Дело № 2а-1230/2019
УИД 58RS0017-01-2019-002279-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2019 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Кузнецке Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сюзюмский сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование административного иска прокурором указывается, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, в части обеспечения беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры лиц с ограниченными возможностями, в ходе которой выявлен ряд нарушений, затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями.
В ходе проведенной проверки установлено, что лестничный спуск административного здания Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района, распложенный по адресу: <адрес>, не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, а именно: пандусом и поручнями, что затрудняет передвижение инвалидов в креслах – колясках.
Вышеуказанное здание принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Сюзюмский сельсовет Кузнецкого района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2010 №.
Администрация Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с Уставом, Сюзюмский сельсовет наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, в том числе обеспечение доступности мест общественного пользования.
Неисполнение требований указанных норм законодательства свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
В связи с этим, просил признать незаконным бездействие администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов по обеспечению прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в здание администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района; обязать администрацию Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации, установив при входе пандус и поручни у лестницы.
Определением суда от 09.09.2019 осуществлен переход к рассмотрению данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, учитывая письменную позицию представителя административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Определениями Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О, от 24.10.2013 № 1632-О установлено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3 Технического регламента).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605) (ред. от 21.10.2015).
Согласно п. 1.2 Свода правил требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проверки установлено, что лестничный спуск административного здания Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района, распложенный по адресу: <адрес>, не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, а именно: пандусом и поручнями, что затрудняет передвижение инвалидов в креслах – колясках.
Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования Сюзюмский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области находятся здание, нежилое, одноэтажное, общей площадью 76,1 кв.м., инв. №, адрес: <адрес>, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права на бланке № от 15.01.2010.
Согласно акту проверки от 28.08.2019, составленному помощником прокурора Кузнецкого района Пензенской области Филиппенковой М.В., на момент проверки установлено, что лестничный спуск административного здания Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района, распложенный по адресу: <адрес>, не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, а именно: пандусом и поручнями, что затрудняет передвижение инвалидов в креслах – колясках.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Кроме того, глава администрации МО Сюзюмский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области Полуянов А.Е. административный иск признал, о чем суду представлено соответствующее заявление.
В силу ч. ч. 1, 4 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
При этом суд, исходя из положений ч. ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ, принимает признание административным ответчиком административных исковых требований прокурора Кузнецкого района Пензенской области, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Исходя из изложенного, указанное бездействие со стороны административного ответчика следует признать несоответствующим приведенным выше нормативным правовым акта и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Кузнецкого района Пензенской области административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд полагает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до 17.11.2019.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов по обеспечению прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в здание администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 17.11.2019 обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации, расположенного по адресу: <адрес>, установив при входе пандус и поручни у лестницы.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокуратуру Кузнецкого района Пензенской области.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись