Дело №12-24/2020
УИД 10RS0017-01-2020-000147-26
Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2020 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Михеев А.В., при секретаре Журавлевой Д.С., с участием главы Хелюльского городского поселения ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования «Хелюльское городское поселение» (далее - Администрация) на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением начальника отдела судебных приставов по г. Сортавала УФССП России по <Адрес обезличен> (далее — Отдел) ФИО2 <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Администрация обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене в связи с отсутствием вины Администрации в не исполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Привлекая Администрацию к административной ответственности, судебный пристав исполнитель не убедился в наличии или отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа.
Исполнение решения Сортавальского городского суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных и денежных затрат. Администрация в своей деятельности по обеспечению лиц, проживающих в многоквартирных домах признанных аварийными и подлежащими расселению, жилыми помещениями с соответствующими требованиям законодательства, ограничена бюджетным финансированием.
В соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 № 136-П приобретение для переселяемых граждан жилых помещений является расходным обязательством бюджета Республики Карелия и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии Постановлением Правительства Республики Карелия № 136-П от 28.03.2019 «О Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» программу переселения по Хелюльскому городскому поселению запланировано реализовать в 2023 году.
В указанную выше программу внесены дома признанные аварийными и подлежащими сносу до <Дата обезличена>, в том числе, <Адрес обезличен>.
Администрацией постоянно направляются письма главе Республики Карелия, о необходимости предоставления из республиканского бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда.
Администрацией неоднократно в адрес Совета Хелюльского городского поселения направлялись письма с просьбой дать разрешение на привлечение коммерческого кредита для переселения из аварийного жилья, либо включении в расходную часть бюджета, сводную бюджетную роспись Хелюльского городского поселения на 2019-2020 годы, статьи расходов для финансирования приобретения жилых помещений по решениям судов. Совет Хелюльского городского поселения отказал в удовлетворении указанной выше просьбы администрации.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку установлено, что Администрацией Хелюльского городского поселения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач, но при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. Со стороны Администрации были приняты все возможные меры для исполнения исполнительных документов, однако вины Администрации в том, что она не уложилась в установленный судебным приставом-исполнителем срок нет и в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В возражении на жалобу начальник отдела ФИО2 указала, что отдел судебных приставов по г. Сортавала УФССП России по Республике Карелия не согласен с доводами жалобы по следующим основаниям.
<Дата обезличена> в ОСП по г. Сортавала УФССП России по РК на основании исполнительного листа <Номер обезличен> по делу <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного <Дата обезличена> Сортавальским городским судом Республики Карелия возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> об обязании Администрацию муниципального образования «Хелюльское городское поселение» предоставить ФИО3 на состав семьи из 3 человек во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <Адрес обезличен>, состоящее из двух комнат, соответствующее санитарным и техническим нормам, не менее 62,7 кв.м. общей площади.
В связи с неисполнением вышеуказанного судебного акта <Дата обезличена> на основании ст.ст. 105, 112 Закона № 229-ФЗ вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
<Дата обезличена> Администрация была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
С <Дата обезличена> главе Администрации неоднократно вручались предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
С <Дата обезличена>, а также впоследствии требованиями судебного пристава от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, и <Дата обезличена> Администрации устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
С <Дата обезличена> Администрация неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
В рамках исполнительного производства в ответ на требования, Администрация письмами от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен> довела до сведения судебного пристава, что исполнить решение суда о предоставлении взыскателю жилого помещения не представляется возможным ввиду отсутствия в муниципальном жилищном фонде свободных благоустроенных квартир, в том числе отмечено, что для приобретения жилья по судебным решениям Администрации требуется 11 000000 руб.
В ходе исполнительного производства должником для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений принимались меры к получению денежных средств на приобретение жилья посредством получения кредита, однако решением Совета Хелюльского городского поселения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> обращение Администрации отклонено и в получении кредита отказано.
Администрация обращалась в Сортавальский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, однако определением от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> заявление Администрации оставлено без удовлетворения.
В <Дата обезличена> Администрация Хелюльского городского поселения обращалась к Главе Республики Карелия с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств из бюджета Республики Карелия на приобретение шести квартир, однако ответом Правительства Республики Карелия от <Дата обезличена> рекомендовано определить источники финансового обеспечения расходов на приобретение жилых помещений в пределах имеющих средств.
В свою очередь Администрация не ведет работу с управляющими компаниями и обслуживающими организациями, в том числе с <Данные изъяты> по выявлению свободных квартир в качестве выморочного имущества. Какой либо информации по данному факту судебному приставу не предоставлено.
Требованием судебного пристава-исполнителя от <Дата обезличена>, Администрации установлен новый срок для исполнения решения суда до <Дата обезличена>, однако, учитывая, что с момента вынесения вышеуказанного требования и до настоящего времени Администрацией не предпринимались эффективные меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в том числе ФИО3 не предложено жилого помещения, отвечающего требованиям, установленным судебным актом и предусмотренным нормами жилищного законодательства, <Дата обезличена> Администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.
При этом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Сведений о предоставлении на день выявления административного правонарушения отсрочки исполнения решения судебного решения, на основании которого выдан исполнительный документ, а также достаточных доказательств, подтверждающих принятие Администрацией своевременных и активных мер по исполнению требований исполнительного документа, не представлено в Отдел судебных приставов по г.Сортавала.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ, является должник, то есть юридическое лицо, виновное в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Исходя из материалов исполнительного производства, которое по состоянию на <Дата обезличена> не исполнено, не подтверждается, что Администрация предприняла все зависящие от нее меры по исполнению требований исполнительного документа, а равно, не содержат доказательств совершения должником всех зависящих от него мер по исполнению требований судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, учитывая продолжительность неисполнения судебного акта, имеются основания полагать, что возможность исполнения судебного акта у Администрации имелась, но юридическим лицом не принято всех зависящих от него мер для исполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Недостаточность финансирования для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований не свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15. КоАП РФ.
