Дело №
55RS0№-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
помощника судьи ФИО11,
при секретаре ФИО12,
рассмотрев 8 апреля 2021 года в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО7, ФИО8, ФИО9 об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
с участием
истца ФИО6, ее представителя по ордеру ФИО1,
ответчика ФИО2,
представителей ответчика ФИО7 по доверенности ФИО3, ФИО4,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6 обратилась в суд с иском к ФИО7, ФИО8, ФИО9 об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО13, после смерти которого открылось наследство в виде 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> Б <адрес> административном округе <адрес> (кадастровый №). Наследниками ФИО5 являлись его дети ФИО6, ФИО14, которые с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались, но фактически наследство приняли. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца ФИО15, после смерти которой открылось наследство в виде 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> Б <адрес> административном округе <адрес> (кадастровый №). Наследниками ФИО15 являлись ее дети ФИО6, ФИО14, которые с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались, но фактически наследство приняли.
На основании изложенного, истец просила установить факты принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО5, состоящего из личных вещей и 1/5 доли в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимого имущества, принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО15, состоящего из личных вещей и 1/5 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, признать за истцом 1/5 доли в праве общей долевой собственности на обозначенную квартиру.
Истец ФИО6, ее представитель по ордеру ФИО1 требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что истцом в течение шести месяцев после смерти ее отца оставлены принадлежащие ему фотографии, переданные истцу ее братом ФИО17, так же через год после смерти ФИО15 истец забрала принадлежащие ей фотографии, а перед смертью матери принадлежащее ей постельное белье.
Ответчик ФИО8 полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что его отец ФИО14 сообщил ему о передаче ФИО6 фотографий после смерти их родителей, обозрев представленные истцом фотографии подтвердил их принадлежность ФИО13, ФИО15
Ответчики ФИО7, ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители ответчика ФИО7 по доверенности ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены доказательства фактического принятия наследства после смерти ее родителей, при этом, истец к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, у ФИО5, ФИО15 какое-либо имущество отсутствовало, так как вследствие наличия у них заболеваний они были лишены возможности передвижения, истец участия в жизни наследодателей не принимала (л.д. 90 – 92).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В силу пункта 1 статьи 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно регистрационному удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Муниципальным предприятием по технической инвентаризации и учету недвижимого имущества на основании постановления главы администрации <адрес> от 18.01.1993 №р, <адрес> Б <адрес> административном округе <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО8, ФИО16 (л.д. 14, 95).
Доказательства наличия соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на данную квартиру не представлены.
Таким образом, доли ФИО17, ФИО5, ФИО15, ФИО2, ФИО16 в праве общей долевой собственности на указанную квартиру являются равными и составляют по 1/5 у каждого.
В силу части 1 статьи 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Согласно части 1, пункту 9 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
Статьей 265 ГПК РФ определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1111 ГК РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 1141 ГК РФ определено, что наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Пунктами 1, 2 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу пунктов 1, 2 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Таким образом, из содержания пунктов 1, 2 статьи 1153 ГК РФ следует, что ГК РФ предусмотрены альтернативные способы принятия наследства: путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство) либо осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Таким образом, воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
В связи с изложенным, предъявляя требования об установлении факта принятия наследства, на истце лежит обязанность доказать факт совершения им действий, свидетельствующих о фактическом принятии им наследства, то есть о совершении в отношении наследственного имущества действий, свойственных собственнику имущества.
Пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, подтверждением чего является справка о смерти № А-00357 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 62).
После смерти ФИО5 открылось наследство в виде 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> Б <адрес> административном округе <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками ФИО5 первой очереди по закону являлись его дети ФИО6 (ФИО21) О.В., ФИО14 (л.д. 11, 57, 58).
Поскольку брак между ФИО5 и ФИО15 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали основания для призвания ФИО15 к наследованию после смерти ФИО5 (л.д. 56).
В соответствии со сведениями Нотариальной палаты <адрес> наследственное дело после смерти ФИО5 не регистрировалось, сведения об удостоверении завещания отсутствуют (л.д. 50).
ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, подтверждением чего является справка о смерти № А-00359 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
После смерти ФИО15 открылось наследство в виде 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> Б <адрес> административном округе <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками ФИО15 первой очереди по закону являлись ее дети ФИО6 (ФИО21) О.В., ФИО14 (л.д. 11, 57, 58).
В соответствии со сведениями Нотариальной палаты <адрес> наследственное дело после смерти ФИО15 не регистрировалось, сведения об удостоверении завещания отсутствуют (л.д. 50).
Доказательства обращения ФИО6 (ФИО21) О.В., ФИО17 к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти их родителей ФИО5, ФИО15 не представлены.
ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69).
ФИО18, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что является дочкой истца, в течение шести месяцев с даты смерти ее дедушки ФИО5 ее мать забрала себе принадлежащие ему фотографии, находящиеся в спорном жилом помещении, при этом, присутствовала она, а так же ее дядя ФИО14, так же через год после смерти ее бабушки ФИО15 истец забрала себе принадлежащие ей фотографии.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО19, пояснила, что знакома с ФИО7, так же была знакома с ФИО17, посещала спорное жилое помещение, у ФИО5, ФИО15 какое-либо имущество отсутствовало, так как вследствие наличия у них заболеваний они были лишены возможности передвижения, истец ей незнакома, ФИО7, ФИО14 сообщали ей о том, что дочь ФИО5, ФИО15 после их смерти обозначенную квартиру не посещала.
ФИО20, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что знакома с ФИО7, так же была знакома с ФИО17, поскольку проживает в одном с ними доме, посещала указанную квартиру, у ФИО5, ФИО15 какое-либо имущество отсутствовало, так как вследствие наличия у них заболеваний они были лишены возможности передвижения, истец ей незнакома, ФИО7, ФИО14 сообщали ей о том, что дочь ФИО5, ФИО15 после их смерти обозначенную квартиру не посещала.
Показания ФИО18 согласуются не только с пояснениями истца, но и с пояснениями ответчика ФИО2 о сообщении ему его отцом ФИО17 сведений о передаче истцу фотографий, принадлежащих ее родителям, при этом, учитывая наличие родственных связей между ФИО2 и ФИО17, не заинтересованность истца ФИО2 в удовлетворении иска, так как его удовлетворение приведет к уменьшению наследственного имущества его отца ФИО17, отсутствуют основания критически относиться к пояснениям ФИО2
В то же время, ФИО19 и ФИО20, не являются родственниками ФИО17, в спорном жилом помещении не проживают, в связи с чем их показания не являются безусловным доказательством не принятия истцом наследства после смерти ее родителей, так как не исключают достоверность показаний ФИО18 и пояснений истца, а так же ФИО2
Учитывая соответствие показаний ФИО18 пояснениям ответчика ФИО2, ее предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных свидетельских показаний, не имеется оснований критически относится к ее показаниям, так как они согласуются с иными доказательствами по делу, а один лишь факт наличия родственных отношений между ФИО18 и истцом не может являться основанием для критической оценки ее показаний.
Показания ФИО18, пояснений истца и ответчика ФИО2 в совокупности с наличием у истца принадлежащих ее отцу ФИО13 фотографий свидетельствуют о том, что истец после смерти своего отца вступила во владение и управление наследственным имуществом в виде данных фотографий, то есть в силу пункта 2 статьи 1152 ГК РФ фактически приняла все наследство, открывшееся после смерти ФИО5 (л.д. 133 – 139).
Кроме того, согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, сведениям Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, ФИО14 на дату смерти ФИО5, а так же после его смерти проживал в обозначенной квартире, был зарегистрирован в ней по месту жительства (л.д. 49).
Таким образом, ФИО14 так же после смерти своего отца вступил во владение и управление наследственным имуществом, то есть фактически принял наследство.
Доказательств наличия иных наследников первой очереди по закону после смерти ФИО5, принявших наследство в установленном порядке, не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в пункте 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Таким образом, как следует из смысла указанных норм, наследник, принявший наследство и не отказавшийся от него в течение срока, установленного для принятия наследства, считается собственником этого имущества с момента открытия наследства.
Поскольку ФИО6, ФИО14, являющиеся наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО5, в установленном законом порядке приняли наследство, к ним согласно пункту 2 статьи 1141 ГК РФ в порядке наследования по закону после смерти ФИО5 перешло право собственности по 1/10 доли (1/5 / 2) в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение к каждому.
В то же время, истцом не представлены доказательства принятия в установленный пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ срок наследства после смерти ее матери ФИО15
Согласно пояснениям истца, свидетеля ФИО18 принадлежащие наследодателю ФИО15 фотографии приняты истцом через год после смерти ее матери, то есть за пределами предусмотренного ГК РФ срока принятия наследства, а постельное белье наследодателя истец забрала до смерти своей матери, что не является принятием наследства, так как в соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Относимые, допустимые и достаточные доказательства принятия в установленном порядке истцом наследства после смерти своей матери ФИО15 не представлены, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования об установлении факта принятия истцом наследства, открывшегося после смерти ее матери, и признании права собственности в порядке наследования на принадлежащую матери истца долю в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение.
Судебные расходы не заявлены
Руководствуясь статьями 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 (░░░21) ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ 1/10 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ №).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░> |