.