Решение по делу № 33-10481/2023 от 24.08.2023

                                                      УИД 34RS0008-01-2022-007837-48

Судья Штапаук Л.А.                                           Дело № 33-10481/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Волгоград                                                        20 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Жабиной Н.А.,

судей Поликарпова В.В., Дрогалевой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Шилиной Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-140/2023 по иску Красикова Сергея Юрьевича к администрации Волгограда, департаменту городского хозяйства администрации Волгограда, муниципальному учреждению коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания (МУ «Комдорстрой»), муниципальному унитарному предприятию дорожно-строительных и эксплуатационных работ Советского района г. Волгограда (МУП «ДСЭР Советского района г. Волгограда») о взыскании ущерба причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия,

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 31 мая 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Красикова Сергея Юрьевича к администрации Волгограда, департаменту городского хозяйства администрации Волгограда, муниципальному учреждению коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания (МУ «Комдорстрой»), муниципальному унитарному предприятию дорожно-строительных и эксплуатационных работ Советского района г. Волгограда (МУП «ДСЭР Советского района г. Волгограда») о взыскании ущерба причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия – удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Волгограда (ОГРН № <...>) в пользу Красикова Сергея Юрьевича (паспорт <.......>) материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 445 218 руб. 31 коп.

В удовлетворении исковых требований Красикова Сергея Юрьевича к департаменту городского хозяйства администрации Волгограда, муниципальному учреждению коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания (МУ «Комдорстрой»), муниципальному унитарному предприятию дорожно-строительных и эксплуатационных работ Советского района г. Волгограда (МУП «ДСЭР Советского района г. Волгограда») - отказать.

Взыскать с администрации Волгограда (ОГРН № <...>) в пользу ООО «Альянс партнер» судебные расходы по проведению судебной экспертизы в размере 28 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Поликарпова В.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Первоначально истец Красиков С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Волгограда, департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о взыскании ущерба причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

В обоснование заявленных требований указал, что 24 февраля 2022 года в 19:30 на перекрестке улицы Красных Командиров и переулка Школьный произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак № <...>», под управлением Красикова Р.С. и автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак «Е № <...> под управлением Щепетовой М.Н.

24 февраля 2022 года по факту дорожно-транспортного происшествия было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

24 февраля 2022 года на месте происшествия сотрудниками ГИБДД был составлен акт выездного обследования и протокол осмотра, в соответствии с которым установлено, что в городе Волгограде на перекрестке улицы Красных Командиров и переулка Школьный отсутствуют дорожные знаки 2.5 «Движение без остановки запрещено» (в соответствии с частью 2 «Знаки приоритета» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

10 июня 2022 года по результатам административного расследования было вынесено постановление, о прекращении делопроизводства в отношении участников дорожно-транспортного происшествия, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с экспертным заключением № <...> от 18 августа 2022 года независимого эксперта Бирюкова Е.М. ООО «Волгоградского центра экспертизы»: в сложившейся дорожной ситуации водителю автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак «№ <...>», надлежало действовать в соответствии с требованиями пп. 1.3, 10.1, 13.11 ПДД РФ, а водителю автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак № <...>», надлежало действовать в соответствии с требованиями пп. 1.3, 10.1, 13.9 ПДД РФ. А причиной дорожно-транспортного происшествия следует признать обстоятельства непринятия владельцами дорог и улиц в зоне перекрестка улицы Красных Командиров и переулка Школьный города Волгограда, а также организациями, осуществляющими их содержание, мер по надлежащей организации дорожного движения.

Согласно выводам экспертного заключения № № <...> от 18.08.2022 выполненного ООО «Волгоградского центра экспертизы» стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак «№ <...>» в результате дорожно-транспортного происшествия от 24.02.2022 составляет 635 468 рублей.

На основании постановления Ворошиловского районного суда г.Волгограда № <...> по делу об административном правонарушении, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ и назначено наказание в виде <.......>.

Претензия истца о возмещении ущерба оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнённый исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд взыскать с администрации Волгограда, департамента городского хозяйства администрации Волгограда, муниципального учреждения коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания, муниципального унитарного предприятия дорожно-строительных и эксплуатационных работ Советского района г. Волгограда материальный ущерб, в виде стоимости восстановительного ремонта автомобиля, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 445 218 рублей 31 копеек.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований к администрации Волгограда, ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указывая на отсутствие правовых оснований для возложение ответственности на администрацию Волгограда.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путём размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение спора в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав третье лицо Красикова Р.С., оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года № 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дороги.

В соответствии с положениями с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта России от 01 июня 2018 года.

Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289, действовавшим на момент дорожно-транспортного происшествия от 07 августа 2021 года, в соответствии с утверждённым проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с п. 5.1.9 «Правилами применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» от 01 апреля 2020 года знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, пересечением проезжих частей, местом разворота, объектом сервиса и так далее, а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Знак 2.5 «Движение без остановки» запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если её нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 по главной дороге. Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при её отсутствии - перед знаком.

Судом апелляционной инстанции установлено, что произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак «№ <...>» под управлением Красикова Р.С. и автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак «№ <...>» под управлением Щепетовой М.Н.

