Решение по делу № 2-1631/2022 от 20.05.2022

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2022 года

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма                                 30 июня 2022 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котегова Сергея Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности,

установил:

истец обратился в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с вышеназванным иском к администрации ГО Верхняя Пышма.

В обоснование требований указал, что ему, его супруге ФИО12 и детям ФИО13, ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с КН расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 653 кв.м. и видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки. На земельном участке расположен жилой дом с КН . 21.04.2021 он обратился в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка с КН и земель кадастровых кварталов , . Фактически, заявление было подано с целью юридического оформления и выкупа земельного участка, используемого в качестве придомовой территории и подъезда к нему, в соответствии со схемой земельного участка границы вновь образуемого участка не препятствуют исторически сложившемуся внутриквартальному проезду. В ответ на поданное заявление был получен отказ от 20.05.2021 в виду того, что испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых территорией транспортной инфраструктуры – улицей (согласно Генерального плана ГО Верхняя Пышма), то ест территорией общего пользования. Кроме того, с заявлением обратились не все собственники земельного участка, не было получено согласие банка. Не согласившись с полученным отказом, истцом было подано исковое заявление в Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Решением от 14.09.2021 по делу в признании отказа администрации от 20.05.2021 незаконным было отказано в виду обращения не всех собственников. Однако, иное основание для отказа, а именно расположение испрашиваемого участка на территории общего пользования было признано судом необоснованным, так как администрацией не было представлено доказательств нахождения на истребуемом земельном участке объектов общего пользования, как и не представлено доказательств использования земельного участка по указанному назначению. Решением было установлено, что испрашиваемый участок не занят автомобильной дорогой, тротуаром и газоном, а также не превышает установленные предельные максимальные размеры земельных участков. В виду отсутствия утвержденного проекта межевания территории, нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, судом установлено не было. Указанное решение вступило в законную силу 22.11.2021, после чего истцом и остальными собственниками земельного участка с КН было подано повторное заявление о перераспределении данного участка и земель кадастровых кварталов , . К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе согласие банка ПАО «Сбербанк». На повторно поданное заявление от администрации был вновь получен отказ от 03.03.2022 с указанием на аналогичные основания, а именно нахождение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, а также на формирование испрашиваемого участка в границах охранной зоны инженерных коммуникаций. Полагает данный отказ незаконным.

Истец, ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представителем ответчика Лис А.В., действующей на основании доверенности, представлен отзыв на иск, согласно которому просила в удовлетворении требований отказать, поскольку формирование земельного участка в представленной схеме приведет к сужению дороги, нарушив функциональное значение территории общего пользования. Кроме того, в границах формируемого земельного участка расположен объект недвижимости, находящийся в собственности третьих лиц (газопровод).

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что истец является долевым собственником земельного участка площадью 653 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Одним из оснований отказа, предусмотренных подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Как следует из материалов дела, истец 03.02.2022, совместно с ФИО5 обращались в Администрацию городского округа Верхняя Пышма с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В результате перераспределения площадь участка истца увеличивалась до 862 кв.м. (на 209 кв. м) за счет земель, находящихся в государственной собственности.

Администрация городского округа Верхняя Пышма отказала в заключении такого соглашения, указав на невозможность перераспределения земельного участка, поскольку в соответствии с представленными координатами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых территорией транспортной инфраструктуры (согласно Генерального плана ГО Верхняя Пышма применительно к территории города Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы ГО Верхняя Пышма от 22.07.2021 № 38/9), то есть территорией общего пользования.

Вместе с тем, доказательств нахождения участка в зоне общего пользования ответчиком не представлено.

Имеющим юридическое значение является наличие проекта межевания территории, который отсутствует. При этом, пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена возможность перераспределения земель при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Доказательств установления границ земель общего пользования (в т.ч. дороги) ответчиком не представлено. А из схемы расположения земельного участка, наоборот, следует, что смежный с земельным участком истца участок имеет границу, ту, которая образуется у земельного участка истца при перераспределении.

Суду сведения о том, что органами местного самоуправления в установленном законом порядке по спорной территории утверждались чертежи красных линий не представлено.

Согласно представленной выписке из Правил землепользования и застройки на территории ГО Верхняя Пышма, утвержденными решением Думы ГО от 31.10.2019 № 15/4 (в действующей редакции), а именно, картой градостроительного зонирования городского округа Верхняя Пышма, земельный участок с КН , находящийся в собственности истца, относится к землям населенных пунктов и находится в территориальной зоне Ж-1 – Зона индивидуальной жилой застройки. Испрашиваемый участок также – в зоне Ж-1.

Таким образом, при отсутствии проекта межевания территории может быть использована указанная пункте 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.

Что касается доводов о невозможности перераспределения земельного участка на основании подготовленной схемы со ссылкой на формирование земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории: охранной зоны инженерных коммуникаций – охранная зона газораспределительной сети с КН .

Так, согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К числу ограниченных в обороте относятся земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, не отнесенные к изъятым из оборота.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 охранная зона газораспределительной сети» представляет собой территорию с особыми условиями использования, устанавливаемую вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

В силу пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны. Так в частности вдоль трасс подземных газопроводов устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 м от газопровода со стороны провода и 2 м - с противоположной стороны.

Исходя из вышеуказанных норм, охранная зона газопровода представляет собой ограничение права. Вместе с тем наличие такого ограничения не препятствует передаче участка, входящего в такую зону, в собственность.

С учетом того, что ограничения земельных участков в данном случае установлены законом, то переход земельного участка из публичной в частную собственность не влечет прекращения таких ограничений в его использовании.

В силу пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

С учетом этого, Администрация городского округа Верхняя Пышма не лишена возможности указать конкретные ограничения в таком соглашении.

Кроме того в силу пункта 12 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поименованные ограничения могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в утверждении схемы расположения земельного участка по данному основанию признается судом необоснованным.

На иные основания для отказа в перераспределении земельных участков ответчиком не указано.

Поскольку иных оснований, препятствующих перераспределению участка администрацией городского округа Верхняя Пышма не указано, и судом не установлено, суд приходит к выводу, что отказ администрации ГО Верхняя Пышма по основаниям, указанным в ответе от 03.03.2022, противоречит закону, а также о наличии у истца права на перераспределение земельного участка общей площадью 862 кв.м. в границах согласно подготовленной ими схеме расположения участка на кадастровом плане территории (л.д. 19).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

иск Котегова Сергея Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации городского округа Верхняя Пышма в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке перераспределения, выраженный письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма от 03.03.2022 № 224.

С целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровых кварталах и , возложить на администрацию городского округа Верхняя Пышма обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в результате которого образуется земельный участок площадью 862 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья                                           М.П. Вершинина

2-1631/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Котегов Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация ГО Верхняя Пышма
Другие
Котегова Мария Алексеевна
Информация скрыта
Уральскийбанк ПАО Сбербанк
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Вершинина Марина Павловна
Дело на странице суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
20.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022Дело оформлено
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее