РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2023 года г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Подрейко С.В.,
при секретаре судебного заседания Роговой А.Д.,
с участием представителя истца помощника Шебекинского межрайонного прокурора Орловой Л.В., представителя ответчика администрации Шебекинского городского округа Белгородской области Истратова А.В. (по доверенности), третьего лица Карпачевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шебекинского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах Рогосова ФИО34, Одинцовой ФИО35, Ворониной ФИО36, к администрации Шебекинского городского округа Белгородской области об оспаривании бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений, иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Смецкой ФИО38, иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Бавыкиной ФИО37,
установил:
Шебекинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Рогосова ФИО39, Одинцовой ФИО40, Ворониной ФИО41, к администрации Шебекинского городского округа об оспаривании бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений.
Просит признать незаконным бездействие администрации Шебекинского городского округа Белгородской области по приведению в надлежащее состояние дома <адрес> и возложить обязанность в срок до 01.06.2023 устранить недостатки в указанном доме, изложенные в заключении строительно-технической экспертизы ООО «Центр судебной экспертизы, проектирования и строительства» г. Белгород от 20.05.2022, а именно: произвести демонтаж напольного покрытия в помещениях квартир № № а также прилегающих к ним частей коридора; произвести демонтаж бетонной стяжки; произвести послойное уплотнение подученного вторичного щебня (толщина каждого последующего слоя не более 50 мм); произвести устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песка с послойным уплотнением (толщиной отметка чистого пола (0.000) — толщина отделочного покрытия 120 мм (толщина железобетонной стяжки); устройство гидроизолирующего слоя с применением мембраны Planter; произвести устройство железобетонной стяжки маркой М200 с использованием арматурной сетки 6 А 240 с шагом 150 мм в два уровня до отметки уровня пола 0.000 (толщиной 120 мм); устройство нового покрытия пола с использованием материала, аналогичному тому, что был до начала выполнения строительно-монтажных работ в указанных помещениях; при обнаружении в конструкции перегородки трещин с шириной раскрытия до 5 мм выполнить усиление конструкции оштукатуриванием по сетке с предварительным выполнением демонтажных работ отделочных покрытий. Перегородки, имеющие трещины с шириной раскрытия более 5 мм. Демонтировать и устроить новые с предварительным устройством фундаментов под перегородки. Также произвести устройство усиления узла примыкания перегородок к наружным и внутренним стенам в местах образования вертикальных угловых трещин посредством конструктивной перевязки при помощи установки дополнительных арматурных элементов; произвести заделку (зачеканку) трещины на цокольной части здания многоквартирного жилого дома <адрес> цементным
раствором; произвести заделку (зачекапку) трещины на фасаде здания многоквартирного
жилого дома <адрес> цементным раствором.
Выполнить усиление стальной перемычки путем приварки стальной пластины
толщиной 5 мм с размерами соответствующей перемычке. Выполнить работы по смене напольного покрытия из ламината в квартире № <адрес> (демонтаж старого и монтаж нового напольного покрытия из ламината). Устранить недостатки при производстве благоустройства прилегающей территории, путем обустройства уклона прилетающей к зданию территории от здания, таким образом, чтобы уровень отметки отмостки здания был выше, чем уровень
отметки прилегающей благоустроенной территории для естественного отвода
атмосферных осадков (талых и дождевых вод).
В обоснование иска указано, что 20.06.2011 между муниципальным казенным учреждением «Отдел капитального строительства Шсбекинского района» и ООО СКП «Сервис» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству «под ключ» жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в городе Шебекино Белгородской области.
В соответствии с условиями Контракта подрядчик обязуется выполнить работа по строительству «под ключ» трех трехэтажных домов общей площадью 2126.55 кв.м в городе Шебекино. Работы по контракту выполнены в марте 2012 года.