24 февраля 2022 года по факту дорожно-транспортного происшествия было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Согласно акту выездного обследования от 24 февраля 2022 года и протоколу осмотра места происшествия, составленным инспектором ДПС взвода 2 роты 2ОБДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду Коробкиным К.Ю. установлено, что в городе Волгограде на перекрестке улицы Красных Командиров и переулка Школьный отсутствуют дорожные знаки 2.5 «Движение без остановки запрещено» (в соответствии с частью 2 «Знаки приоритета» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Согласно заключению автотехнической экспертизы № 1141 от 07 июня 2022 года в сложившийся дорожной ситуации, согласно изложенного в определении о назначении автотехнической экспертизы и предоставленного в распоряжение эксперта материала проверки, для обеспечения безопасности дорожного движения, водитель автомобиля «<.......>» должен был руководствоваться требованием пункта 10.1 абзац 2 Правил дорожного движения РФ, водитель «<.......>» должен был руководствоваться требованием пункта 10.1 абзац 2 Правил дорожного движения РФ.

10 июня 2022 года по результатам административного расследования было вынесено постановление о прекращении делопроизводства в отношении участников дорожно-транспортного происшествия, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

18.08.2022 Красиков С.Ю. обратился к независимым экспертам ООО «Волгоградский центр экспертизы».

В соответствии с экспертным заключением № <...> от 18.08.2022 эксперт Бирюков Е.М. ООО «Волгоградского центра экспертизы» пришёл к выводам, что в сложившейся дорожной ситуации водителю автомобиля марки «<.......> государственный регистрационный знак № <...>», надлежало действовать в соответствии с требованиями пп. 1.3, 10.1, 13.11 ПДД РФ, а водителю автомобиля марки «<.......>» государственный регистрационный знак «№ <...>», надлежало действовать в соответствии с требованиями пп. 1.3, 10.1, 13.9 ПДД РФ. А причиной ДТП следует признать обстоятельства непринятия владельцами дорог и улиц в зоне перекрестка улицы Красных командиров и переулка Школьный города Волгограда, а также организациями, осуществляющими их содержание, мер по надлежащей организации дорожного движения.

Установив указанные выше обстоятельства, суд, разрешая заявленные Красиковым С.Ю. требования, пришел к выводу о том, что отсутствие на перекрестке улицы Красных Командиров и переулка Школьный дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», фактически и привело к дорожно-транспортному происшествию, приняв во внимание, что лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги по пер. Школьный, включающей в себя в качестве элементов благоустройства дорожные знаки, является администрация Волгограда, суд пришел к выводу о том, что именно данный ответчик должен в полном объеме возместить причиненный имуществу истца ущерб в сумме 445 218 рублей 31 копеек.

Доводам администрации Волгограда о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судом дана исчерпывающая правовая оценка, со ссылкой на нормы ст.ст. 16,3 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», ст.ст. 2, 6, 12, 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с чем судебная коллегия соглашается, а доводы апелляционной жалобы об обратном находит противоречащими приведенным нормативным актам.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, с учетом положений вышеприведенных норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям истца о возмещении ущерба является администрация Волгограда, поскольку именно муниципалитет является собственником автомобильных дорог местного значения (в том числе автомобильной дороги по пер. Школьный), ненадлежащим образом исполнившим обязанность по содержанию дороги в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации, что повлекло причинение ущерба имуществу истца.

Доводы представителя ответчика администрации Волгограда о том, что спорная дорога передана в соответствии с договором хранения МУ «Комдорстрой», которое, в свою очередь, заключило муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети г. Волгограда с МУП «ДСЭР Советского района г. Волгограда», судебная коллегия отклоняет, поскольку в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача полномочий по содержанию улично-дорожной сети г. Волгограда учреждению не освобождает муниципальное образование, как собственника имущества, осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 210 ГК РФ. В силу статьи 125 названного Кодекса администрация в данном случае представляет интересы муниципального образования.

Вопреки доводам жалобы, МУ «Комдорстрой», МУП «ДСЭР Советского района г. Волгограда» в рассматриваемом случае являются ненадлежащими ответчиками по делу. Соответственно, исковые требования Красикова С.Ю. к указанным ответчикам обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

Поскольку выводы суда о суммах, подлежащих взысканию с администрации Волгограда, В данной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется, а потому на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в данной части решение суда первой инстанции не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к приведению стороной ответчика собственной оценки представленных доказательств, изложению позиции относительно того, как суду следовало разрешить спор, несогласию с оценкой, данной судом первой инстанции установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и сделанным в этой связи выводам, которые приведены судом с указанием необходимых мотивов, обоснованы ссылками на нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, что в силу положений ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть принято в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10481/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Красиков Сергей Юрьевич
Ответчики
Департамент городского хозяйства
МУ Комдорстрой
Администрация Волгограда
МУП ДСЭР Советского района г. Волгорграда
Другие
Красиков Роман Сергеевич
Рулёв Александр Викторович
Щепетова Маргарита Николаевна
СК АО МАКС
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
25.08.2023Передача дела судье
20.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Передано в экспедицию
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее