Дело № 2а-1319/2021
67RS0007-01-2021-001812-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 24 сентября 2021 года
Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Кривчук В.А., при секретаре Полуэктовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Смоленской области к Галяцкой Л. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № ххх по Смоленской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Смоленской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Галяцкой Л.В., в обоснование которого указала, что в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Галяцкая Л.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, однако не исполнила предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в связи с чем, образовалась задолженность в следующем размере: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 16102,75 руб., пеня – 56,08 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 73124 руб., пеня – 253,74 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 – 1857,34 руб., пеня – 9,53 руб. Общий размер задолженности составляет 91 403,44 руб. В адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, страховых взносов, пени. Однако задолженность не погашена до настоящего времени. В связи с этим административный истец просит суд взыскать с административного ответчика указанную выше сумму.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, Межрайонная ИФНС России № ххх по <адрес> ходатайствовала о рассмотрении административного дела без участия своего представителя, исковые требования поддержала в полном объеме.
Галяцкая Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные документы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям Федерального закона от 3 июля 2016 N 243 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 3, ст. 23 НК РФ, ст. 57 Конституции РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать установленные страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, закреплена в НК РФ и Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу требований ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 указанной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Галяцкая Л.В. в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов и состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес>. Галяцкой Л.В. своевременно не была выполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, в связи с чем была начислена задолженность по страховым взносам.
Пунктом 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Из содержания ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты его направления заказным письмом и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, в срок, установленный абзацем вторым этого же пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно материалов дела, поскольку ИП Галяцкая Л.В. в установленный законом срок не уплатила страховые взносы, в порядке ст. 69, 70 НК РФ, в ее адрес направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для индивидуальных предпринимателей): № ххх по состоянию на дд.мм.гггг с задолженностью по страховым взносам в сумме 20603,75 руб. (17225,00 руб. + 3378,75), пени – 85,17 руб. (71,20 руб. + 13,97 руб.), срок уплаты до дд.мм.гггг; № ххх по состоянию на дд.мм.гггг с задолженностью по страховым взносам в сумме 32385,00 руб. (26 545,00 руб. + 5840,00 руб.), пени – 58,56 руб. (48,00 руб. + 10,56 руб.), срок уплаты до дд.мм.гггг; № ххх по состоянию на дд.мм.гггг с задолженностью по страховым взносам в сумме 36 238,00 руб. (29 354,00 руб. + 6884,00 руб.), пени – 166,09 руб. (134,54 руб. + 31,55 руб.), срок уплаты до дд.мм.гггг.
Предъявленные требования налогоплательщиком не исполнены.
Соответственно Межрайонной ИФНС России № ххх по Смоленской области обоснованно приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика: № ххх от дд.мм.гггг, № ххх от дд.мм.гггг и № ххх от дд.мм.гггг.
На основании указанных актов налогового органа судебным приставом-исполнителем ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России по Смоленской области вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств, что соответствует требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 и ч. 1 ст. 30 ФЗ N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве".
Поскольку задолженность по указанным решениям не погашена, ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя, Межрайонная ИФНС России № ххх по <адрес> просит взыскать долг в порядке ст.48 НК РФ.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются письменными материалами дела.
В силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Из правового анализа вышеизложенного законоположения следует, что налоговым законодательством предусмотрено несколько самостоятельных способов взыскания недоимки по налогам и пени.
Согласно установленным выше обстоятельствам, налоговым органом в отношении ИП Галяцкой Л.В. избран способ принудительного взыскания налоговой задолженности за 2017, 2018, 2019 г.г. в порядке ст. 47 НК РФ.
Исходя из указанного, суд делает вывод, что меры принудительного исполнения обязанности по уплате налоговой задолженности являются самостоятельными процедурами и что законодательством о налогах сборах не предусмотрено одновременное осуществление нескольких таких процедур, поскольку в таком случае нарушаются права налогоплательщика. Нарушение проявляется в том, что у налогового органа появляется потенциальная возможность взыскания одной и той же суммы налоговой задолженности два раза.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд отказывает Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес> в удовлетворении исковых требований о взыскании с Галяцкой Л.В. задолженности по страховым взносам и пени за 2017, 2018, 2019 г.г. в сумме 89 536,57 руб. (20603,75 руб. + 85,17 руб. + 32385,00 руб. + 58,56 руб. + 36238,00 руб. + 166,09).
Что касается требований о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени за 2020 г. в сумме 1866,87 руб. (1857,34 руб. + 9,53), суд исходит из следующего.
дд.мм.гггг Галяцкая Л.В. утратила статус индивидуального предпринимателя.
В адрес ответчика направлено требование № ххх об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому, по состоянию на дд.мм.гггг за Галяцкой Л.В. числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 в размере 1857,34 руб., пени 9,53 руб. Требованием установлен срок исполнения, до дд.мм.гггг. Вместе с тем, ответчик обязанность по уплате предъявленной суммы в добровольном порядке не исполнила, до настоящего времени задолженность не погасила.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Данные нормы материального права должны рассматриваться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ, в связи с чем, подлежат применению в случаях соблюдения налоговым органом общих сроков обращения в суд общей юрисдикции, и не должны рассматриваться как самостоятельное основание для удовлетворения исковых требований в любые произвольные сроки.
При этом, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как следует из материалов дела, срок исполнения направленного ответчику требования № ххх по состоянию на дд.мм.гггг установлен до дд.мм.гггг, а поэтому, срок обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек дд.мм.гггг.
Определением мирового судьи судебного участка № ххх в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес> о выдаче судебного приказа на взыскание обязательных платежей и санкций в отношении Галяцкой Л.В., поскольку пропущен срок обращения в суд, а заявленное требование не является бесспорным.
С административным исковым заявлением о взыскании образовавшейся задолженности Межрайонная ИФНС России № ххх по <адрес> обратилась в суд общей юрисдикции дд.мм.гггг.
Таким образом, налоговым органом нарушен срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, так как с заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная ИФНС России № ххх по <адрес> обратилась к мировому судье только в июне 2021 года, то есть по прошествии шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени (июль 2020 года).
Частью 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено право суда восстановить срок для обращения в суд, пропущенный по уважительной причине.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
Административный истец ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких установленных по делу обстоятельствах, поскольку срок на обращение в суд с административным иском налоговым органом пропущен, оснований для его восстановления не имеется, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 286 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В административном иске Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес> к Галяцкой Л. В. о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Кривчук