В 2016 году, при выявлении в течение гарантийного срока в ходе эксплуатации жилого дома № <адрес> недостатков идефектов, заказчик обратился в Арбитражный суд Белгородской области с требованием об оплате стоимости работ, необходимых для устранения недостатков, согласно сметной документации.
Решением Арбитражного суда Белгородской области суда от 14.06.2016 в удовлетворении требований Заказчика отказано в полном объеме.
Проведенной в рамках рассмотрения дела экспертизой №157 от 12.05.2016 установлено, что разрушение целостности самонесущих внутренних конструкций (усадка грунта, повлекшая за собой нарушение конструктива пола и образование трещин во внутренних ограждающих конструкциях (стенах) на объекте по адресу: <адрес> произошло в результате излишнего увлажнения (подтопления, застаивания талых и дождевых вод) основания жилого дома, вследствие планировки и благоустройства прилегающей территории, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, и не является следствием некачественных работ Подрядчика.
Учитывая, что причиной разрушения целостности самонесущих внутренних конструкций в жилом доме <адрес> стало излишнее увлажнение основания жилого дома вследствие планировки и благоустройства прилегающей территории, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, на администрации Шебекинского городского округа лежит установленная п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации благоустройства, соответствующего требованиям нормативно-технической документации.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, Смецкая О. А., Бавыкина С.Ф. просят обязать администрацию Шебекинского городского округа устранить недостатки, изложенные в заключении строительно-технической экспертизы ООО «Центр судебной экспертизы, проектирования и строительства» г. Белгород от 20.05.2022, в принадлежащих им квартирах № соответственно.
В судебном заседании прокурор Орлова Л.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Истратов А.В. иск не признал. Указал, что на основании обращения жителей дома <адрес> поступившего 11 мая 2022 года в администрацию Шебекинского
городского округа через социальные сети по вопросу появления сквозных трещин в
перегородках жилых помещений и проседания оснований пола в коридоре и
квартирах, распоряжением администрации Шебекинского городского округа от 11
мая 2022 года №171 была создана рабочая группа для осмотра состояния
общедомового имущества в указанном доме.
11 мая 2022 года, рабочей группой с привлечением специалистов
коммунальных служб, управляющей организации, МКУ «УКС Шебекинского
городского округа», Государственного строительного надзора Белгородский
области проведён визуальный осмотр дома <адрес>
В результате осмотра многоквартирного дома, было установлено, что в жилых помещениях № в перегородках обнаружены сквозные трещины шириной
открытия до 22 мм, в жилых помещениях и коридоре имеются проседания
оснований пола, в кв. № имеются усадочные трещины на перегородках, в кв. № обнаружено проседание оснований пола, что повлекло вздутие ламината, в кв№ имеется несквозная трещина в санузле на стыке перегородки и перекрытия, в кв.№ имеется волосяная трещина в ванной комнате.
Актом выездного обследования Управления государственного жилищного надзора Белгородской области №№ от 18 мая 2022 года также выявлены недостатки.
В соответствии с заключением Управления государственного жилищного надзора Белгородской области об оценке соответствия помещений многоквартирного дома №<адрес> от 20.05. 2022 года №1, установлены факторы, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности строительных конструкций, надёжности жилого дома, приводящие к деформациям перегородок и перекрытий МКД, ухудшению эксплуатационных свойств конструкции МКД, что не соответствует требованиям п.10, 16 раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года, то есть дом не может быть признан непригодным для проживания.
По итогам проведенного обследования, Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области в адрес ООО «<данные изъяты>» (управляющая компания обслуживающая МКД) 20 мая 2022 года №312, направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, установленных ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и ч.2 ст. 162 ЖК РФ.
Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области
26.05.2022 администрации Шебекинского городского округа было предложено рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопрос о проведении оценки соответствия жилого многоквартирного дома <адрес> требованиям, которые должны отвечать жилые помещения.
