СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Председательствующий в первой инстанции Милошенко Н.В.
Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь
20 февраля 2017 года Дело №33-555/17
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Жиляевой О.И.
судей Лядовой Т.Р.
Володиной Л.В.
при секретаре судебного заседания Кравченко Д.А.
при участии:
представителя истца: Т.А.Н.,
представителя ответчика: К.В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г.А.П. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 ноября 2016 года по делу №33-555/17 (№2-3971/2016)
по иску Г.А.П.
к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя
о признании отказа в выдаче удостоверения участника Великой Отечественной войны незаконным, признании ветераном Великой Отечественной войны, возложении обязанности выдать удостоверение участника Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2016 года Г.А.П. обратилась в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, в котором просила признать за истцом право на получение статуса ветерана Великой Отечественной войны, обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя произвести замену выданного Г.А.П. удостоверения серии В-П №, выданного 25 октября 2006 года Управлением труда и социальной защиты населения Ленинской районной государственной администрации города Севастополя, предоставляющее право на льготы для ветеранов войны – участников войны, на удостоверение ветерана Великой Отечественной войны образцы, установленного нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации ответчиком отказано в замене Г.А.П. удостоверения участника войны на удостоверение установленного образца, чем нарушены гарантии социальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие у Г.А.П. статуса ветерана войны – участника боевых действий, присвоенного органами социальной защиты населения, удостоверения ветерана войны – участника войны, выданного государством Украина, не является основанием для признания за истцом статуса ветерана Великой Отечественной войны. Поскольку истцом не представлены доказательства осуществления ею трудовой деятельности в тылу в течение шести месяцев в период Великой Отечественной войны, оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче истцу удостоверения участника войны установленного образца не имеется, вследствие чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и считает необходимым обратить внимание на следующее.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что Г.А.П. является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации серии 46 14 473155, выданным Федеральной миграционной службой, 07 мая 2014 года, код подразделения 900-002 (л.д. 5).
Место жительства Г.А.П. зарегистрировано по адресу: <адрес>, с 16 октября 2001 года (л.д.5).
25 октября 2006 года Управлением труда и социальной защиты населения Ленинской районной городской администрации города Севастополя, в порядке, определенном Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», Г.А.П. выдано удостоверение серии В-П №, предъявитель которого имеет льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – участников боевых действий.
В июне 2015 года Г.А.П. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с заявлением о замене указанного удостоверения, выданного государством Украина, на удостоверение установленного образца, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 06 июля 2015 года исх.№ Г.А.П. сообщено, что установить истцу статус ветерана Великой Отечественной войны в соответствии с действующим законодательством в настоящее время не представляется возможным, поскольку факт работы в тылу не подтвержден документально, вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Г.А.П. установлен статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны и выдано соответствующее удостоверение (л.д.9-10).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1532, предусмотрено, что замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Для замены подтверждающего документа представляются: а) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина (лица без гражданства); б) документ, подтверждающий, что по состоянию на 18 марта 2014 г. гражданин постоянно проживал на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя; в)подтверждающий документ, подлежащий замене; г) документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, отнесены к категории участников Великой Отечественной войны.
Согласно пункту 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122.
Ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В подтверждение заявленных требований Г.А.П. представлены выписка из протокола № от 22 июля 2005 года заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов установления статуса ветерана войны согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (л.д.7), выписка из протокола № от 15 октября 2003 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с установлением статуса участника войны в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (л.д.25), архивная справка исх.№Т-2198 от 27 августа 2003 года, выданная Государственным архивом Харьковской области (л.д.26), справка исх.№, выданная 12 мая 1994 года Исполнительным комитетом Юнаковского сельского совета народных депутатов Сумской области о том, что она действительно проживала на оккупированной территории в <адрес> с сентября 1941 года по март 1943 года (л.д.42).
Вместе с тем, анализ указанных документов показывает их недостаточность для признания за истцом статуса ветерана Великой Отечественной войны, поскольку факт работы истца в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, не находит своего подтверждения относимыми и допустимыми доказательствами, представленными в материалы дела.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" истцу установлен статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны, истец пользуется соответствующими мерами социальной поддержки.
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая отсутствие у Г.А.П. иных документов, подтверждающих наличие статуса ветерана Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 ноября 2016 года по делу №33-555/17 (№2-3971/2016) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.А.П. – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.И. Жиляева
Судьи Т.Р. Лядова
Л.В. Володина