34RS0002-01-2020-007914-06
Дело № 2а-4028/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации (России)
08 октября 2020 года г. Волгоград
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи А.В. Серухиной,
При секретаре судебного заседания Куроян М.А.,
с участием представителя административного истца ФИО2, административного ответчика – судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению комитета строительства <адрес> к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления о назначении нового срока исполнения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет строительства <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления о назначении нового срока исполнения. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО ОСП по ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство №-ИП с предметом исполнения: обеспечить ФИО5 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ольховского муниципального района <адрес>, с установлением срока исполнения– 5 дней с момента получения должником копии настоящего постановления. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО ОСП по ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 в отношении должника в рамках указанного выше исполнительного производства вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, которым должнику установлен 5-дневный срок исполнения требований исполнительного документа, с момента вручения настоящего постановления. С указанным постановлением административный истец не согласен, поскольку исполнить решение в 5-дневный срок по уважительным причинам не представляется возможным. Указывает на то, что нераспределенные жилые помещения в специализированном жилищном фонде <адрес> отсутствуют, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем приобретения комитетом строительства жилым помещений, при этом, общий срок на приобретение и предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> детям-сиротам составляет 7,5 месяцев. Также отмечает, что невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок обусловлена недостаточным финансированием государственной программы по обеспечению жильем детей-сирот, при этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ число детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилье возросло до 4997 человек. В 2020 году на предусмотренные средства планируется предоставить детям-сиротам 350 жилых помещений, однако, предусмотренного объема финансирования не достаточно для обеспечения всех детей-сирот жилым помещениями, в том числе и ФИО5 Вышеизложенные обстоятельства в письменном ответе на постановление о возбуждении исполнительного производства доводились до сведения судебного пристава-исполнителя, однако, при вынесении административным ответчиком оспариваемого постановления не были учтены. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просили признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в части установления пятидневного срока для исполнения требований исполнительного документа, восстановить нарушенное право путем возложения обязанности на судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> установить новый срок для исполнения требований исполнительного документа в течении 6,5 месяцев.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик –судебный пристав-исполнитель МО ОСП и ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении иска возражала.
Заинтересованное лицо УФССП по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом.
Дело в отсутствии не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, административного ответчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В данном случае заявитель оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя от 11.08.2020 о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству № 57818/20/34044-ИП.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 вышеуказанного Федерального закона к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно ст. 2 ФЗ от 2 октября 2007 N-229 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями. Содержанию постановления должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, на принудительном исполнении в межрайонном отделе по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО ОСП по ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № с предметом исполнения: обеспечить ФИО5 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ольховского муниципального района <адрес>.
Согласно статье 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Материалами дела подтверждается, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, и по настоящее время решение суда не исполнено, доказательств невозможности его исполнения не представлено.
Согласно ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из положений указанной нормы следует, что если должником не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, ранее установленный судебным приставом-исполнителем, то последний вправе установить должнику новый срок для исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО ОСП по ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 в отношении административного истца (должника по исполнительному производству) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО ОСП по ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – в течении пяти дней с момент вручения настоящего постановления, что подтверждается материалами исполнительного производства.
Доказательств, подтверждающих, что на момент вынесения постановления от 11.08.2020 о назначении нового срока исполнения требования исполнительного документа исполнены комитетом строительства Волгоградской области, материалы административного дела не содержат.
Таким образом, материалами дела установлено, что требования исполнительного документа должником исполнены не были, доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств в деле не имеется, исполнительный документ судом либо взыскателем не отзывался, в связи с чем судебным приставом правомерно установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа.
С учетом изложенного, у судебного пристава-исполнителя имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого постановления о назначении нового срока исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения вынесено судебным приставом-исполнителем МО ОСП по ОИП УФССП по <адрес> ФИО3 в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего стадию исполнения судебных актов, в связи с чем, оснований для признания постановления незаконным у суда не имеется.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятого судебным приставом-исполнителем постановления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении административного иска комитета строительства <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству.
Доводы административного истца о невозможности в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок исполнить требования исполнительного документа из-за отсутствия достаточного финансирования, а также длительного характера процедуры приобретения и предоставления жилья детям-сиротам признаются судом не состоятельными, поскольку соответствующая обязанность возложена на комитет строительства <адрес> вступившим в законную силу решением суда, имеющим обязательный характер и подлежащим исполнению.
Обстоятельство того, что должник является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность за счет выделяемых из региональных и федеральных бюджетных средств, не является основанием для освобождения должника от исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части срока исполнения судебных актов для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе ст. 112 указанного Закона об исполнительном производстве, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления комитета строительства <адрес> к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству №-ИП, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> установить новый срок для исполнения требований исполнительного документа в течении 6,5 месяцев – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.В. Серухина