Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза «07» сентября 2018 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Прудченко А.А.,
при секретаре Тактарове Л.Р.,
с участием прокурора –помощника прокурора Пензенского района Пензенской области Немодиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района к администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, по непринятию мер по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов, и возложении обязанности по принятию мер,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области бюджетного законодательства и законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, в ходе которой установлено следующее. В 2017 году действовала муниципальная программа «Развитие сельсовета на 2014-2020 годы», муниципальная программа «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории сельсовета». Запланированные к осуществлению мероприятия соответствуют целям и задачам профилактики терроризма и складывающейся на территории муниципального образования оперативной обстановки. Предусмотренные муниципальными целевыми программами по профилактике террористической и экстремисткой деятельности основанные мероприятия включают в себя создание надежной системы антитеррористической безопасности муниципальных образований: обеспечение необходимого уровня защищенности уязвимых объектов инфраструктуры (прежде всего, критически важных, потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения населения и с массовым пребыванием граждан); повышение эффективности работы органов местного самоуправления; повышение материально-технической оснащенности структур, привлекаемых к мероприятиям по минимизации и ликвидации последствий возможных террористических актов; повышение уровня знаний населения о правилах поведения в условиях угрозы или совершения террористических актов; создание эффективной системы информационно-пропагандистского сопровождения антитеррористической деятельности на территории муниципального образования; гармонизация этноконфессиональных отношений, этнической нетерпимости и сохранение этнополитической стабильности в муниципальном образовании. Вместе с тем, отчет об исполнении муниципальной программы утвержден лишь в отношении муниципальной программы «Развитие сельсовета на 2014-2020 годы», отчеты об исполнении иных муниципальных программ до настоящего времени не разработаны и не утверждены, оценка эффективности не проводилась. Таким образом, администрацией не осуществлялись в приоритетном порядке необходимые меры по противодействию экстремистской деятельности, отчеты об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета на 2017 – 2020 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории сельсовета» не разрабатывались и не утверждались, оценка эффективности данных программ не проводилась, что лишает граждан права на выражение своего волеизъявления в отношении данных программ, размещенных на официальном сайте в сети «Интернет». Также проверкой установлено, что годовой отчет о деятельности ревизионной комиссии сельсовета не утверждался, на официальном сайте администрации сельсовета не размещался. По указанным фактам в июне 2018 года главе администрации Оленевского сельсовета было вынесено представление, однако администрацией сельсовета мер, направленных на устранение нарушений, не принималось, отчеты не разработаны и не утверждены, не размещены на официальном сайте администрации. Бездействие администрации сельсовета приводит к нарушению основополагающих принципов бюджетного законодательства, указанных в ст.28 БК РФ. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области по непринятию мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, по непринятию мер по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов. Признать незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области по неразработке отчета деятельности ревизионной комиссии за 2017 год и неразмещении его на официальном сайте администрации сельсовета. Обязать администрацию Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры по разработке и утверждению отчета об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории сельсовета», по проведению оценки эффективности данных программ, по опубликованию данных отчетов на официальном сайте администрации сельсовета. Обязать администрацию Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры по разработке отчета о деятельности ревизионной комиссии за 2017 год и размещению его на официальном сайте администрации сельсовета.
В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Немодина Е.И. доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Оленевского сельсовета Пензенского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, глава администрации Суслов В.Н. просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, решение полагал на усмотрение суда.
Выслушав помощника прокурора Пензенского района Немодину Е.И., исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) сельское поселение является муниципальным образованием.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки прокуратурой района исполнения администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района бюджетного законодательства и законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности администрацией не осуществляются в приоритетном порядке необходимые меры по противодействию экстремистской деятельности, отчеты об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета на 2017-2020 года», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма на территории сельсовета» не разрабатывались и не утверждались, оценка эффективности данных программ не проводилась, что лишает граждан права на выражение своего волеизъявления в отношении данных программ, размещенных на официальном сайте в сети «Интернет».
В силу ч.1 ст.179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.
Согласно ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 7.1, 30 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в вопросы местного значения поселения входит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.
Данные полномочия переданы сельским поселениям законом Пензенской области от 10 октября 2014 года №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области».
Постановлением администрации Оленевского сельсовета Пензенского района утвержден порядок разработки и реализации муниципальных программ Оленевского сельсовета Пензенского района.
Согласно разделу 6 Порядка ответственный исполнитель муниципальной программы предоставляет специалисту по учету и отчетности в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, по каждой программе отчет об исполнении мероприятий муниципальной программы, заполняемой ежеквартально нарастающим итогом с начала года; ежегодно не позднее 01 марта года, следующего за отчетным годом, годовой доклад о выполнении муниципальной программы. Годовой доклад подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно ч.2 ст.157 БК РФ контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов, экспертизе муниципальных программ.
Кроме того, согласно ст.19 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.
Контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные органы. Указанные отчеты контрольно-счетных органов опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами.
Вместе с тем, проверкой установлено, что годовой отчет о деятельности ревизионной комиссии сельсовета не утверждался, на официальном сайте администрации сельсовета не размещался.
По указанным фактам в июне 2018 года главы администрации Оленевского сельсовета было внесено представление, однако администрацией сельсовета мер, направленных на устранение нарушений, не принималось, отчеты не разработаны и не утверждены, не размещены на официальном сайте администрации.
Таким образом, бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района приводит к нарушению основополагающих принципов бюджетного законодательства и законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. По этим основаниям суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Пензенского района к администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, по непринятию мер по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов, и возложении обязанности по принятию мер, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области в непринятии мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, по непринятию мер по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов.
Признать незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области в неразработке отчета деятельности ревизионной комиссии за 2017 год и неразмещении его на официальном сайте администрации сельсовета.
Обязать администрацию Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры по разработке и утверждению отчета об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории сельсовета», по проведению оценки эффективности данных программ, по опубликованию данных отчетов на официальном сайте администрации сельсовета.
Обязать администрацию Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры по разработке отчета о деятельности ревизионной комиссии за 2017 год и размещению его на официальном сайте администрации сельсовета
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
В окончательной форме решение принято 12 сентября 2018 г.
Председательствующий