Межведомственная комиссия, созданная постановлением администрации Шебекинского городского округа от 05.02.2022 №107, произвела обследование жилого дома <адрес> с учетом заключения строительно - технической экспертизы, выполненной ООО «Центр судебной экспертизы проектирования и строительства», что подтверждается актом обследования от 16.06.2022.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Шебекинского городского округа от 16.06.2022, постановления администрации Шебекинского городского округа от 12.09.2022 №1407 многоквартирный дом №<адрес> был признан подлежащим капитальному ремонту.
Собственниками дома <адрес>
06.06.2022 было проведено внеочередное собрание собственников помещений в МКД, на котором приняли участие в голосовании собственники помещений, обладающие 69% голосов от общего числа голосов,
Были приняты решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой о проведении капитального ремонта конструктивных элементов дома подверженных деформации, утвержден срок проведения капитального ремонта дома - 2022 год, источник финансирования капитального ремонта дома из средств областного бюджета.
Администрация Шебекинского городского округа обращалась в Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области за оказанием содействия в выполнении капитального ремонта указанного дома в максимально короткие сроки (письма от 20.07.2022 №48-02-1018, от 19.09.2022 №48-02-1346, от 19.09.2022 N 248-02-1347), от министерства ЖКХ Белгородской области не поступило.
Считает, что администрация Шебекинского городского округа предприняла все возможные действия для выполнения работ по капитальному ремонту вышеуказанного дома. Однако полномочия по финансированию на капитальный ремонт возлагаются на Фонд содействия реформирования ЖКХ. С требованием об устранении недостатков при производстве благоустройства прилегающей территории, путем обустройства уклона прилегающей к зданию территории от здания, сторона Ответчика не согласны, поскольку истцом не представлены доказательства, что некачественно выполненные работы по благоустройству явились следствием обнаружения дефектов в квартирах №№, а также прилегающему к ним частей коридора. Согласно решения Арбитражного суда Белгородской области по делу №А08-3947/2015 от 24.06.2016 экспертизой проведенной в рамках дела, установлен факт наличия дефектов в кв.№
Рогосов А.П., Одинцова С.В., Воронина З.И., третьи лица Огурцов А.И., Бывыкин М.С., Бавыкина С.Ф., Бавкин С.Н., Смецкая О.А., Калинина В.Г., Михнев В.В., Михнев Р.В., Михнева Е.В., Иванов С.С., Иванова М.В., Головачев М.В., Головачева И.А., Карманов Е.Д., Богачева Р.П., Калашникова С.В., представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Карпачева Л.М. поддержала в судебном заседании заявленные требований. Пояснила, что в 2012 году жители с.Ржевка Шебекинского района переселись из аварийного жилья в дом № <адрес>. С весны 2013 года стали замечать микротрещиты в межкомнатных перегородках в квартире и в подъезде. Жильцы дома отмечали, что в подвале скапливается вода. С весны 2013 года она неоднократно обращалась в администрацию Шебекинского района для устранения недостатков, на что ей заявляли об отсутствии денежных средств и прекращении деятельности организации-застройщика. Состояние дома ухудшалось, стали проседать полы, деформироваться двери. В 2022 году появились сквозные трещины в межквартирных перегородках. Она в квартире постоянно не живет, так как из-за проседания пола, сквозных трещин в перегородках проживать там опасно.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокурором, Смецкой О.А., Бавыкиной С.Ф. требования подлежащими удовлетворению.
Статьями 40 и 46 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на жилище и на судебную защиту его прав. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилом помещении, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Жилым помещением согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 567 ГК РФ предусматривает, что по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В силу пункта 1 статьи 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В пункте 1 статьи 476 ГК РФ указано, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
В пунктах 1 - 2 статьи 477 ГК РФ закреплено, что, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
В части 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела, решения Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2016 по делу № А08-3947/2015 по иску МКУ «Отдел капитального строительства Шебеккинского района» к ООО СКП «Сервис» о взыскании убытков по договору строительного подряда и процентов, установлено, что 20.06.2011 между муниципальным казенным учреждением «Отдел капитального строительства Шсбекинского района» и ООО СКП «Сервис» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству «под ключ» жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в городе Шебекино Белгородской области.
В соответствии с условиями Контракта подрядчик обязался выполнить работа по строительству «под ключ» трех трехэтажных домов общей площадью 2126.55 кв.м в городе Шебекино. Работы по контракту выполнены в марте 2012 года.
Материалами дела подтверждено, что многоквартирный дом <адрес> принят заказчиком и введен в эксплуатацию в 2012 году.
Между тем доказательств, подтверждающих передачу администрацией Шебекинского района (в настоящее время – администрацией Шебекинского городского округа) гражданам жилых помещений на основании договоров социального найма и соглашений о мене, соответствующих требованиям строительных норм и правил, не представлено.
Из решения Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2016 по делу № А08-3947/2015 усматривается, что уже в 2014 году по результатам комиссионного выездного обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес>, актом обследования установлены дефекты помещения, а именно: значительные трещины в перегородках в санузле, коридоре, спальне и в подъезде перед квартирой, трещины на потолке между плитами перекрытия.
Проведенной в рамках рассмотрения дела экспертизой №157 от 12.05.2016 установлено, что разрушение целостности самонесущих внутренних конструкций (усадка грунта, повлекшая за собой нарушение конструктива пола и образование трещин во внутренних ограждающих конструкциях (стенах) на объекте по адресу: <адрес> произошло в результате излишнего увлажнения (подтопления, застаивания талых и дождевых вод) основания жилого дома, вследствие планировки и благоустройства прилегающей территории, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, и не является следствием некачественных работ Подрядчика.
Согласно заключения ООО «Центр судебной экспертизы, проектирования и строительства» г. Белгород от 20.05.2022 визуальным осмотром и инструментальными измерениями в многоквартирном жилом доме № <адрес>, установлено наличие дефектов пола – осадки основания пола, в результате чего в швах напольной керамической плитки и ламината образовались трещины и зазоры, просадка самого напольного покрытия, повлекшие за собой нарушение сопряжения плиток с бетонным основанием, неплотное прилегание плиток к поверхности пола и образования пустот под поверхностью пола, облицованного керамическими плитками, а также отслоение плинтуса, расположенного по периметру пола не соответствует нормативным требованиям.
Появление вышеуказанных дефектов в конструкциях, а также их прогрессирующему развитию, и общему деградирующему техническому состоянию несущих и ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома № возникло в результате просадки грунта вследствие недостаточной подготовки и уплотнения грунта основания непосредственно перед устройством полов 1-го этажа по грунту, а также некачественно выполненные работы по устройству бетонной подготовки под полы, что вызывает локальные концентрации напряжений в полах и неравномерную усадку грунта.
Эксперт ФИО48 проводивший указанное исследование, пояснил в судебном заседании, что ввиду утраты несущих конструкций перегородок в жилом помещении нахождение в нем граждан представляет угрозу жизни и здоровью в связи с возможным обрушением, либо разрушением отдельных элементов штукатурки. Исследование благоустройства прилегающей территории в ходе экспертизы не проводилось. Проведение строительных работ возможно в течение 1-2 месяцев.
Согласно выводов экспертизы для устранения выявленных недостатков необходимо произвести демонтаж напольного покрытия в помещениях квартир № №, а также прилегающих к ним частей коридора; произвести демонтаж бетонной стяжки; произвести послойное уплотнение подученного вторичного щебня (толщина каждого последующего слоя не более 50 мм); произвести устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песка с послойным уплотнением (толщиной отметка чистого пола (0.000) — толщина отделочного покрытия 120 мм (толщина железобетонной стяжки); устройство гидроизолирующего слоя с применением мембраны Planter; произвести устройство железобетонной стяжки маркой М200 с использованием арматурной сетки 6 А 240 с шагом 150 мм в два уровня до отметки уровня пола 0.000 (толщиной 120 мм); устройство нового покрытия пола с использованием материала, аналогичному тому, что был до начала выполнения строительно-монтажных работ в указанных помещениях; при обнаружении в конструкции перегородки трещин с шириной раскрытия до 5 мм выполнить усиление конструкции оштукатуриванием по сетке с предварительным выполнением демонтажных работ отделочных покрытий. Перегородки, имеющие трещины с шириной раскрытия более 5 мм демонтировать и устроить новые с предварительным устройством фундаментов под перегородки. Также произвести устройство усиления узла примыкания перегородок к наружным и внутренним стенам в местах образования вертикальных угловых трещин посредством конструктивной перевязки при помощи установки дополнительных арматурных элементов; произвести заделку (зачеканку) трещины на цокольной части здания многоквартирного жилого дома <адрес> цементным
раствором; произвести заделку (зачекапку) трещины на фасаде здания многоквартирного
жилого дома <адрес> цементным раствором.
Выполнить усиление стальной перемычки путем приварки стальной пластины
толщиной 5 мм с размерами соответствующей перемычке. Выполнить работы по смене напольного покрытия из ламината в квартире № многоквартирного жилою дома № <адрес> (демонтаж старого и монтаж нового напольного покрытия из ламината).
Заключение экспертизы сторонами не оспорено.
Суд признает заключение экспертизы достоверным доказательством, поскольку оно является определенным и не имеет противоречий, выводы научно аргументированы, обоснованы и достоверны, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется, тогда как сама экспертиза проведена с соблюдением требований действующего законодательства.
В соответствии с заключением Управления государственного жилищного надзора Белгородской области об оценке соответствия помещений многоквартирного дома №6 <адрес> от 20.05. 2022 года №1, установлены факторы, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности строительных конструкций, надёжности жилого дома, приводящие к деформациям перегородок и перекрытий МКД, ухудшению эксплуатационных свойств конструкции МКД, что не соответствует требованиям п.10, 16 раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года.
Межведомственная комиссия, созданная постановлением администрации Шебекинского городского округа от 05.02.2022 №107, произвела обследование жилого дома №<адрес> с учетом заключения строительно - технической экспертизы, выполненной ООО «Центр судебной экспертизы проектирования и строительства», что подтверждается актом обследования от 16.06.2022.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Шебекинского городского округа от 16.06.2022, постановления администрации Шебекинского городского округа от 12.09.2022 №1407 многоквартирный дом №<адрес> был признан подлежащим капитальному ремонту.
Таким образом, совокупностью материалов дела, в том числе, заключениями экспертов, пояснениями третьих лиц, достоверно подтверждается, что перечисленные недостатки допущены при проведении строительных работ, благоустройстве прилегающей территории, вследствие нарушений требований строительных норм и правил.
Доказательств того, что недостатки (дефекты) жилого дома возникли вследствие нормального износа объектов или их частей, нарушения правил эксплуатации дома, либо действий третьих лиц или непреодолимой силы, суду представлено не было.
Поэтому обязанность по выполнению комплекса мероприятий, направленных на устранение дефектов и недостатков, выявленных при строительстве многоквартирного жилого дома, должна быть возложена на администрацию Шебекинского городского округа, которая является органом местного самоуправления, работы, выполненные подрядчиком с отклонениями от строительных норм и правил, приняла в нарушение действующего законодательства, своевременно не добилась устранения недостатков, ввела дом в эксплуатацию. Жилые помещения в указанном многоквартирном доме были переданы гражданам в рамках выполнения муниципальным образованием возложенной на него законом обязанности по переселению граждан из аварийного жилья в состоянии, не соответствующим установленным законодательствам нормативным требованиям. Проживание в указанных домах с отмеченными недостатками не обеспечивает в полной мере право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, нарушает их жилищные права и законные интересы.
По вышеизложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что полномочия по финансированию на капитальный ремонт должны быть возложены на Фонд содействия реформирования ЖКХ.
Кроме того, согласно ответа Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области № 256-4303 от 28.09.2022 на обращение администрации усматривается, что перегородки в квартире и пол в коридоре не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, ремонт данных конструктивных элементов не предусмотрен к выполнению в рамках программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Способ защиты права, избранный прокурором, направленный на восстановление нарушенных прав граждан - участников адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО "Шебекинский городской округ", является правильным, так как позволяет восстановить нарушенные права лиц, в интересах которых заявлен иск, соответствует ст. 12 ГК РФ.
С учетом необходимости заключения муниципальных контрактов на проведение работ, примерных сроков проведения работ суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шебекинского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах Рогосова ФИО43, Одинцовой ФИО44, Ворониной ФИО45, к администрации Шебекинского городского округа Белгородской области об оспаривании бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений, иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Смецкой ФИО46, иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Бавыкиной ФИО47 – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шебекинского городского округа Белгородской области (<данные изъяты>) по приведению в надлежащее состояние дома №<адрес>
Возложить на администрацию Шебекинского городского округа Белгородской области (<данные изъяты>) обязанность в срок 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить недостатки многоквартирного жилого дома №<адрес>, изложенные в заключении строительно-технической экспертизы ООО «Центр судебной экспертизы, проектирования и строительства» г. Белгород от 20.05.2022, а именно: произвести демонтаж напольного покрытия в помещениях квартир № №, а также прилегающих к ним частей коридора; произвести демонтаж бетонной стяжки; произвести послойное уплотнение подученного вторичного щебня (толщина каждого последующего слоя не более 50 мм); произвести устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песка с послойным уплотнением (толщиной отметка чистого пола (0.000) — толщина отделочного покрытия 120 мм (толщина железобетонной стяжки); устройство гидроизолирующего слоя с применением мембраны Planter; произвести устройство железобетонной стяжки маркой М200 с использованием арматурной сетки 6 А 240 с шагом 150 мм в два уровня до отметки уровня пола 0.000 (толщиной 120 мм); устройство нового покрытия пола с использованием материала, аналогичному тому, что был до начала выполнения строительно-монтажных работ в указанных помещениях; при обнаружении в конструкции перегородки трещин с шириной раскрытия до 5 мм выполнить усиление конструкции оштукатуриванием по сетке с предварительным выполнением демонтажных работ отделочных покрытий; перегородки, имеющие трещины с шириной раскрытия более 5 мм демонтировать и устроить новые с предварительным устройством фундаментов под перегородки; произвести устройство усиления узла примыкания перегородок к наружным и внутренним стенам в местах образования вертикальных угловых трещин посредством конструктивной перевязки при помощи установки дополнительных арматурных элементов; произвести заделку (зачеканку) трещины на цокольной части здания многоквартирного жилого дома № <адрес> цементным
раствором; произвести заделку (зачекапку) трещины на фасаде здания многоквартирного
жилого дома №<адрес> цементным раствором; выполнить усиление стальной перемычки путем приварки стальной пластины
толщиной 5 мм с размерами соответствующей перемычке; выполнить работы по смене напольного покрытия из ламината в квартире №№ многоквартирного жилою дома № <адрес> (демонтаж старого и монтаж нового напольного покрытия из ламината).
Возложить на администрацию Шебекинского городского округа Белгородской области (<данные изъяты>) обязанность в срок 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить недостатки при производстве благоустройства прилегающей территории, путем обустройства уклона прилетающей к зданию территории от здания, таким образом, чтобы уровень отметки отмостки здания был выше, чем уровень
отметки прилегающей благоустроенной территории для естественного отвода
атмосферных осадков (талых и дождевых вод).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Подрейко С.В.
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2023