Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2022 года
УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 30 июня 2022 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи М.П. Вершининой,
при секретаре Коноплине П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котегова Сергея Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности,
установил:
истец обратился в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с вышеназванным иском к администрации ГО Верхняя Пышма.
В обоснование требований указал, что ему, его супруге ФИО12 и детям ФИО13, ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с КН № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 653 кв.м. и видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки. На земельном участке расположен жилой дом с КН №. 21.04.2021 он обратился в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка с КН № и земель кадастровых кварталов №, №. Фактически, заявление было подано с целью юридического оформления и выкупа земельного участка, используемого в качестве придомовой территории и подъезда к нему, в соответствии со схемой земельного участка границы вновь образуемого участка не препятствуют исторически сложившемуся внутриквартальному проезду. В ответ на поданное заявление был получен отказ № от 20.05.2021 в виду того, что испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка с КН № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых территорией транспортной инфраструктуры – улицей (согласно Генерального плана ГО Верхняя Пышма), то ест территорией общего пользования. Кроме того, с заявлением обратились не все собственники земельного участка, не было получено согласие банка. Не согласившись с полученным отказом, истцом было подано исковое заявление в Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Решением от 14.09.2021 по делу № в признании отказа администрации № от 20.05.2021 незаконным было отказано в виду обращения не всех собственников. Однако, иное основание для отказа, а именно расположение испрашиваемого участка на территории общего пользования было признано судом необоснованным, так как администрацией не было представлено доказательств нахождения на истребуемом земельном участке объектов общего пользования, как и не представлено доказательств использования земельного участка по указанному назначению. Решением было установлено, что испрашиваемый участок не занят автомобильной дорогой, тротуаром и газоном, а также не превышает установленные предельные максимальные размеры земельных участков. В виду отсутствия утвержденного проекта межевания территории, нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, судом установлено не было. Указанное решение вступило в законную силу 22.11.2021, после чего истцом и остальными собственниками земельного участка с КН № было подано повторное заявление о перераспределении данного участка и земель кадастровых кварталов №, №. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе согласие банка ПАО «Сбербанк». На повторно поданное заявление от администрации был вновь получен отказ от 03.03.2022 № с указанием на аналогичные основания, а именно нахождение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, а также на формирование испрашиваемого участка в границах охранной зоны инженерных коммуникаций. Полагает данный отказ незаконным.
Истец, ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представителем ответчика Лис А.В., действующей на основании доверенности, представлен отзыв на иск, согласно которому просила в удовлетворении требований отказать, поскольку формирование земельного участка в представленной схеме приведет к сужению дороги, нарушив функциональное значение территории общего пользования. Кроме того, в границах формируемого земельного участка расположен объект недвижимости, находящийся в собственности третьих лиц (газопровод).
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что истец является долевым собственником земельного участка площадью 653 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из оснований отказа, предусмотренных подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Как следует из материалов дела, истец 03.02.2022, совместно с ФИО5 обращались в Администрацию городского округа Верхняя Пышма с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В результате перераспределения площадь участка истца увеличивалась до 862 кв.м. (на 209 кв. м) за счет земель, находящихся в государственной собственности.
Администрация городского округа Верхняя Пышма отказала в заключении такого соглашения, указав на невозможность перераспределения земельного участка, поскольку в соответствии с представленными координатами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка с КН № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых территорией транспортной инфраструктуры (согласно Генерального плана ГО Верхняя Пышма применительно к территории города Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы ГО Верхняя Пышма от 22.07.2021 № 38/9), то есть территорией общего пользования.
Вместе с тем, доказательств нахождения участка в зоне общего пользования ответчиком не представлено.
Имеющим юридическое значение является наличие проекта межевания территории, который отсутствует. При этом, пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена возможность перераспределения земель при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Доказательств установления границ земель общего пользования (в т.ч. дороги) ответчиком не представлено. А из схемы расположения земельного участка, наоборот, следует, что смежный с земельным участком истца участок имеет границу, ту, которая образуется у земельного участка истца при перераспределении.
Суду сведения о том, что органами местного самоуправления в установленном законом порядке по спорной территории утверждались чертежи красных линий не представлено.
Согласно представленной выписке из Правил землепользования и застройки на территории ГО Верхняя Пышма, утвержденными решением Думы ГО от 31.10.2019 № 15/4 (в действующей редакции), а именно, картой градостроительного зонирования городского округа Верхняя Пышма, земельный участок с КН №, находящийся в собственности истца, относится к землям населенных пунктов и находится в территориальной зоне Ж-1 – Зона индивидуальной жилой застройки. Испрашиваемый участок также – в зоне Ж-1.
Таким образом, при отсутствии проекта межевания территории может быть использована указанная пункте 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Что касается доводов о невозможности перераспределения земельного участка на основании подготовленной схемы со ссылкой на формирование земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории: охранной зоны инженерных коммуникаций – охранная зона газораспределительной сети с КН №.
Так, согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К числу ограниченных в обороте относятся земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, не отнесенные к изъятым из оборота.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 охранная зона газораспределительной сети» представляет собой территорию с особыми условиями использования, устанавливаемую вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В силу пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны. Так в частности вдоль трасс подземных газопроводов устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 м от газопровода со стороны провода и 2 м - с противоположной стороны.
Исходя из вышеуказанных норм, охранная зона газопровода представляет собой ограничение права. Вместе с тем наличие такого ограничения не препятствует передаче участка, входящего в такую зону, в собственность.
С учетом того, что ограничения земельных участков в данном случае установлены законом, то переход земельного участка из публичной в частную собственность не влечет прекращения таких ограничений в его использовании.
В силу пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
С учетом этого, Администрация городского округа Верхняя Пышма не лишена возможности указать конкретные ограничения в таком соглашении.
Кроме того в силу пункта 12 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поименованные ограничения могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в утверждении схемы расположения земельного участка по данному основанию признается судом необоснованным.
На иные основания для отказа в перераспределении земельных участков ответчиком не указано.
Поскольку иных оснований, препятствующих перераспределению участка администрацией городского округа Верхняя Пышма не указано, и судом не установлено, суд приходит к выводу, что отказ администрации ГО Верхняя Пышма по основаниям, указанным в ответе № от 03.03.2022, противоречит закону, а также о наличии у истца права на перераспределение земельного участка общей площадью 862 кв.м. в границах согласно подготовленной ими схеме расположения участка на кадастровом плане территории (л.д. 19).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск Котегова Сергея Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Верхняя Пышма в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке перераспределения, выраженный письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма от 03.03.2022 № 224.
С целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровых кварталах № и №, возложить на администрацию городского округа Верхняя Пышма обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в результате которого образуется земельный участок площадью 862 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья М.П. Вершинина