Решение по делу № 2а-1369/2021 от 24.02.2021

дело № 2а-1369/2021

61RS0008-01-2021-001347-09

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

09 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Капитанюк О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 24 по Ростовской области к Семеновой Н.С. о взыскании штрафа, задолженности по уплате страховых взносов, налога и пени,

установил:

24.02.2021 Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Семеновой Н.С. о взыскании дохода от денежных взысканий поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01 января 2020 года: штраф в размере 100 руб.;пени занесвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 2315 руб. 68 коп.; задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 2657 руб. 71 коп., пени в размере 291 руб. 92 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 464 руб. 43 коп.; всего 5829 руб. 74 коп.

В обоснование иска указано, что Семенова Н.С. до 02.11.2020 года являлась индивидуальным предпринимателем и была обязана уплачивать страховые взносы. Кроме того, РешениемМежрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области от 15.09.2015 года Семенова Н.С. была привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения к штрафу в размере 100 руб. Требованием должнику было предложено уплатить взносы и пени по уплате страховых взносов. В добровольном порядке указанное требование не исполнено. 07.12.2020 года мировым судьей судебного участка №7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, так как требования ИФНС не обоснованы и данная сумма подлежит списанию на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3.Однако у инспекции нет оснований для списания взысканной задолженности в связи с отсутствием сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие такой недоимки и задолженности.

Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области также ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на подачу документов для взыскания задолженности.

В соответствии со ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

До 01 января 2017 года отношения по уплате страховых взносов были урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212 индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов и должны оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что страховые взносы плательщик обязан уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8 ст.16Федеральный закон N 212-ФЗ).

Согласно статьям 7 и 28 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.

Согласно частям 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ (части 2, 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ заявление о взыскании недоимки может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Это же положение закреплено в ч.2 ст.48 НК РФ, согласно которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу требований ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно п. 5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Рассматривая требования административного истца о взыскании с Семеновой Н.С. дохода от денежных взысканий, поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01 января 2020 года: штраф в размере 100 руб.; задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 2657 руб. 71 коп., пени в размере 291 руб. 92 коп., суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Как следует из материалов административного дела, Семенова Н.С. с 30 июля 2007 года по 02 ноября 2020 года являлась индивидуальным предпринимателем, плательщиком страховых взносов.

Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области 15.09.2015 г. было вынесено Решение о привлечении Семеновой Н.С. к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ к штрафу в размере 2358,53 руб.

12 октября 2015 г. административным истцом выставлено требование об уплате штрафа в размере 100 руб. со сроком исполнения до 30 октября 2015 г.

24 ноября 2016 г. налоговым органом направлено Семеновой Н.С. требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 21.11.2016 г., в котором предлагалось в срок до 01 декабря 2016 года уплатить страховые взносы вФонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2657,71 руб., пени в размере 291,92 руб.

Таким образом, с учетом ранее направленного требования об уплате штрафа в размере 100 руб. общая сумма налога, страховых взносов, пеней, штрафа, подлежащая взысканию с Семеновоой Н.С., превысила 3000 руб.

В установленный срок штраф, недоимка по социальному налогу и пени, пени по страховым взносам на ОПС и ОМС Семеновой Н.С. не погашены, поэтому 03.12.2020 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Семеновой Н.С. пени занесвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, пени в размере 291 руб. 92 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 464 руб. 43 коп.; штрафа в размере 100 руб., всего 5829 руб. 74 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону от 07 декабря 2020 года в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано, так как в заявлении ставится вопрос о взыскании с Семеновой Н.С. задолженности по страховым взносам и пени за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, которые должны быть признаны налоговым органом безнадежными ко взысканию.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа стало именно определение об отказе в принятии названного заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следовательно, срок для обращения в суд с настоящим административным иском начал течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 21.11.2016 г. и истек 01 декабря 2019 года.

Подачей заявления мировому судье течение срока не прерывалось.

С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился только 24 февраля 2021 года, то есть с пропуском срока.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока административный истец сослался на то, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно.

Суд не может признать указанную причину уважительной для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку к мировому судье административный истец также обратился с пропуском срока на 1 год 2 дня.

Таким образом, у административного истца утрачено право взыскания задолженности по штрафу, по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, следовательно, и не возникло право на начисление пени.

Рассматривая требования административного истца о взыскании с Семеновой Н.С.пени занесвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 2315 руб. 68 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 464 руб. 43 коп.,суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Из материалов административного дела усматривается, что 29 ноября 2016 года налоговым органом направлено Семеновой Н.С. требование S01160498547 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 26.11.2016 г., в котором предлагалось в срок до 06 декабря 2016 года уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5719,27 руб., 57,36 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1285,35 руб.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом направлено Семеновой Н.С. требование S01170169338 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 472,78 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 109,60 руб.

Доказательств того, что у Семеновой Н.С. имелась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, либо указанные страховые взносы были уплачены с нарушением установленного срока, в связи с чем были выставлены требования S01160498547, S01170169338 об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в материалы дела не представлено.

При этом суд также учитывает и то, что согласно административному исковому заявлению у Межрайонной ИФНС № 24 по Ростовской области отсутствуют сведения из органов ПФР, подтверждающие основания возникновения и наличие такой недоимки и задолженности по страховым взносам.

Вместе с тем, Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов предполагает обязанность индивидуального предпринимателя исчислить подлежащую уплате сумму налога, если налог не был уплачен, налоговым органом в адрес налогоплательщика должно быть направлено требование об уплате (статьи 45).

Принудительное взыскание налога по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).

Таким образом, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Пени подлежат взысканию одновременно с налогом, на который данные пени начислены, либо в том случае, если налог взыскан ранее, либо уплачен налогоплательщиком добровольно с нарушением установленного законом срока. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Обязанность по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, поскольку дополнительное обязательство, а пени относятся к способу исполнения обязательства, не может существовать отдельно от основанного обязательства.

Поскольку налоговым органом не представлены доказательства принятия мер к принудительному взысканию страховых взносов, то и у суда не имеется оснований для взыскания пени на указанные недоимки.

Кроме того, суд учитывает и то, что требования S01160498547, S011701693 должны быть исполнены в срок, соответственно, до 06 декабря 2016 года и до 01 апреля 2017 года.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Семеновой Н.С. пени занесвоевременную уплату страховых взносов административный истец обратился к мировому судье 03.12.2020 года, то есть с пропуском срока.

При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в суд о взыскании штрафа, недоимки по социальному налогу и пени, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы обязательных платежей в связи с пропуском установленного законом срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ,

РЕШИЛ:

Межрайонной ИФНС России № 24 по РО отказать в удовлетворении исковых требований к Семеновой Н.С. о взыскании дохода от денежных взысканий, поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01 января 2020 года: штраф в размере 100 руб.;пени занесвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 2315 руб. 68 коп.; задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 2657 руб. 71 коп., пени в размере 291 руб. 92 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 464 руб. 43 коп.; всего 5829 руб. 74 коп.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.


Судья О.В.Капитанюк

2а-1369/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области
Ответчики
Семенова Наталья Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Капитанюк Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.ros.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
09.04.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее