Дело № 2-4504/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.
при секретаре Березиной Н.С.,
с участием представителя истца Яковлева В.А.,
представителя ответчика Зиновьевой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску Окулова Александра Васильевича к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Окулов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учёт ** ** ** по категории «...» на состав семьи из четырех человек.
В судебном заседании представитель Минстрой Республики Коми иск не признала.
Представитель истца – Яковлев В.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав объяснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Окулов А.В. родился ..., и с ** ** ** (повторно) ....
В.Д. является женой истца, М.А. и С.А. – дочери.
Окулов А.В., сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ... (согласно справке от ** ** **).
Вместе с ним в указанном жилом помещении сохраняют регистрацию по месту жительства: ... В.Д., ... С.А., ... М.А.
Окулов А.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ..., с составом семьи из четырех человек (Окулова А.В., ... В.Д., ... С.А., ... М.А.).
Также Окулов А.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с составом семьи из четырех человек (Окулова А.В., ... В.Д., ... С.А., ... М.А.).
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от ** ** ** № 2232 Окулов А.В. был включён в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами ..., по категории «инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…», с датой постановки на учёт ** ** **.
Окулов А.В., как житель ..., администрацией МО ГО «Воркута» был включён в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» с составом семьи из четырех человек (Окулова А.В., ... В.Д., ... С.А., ... М.А.).
Пакет документов из учётного дела Окулова А.В. для получения государственного жилищного сертификата был направлен в Минстрой Республики Коми.
Письмом № 02-22-11/4882 от ** ** ** Минстрой Республики Коми уведомил администрацию МО ГО «Воркута» и истца об отсутствии у него права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку Окулов А.В. родился после ** ** **, в связи с чем, не может считаться прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до указанной даты. Также в обоснование принятого решения было указано на отсутствие в представленном в Минстрой Республики Коми пакете документов обязательства о сдаче жилого помещения по адресу: ..., либо документа об отчуждении указанного жилого помещения.
Полагая указанный вывод Минстроя Республики Коми не основанным на законе, истец обратился в суд.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ; до 01.01.2018 – подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Подпрограмма), с 01.01.2018 – основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Основное мероприятие), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (действовавших до 01.01.2018) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (действующих с 01.01.2018).
Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Действовавшее до 31.07.2020 правовое регулирование предусматривало, что право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Вступившим 31.07.2020 в силу Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ внесены изменения в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, согласно которым право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
При этом ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ установлено, что действие положений ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
К иным категориям лиц, которые имеют право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, истец не относится.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об утрате истцом с 31.07.2020 права на получение жилищной субсидии в рамках указанного Закона.
Законных оснований для удовлетворения исковых требований истицы у суда настоящее время не имеется. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Окулова Александра Васильевича к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от ** ** **.
Довод о том, что ныне действующие положения закона противоречат конституции судом отвергается, поскольку Федеральный закон №125-ФЗ не устанавливает каких-либо конституционных гарантий гражданам, а является мерой социальной поддержки.
руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Окулова Александра Васильевича к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата – без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Ф.А.Автушин
Мотивированное решение составлено – 10.09.2020.