Основания для применения к Администрации ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ за неисполнение требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, отсутствуют.
Просит отказать Администрации в удовлетворении жалобы на постановление начальника отдела — старшего судебного пристава от <Дата обезличена> о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В судебном заседании глава Хелюльского городского поселения ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснил, что дополнений к жалобе не имеет.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление начальник отдела ФИО2, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие, с жалобой не согласна.
Выслушав явившееся лицо, исследовав доводы жалобы, проверив дело в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объёме, изучив материалы исполнительного производства <Номер обезличен>, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Основанием привлечения Администрации к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она <Дата обезличена>, осуществляя свою деятельность по адресу: <Адрес обезличен>, являясь должником по исполнительному производству <Номер обезличен>, возбужденному <Дата обезличена> на основании исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Сортавальским городским судом Республики Карелия <Дата обезличена>, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования судебного пристава-исполнителя неимущественного характера в срок до <Дата обезличена>, вновь установленный требованием судебного пристава-исполнителя от <Дата обезличена>, полученным Администрацией <Дата обезличена>, после наложения административного штрафа <Дата обезличена>.
Указанные обстоятельства и вина Администрации в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копией исполнительного документа, постановлением о возбуждении исполнительного производства с соответствующим предметом исполнения, постановлением о наложении административного штрафа, требованием судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа в срок до <Дата обезличена>, иными материалами исполнительного производства.
Объективных данных свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения, не установлено.
Сведений о предоставлении на день выявления административного правонарушения отсрочки исполнения судебного решения, на основании которого выдан исполнительный документ, а также достаточных доказательств, подтверждающих принятие Администрацией своевременных и активных мер по исполнению требований исполнительного документа, не представлено.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от <Дата обезличена> в удовлетворении заявления Администрации о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта отказано по тем мотивам, что согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1960, ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, государство обязано обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. При предоставлении без достаточных оснований отсрочки исполнения решения суда теряется смысл вступившего в законную силу и обязательного для исполнения судебного акта. Взыскатель вправе рассчитывать на своевременное и в полном объеме исполнение вступившего в законную силу решения суда, иное приведет к нарушению его прав на реальное, своевременное и полное восстановление его прав и интересов. Согласно ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина Российской Федерации на жилище.
Доводы Администрации о принятии всех зависящих мер по исполнению исполнительного документа и объективной невозможности исполнения данных требований не подтверждаются достаточными доказательствами, в связи с чем подлежат отклонению.
Согласно материалов дела и исполнительного производства, судебный акт о предоставлении ФИО3 жилого помещения вступил в законную силу <Дата обезличена>.
В качестве доказательств принятия мер по исполнению судебного акта в дело представлены: решения Совета Хелюльского городского поселения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе Администрации в привлечении коммерческого кредита для приобретения квартир по судебным решениям и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе Администрации во внесении в сводную бюджетную роспись и в расходную часть бюджета статьи расходов для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам; обращение Администрации от <Дата обезличена> к Главе Республики Карелия с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств из бюджета Республики Карелия на приобретение шести квартир и ответ на него от <Дата обезличена> которым рекомендовано определить источники финансового обеспечения расходов на приобретение жилых помещений в пределах имеющих средств.
Кроме того, в ответ на требование от <Дата обезличена> Администрация сообщила о том, что причины неисполнения решений суда о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма заключаются в отсутствии в муниципальной собственности Хелюльского городского поселения свободных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим нормам, пригодных для проживания, соответствующих требованиям решений суда для предоставления гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, а также в отсутствии в бюджете поселения требуемого объема средств для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и дальнейшего предоставления по решениям суда. Дополнительных источников доходов в поселении не имеется.
Для исполнения решений суда по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма администрации Хелюльского городского поселения необходимы денежные средства в объеме 11000000 руб.
Бюджетом Республики Карелия не предусмотрено выделение субсидий, субвенций,
дотаций муниципальным образованиям на приобретение жилых помещений в
муниципальную собственность. Копии документов прилагаются.
Администрация обращалась в Совет Хелюльского городского поселения по вопросу привлечения коммерческого кредита и выделения средств из бюджета поселения на приобретение жилья по судебным решениям. Обращения оставлены Советом без удовлетворения, в связи с отсутствием в бюджете поселения необходимого объема средств для покупки квартир, а также для покрытия кредита.
Отсутствие в собственности свободного жилья, средств для его приобретения, не выделения таких средств Республикой Карелия, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей по исполнению судебного решения, также не свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации состава административного правонарушения, поскольку в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, обязательства не исполнены.
Таким образом, учитывая продолжительность неисполнения судебного акта, имеются основания полагать, что возможность исполнения судебного акта у Администрации имелась, но юридическим лицом не принято всех зависящих от него мер для совершения данных действий.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Недостаточность финансирования для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований не свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, выводы о виновности администрации сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
На основании изложенного обоснованность привлечения Администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Постановление о привлечении Администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное правонарушение с учетом ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 13 ГПК РФ посягает на институт судебной власти, принцип эффективности восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде формального отношения должника к исполнению публично-правовых обязанностей.
Таким образом, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением всех норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовых оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Сортавала УФССП России по Республике Карелия ФИО2 <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «Хелюльское городское поселение» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.В. Михеев