Дело №2а-228/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Половниковой Т.В.,
при секретаре Ивановой Т.В.,
с участием прокурора Переваловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 15 мая 2020 года
административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Свои требования мотивирует тем, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в части организации работы с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что ответчиком не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19, а именно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не имеют водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, не имеют ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обязанность по обустройству контейнерных площадок закреплена за органами местного самоуправления. Просит признать незаконным бездействие Администрации Косулинского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19; обязать Администрацию Косулинского сельсовета в срок до 31.12.2020 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам Курганская область, Куртамышский район с. Косулино: ул. Крестьянская между домами № 4 и № 8; ул. Крестьянская напротив дома № 28; ул. Долговская напротив дома № 22; ул. Озерная между домами № 18 и № 20; ул. Лесная в 25 метрах от дома № 24; ул. Лесная между домами № 1 и № 1А; ул. Молодежная 25 метров от дома № 4; ул. Центральная около дома № 3; ул. Центральная около дома № 16; ул. Октябрьская между домами № 4 и № 6; ул. Первомайская между домами № 7 и № 9; ул. Рабочая 25 метров от дома № 22; ул. Рабочая 25 метров от дома № 50; ул. Марковская 25 метров от дома № 11; ул. С. Дмитриева между домами № 23 и № 25; ул. С. Дмитриева 25 метров от дома № 15; ул. Школьная № 1; ул. Новая 25 метров от дома № 1; в деревне Кузьминовке: ул. Школьная 25 метров от дома № 5; ул. Центральная 25 метров от дома № 7 водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, согласно поступившему отзыву, с заявленными требованиями согласен частично. Ввиду нехватки денежных средств и имеющейся задолженности не представилось возможным заложить в бюджет Косулинского сельсовета денежные средства на обустройство мест (площадок) накопления бытовых коммунальных отходов, так как примерная стоимость обустройства одного места составляет 54800 руб. Бюджет принимается и утверждается в конце календарного года, Администрация Косулинского сельсовета не сможет внести изменения в бюджет до конца 2020 года ввиду отсутствия необходимой суммы. Просит предоставить срок для обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до 31.12.2021 г.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства и документы, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ, а также статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Положениями ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Материалами дела установлено, что согласно уставу Косулинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, принятому решением Косулинской сельской Думы от 18.07.2008 № 22, к вопросам местного значения Косулинского сельсовета согласно п.19 ст. 6 относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Решением Косулинского сельсовета, Косулинской сельской Думы от 11.06.2019 № 07 утверждены Правила благоустройства территории Косулинского сельсовета (далее – Правила), согласно которым сбор твердых коммунальных отходов на территории Косулинского сельсовета осуществляется в соответствии с порядком сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области. Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в местах сбора и накопления ТКО в соответствии с территориальной схемой (п. 7.1 ст. 3 Правил). Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области утвержден Постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492.
Согласно п.7.2.1 ст. 3 Правил сбор ТКО осуществляется в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках.
Контейнерные площадки создаются Администрацией Косулинского сельсовета, за исключением установленных законодательством РФ случаев (п.7.3 ст. 3 Правил).
В соответствии с п.7.4 ст. 3 Правил контейнеры для сбора и накопления твердых коммунальных отходов должны иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных. Контейнеры должны быть промаркированы с указанием наименования и контактных данных оператора, осуществляющего сбор, транспортирование ТКО, содержать сведения о собственнике контейнера и лицах, для сбора мусора которых установлен контейнер. Контейнерные площадки должны быть оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиНом 42-128-4690-88. Контейнерные площадки должны содержать сведения о сроках удаления отходов, наименовании организации, выполняющей данную работу, и контактах лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов, а также информацию, предостерегающую владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.
Постановлением Администрации Косулинского сельсовета от 05.11.2019 № 23 определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра на территории Косулинского сельсовета.
Согласно Приложению № 1 указанного Постановления, на территории Косулинского сельсовета определены места (площадки) накопления ТКО: в с. Косулино: ул. Крестьянская между домами № 4 и № 8; ул. Крестьянская напротив дома № 28; ул. Долговская напротив дома № 22; ул. Озерная между домами № 18 и № 20; ул. Лесная в 25 метрах от дома № 24; ул. Лесная между домами № 1 и № 1А; ул. Молодежная 25 метров от дома № 4; ул. Центральная около дома № 3; ул. Центральная 25 м от дома № 16; ул. Октябрьская между домами № 4 и № 6; ул. Первомайская между домами № 7 и № 9; ул. Рабочая 25 метров от дома № 22; ул. Рабочая 25 метров от дома № 50; ул. Марковская 25 метров от дома № 11; ул. С. Дмитриева между домами № 23 и № 25; ул. С. Дмитриева 25 метров от дома № 15, ул. Школьная № 1; ул. Новая 25 метров от дома № 1; в деревне Кузьминовке: ул. Школьная 25 метров от дома № 5; ул. Центральная 25 метров от дома № 7. Приложение № 2 содержит схемы их размещения. В соответствии с Приложением № 5 данные о нахождении мест (площадок) занесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Косулинского сельсовета.
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления твердых коммунальных отходов, которые независимо от вида мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездный путь для автотранспорта.
Из отзыва представителя Администрации Косулинского сельского совета следует, что места для накопления твердых коммунальных отходов до настоящего времени не оборудованы по причине отсутствия денежных средств.
Согласно выписке из решения Косулинской сельской Думы от 26.12.2019 №15 «О бюджете Косулинского сельсовета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в бюджете сельсовета не заложены денежные средства на обустройство мест (площадок) накопления ТКО.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Косулинского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН, нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность.
Согласно с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Указанный административным истцом срок исполнения судебного акта является разумным и объективно позволяет административному ответчику исполнить решение суда при совершении необходимых своевременных и разумных действий по его исполнению.
При этом Администрация Косулинского сельсовета не лишена возможности при наличии к тому оснований обратиться в суд в порядке ст.189 КАС РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда
С учетом вышеизложенного суд полагает, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Куртамышского района Курганской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Косулинского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19.
Обязать Администрацию Косулинского сельсовета Курганской области в срок до 31.12.2020 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: в с. Косулино: ул. Крестьянская между домами № 4 и № 8; ул. Крестьянская напротив дома № 28; ул. Долговская напротив дома № 22; ул. Озерная между домами № 18 и № 20; ул. Лесная в 25 метрах от дома № 24; ул. Лесная между домами № 1 и № 1А; ул. Молодежная 25 метров от дома № 4; ул. Центральная около дома № 3; ул. Центральная 25 м от дома № 16; ул. Октябрьская между домами № 4 и № 6; ул. Первомайская между домами № 7 и № 9; ул. Рабочая 25 метров от дома № 22; ул. Рабочая 25 метров от дома № 50; ул. Марковская 25 метров от дома № 11; ул. С. Дмитриева между домами № 23 и № 25; ул. С. Дмитриева 25 метров от дома № 15; ул. Школьная № 1; ул. Новая 25 метров от дома № 1; в деревне Кузьминовке: ул. Школьная 25 метров от дома № 5; ул. Центральная 25 метров от дома № 7 водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.В. Половникова