12RS0016-01-2022-001314-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 14 ноября 2022 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием помощника Горномарийского межрайонного прокурора Щуплыгиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горномарийского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» о возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию и провести ремонт дорог внутридомового подъезда и подъездных путей к многоквартирному дому,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проектно-сметную документацию и в срок до 01.08.2024 провести ремонт дорог внутридомового подъезда и подъездных путей к многоквартирному дому. В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной по обращению общественной организации проверки соблюдения администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск» законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлены недостатки в эксплуатационном состоянии дворовой территории у дома № 18 по ул. Гагарина г. Козьмодемьянска в виде выбоин, предельные размеры которых превышают допустимые. 03.10.2022 главе администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений, предъявлено требование провести ремонт дорог внутридворового подъезда и подъездных путей к многоквартирному дому. До настоящего времени требования представления не исполнены, что послужило поводом для обращения прокурора в суд.
В судебном заседании помощник Горномарийского межрайонного прокурора Щуплыгина М.А. заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала, просила их полностью удовлетворить.
Ответчик администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» представителя в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу иска не выразила.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
По смыслу статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в их интересах.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
СНиП 2.07.01-89* (свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) к улицам и дорогам местного назначения относит проезды - подъезды транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки, проведенной совместно с сотрудниками органов ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский», было установлено, что на покрытии проезжей части автомобильной дороги у дома № 18 по ул. Гагарина г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл имеются многочисленные выбоины, размеры которых превышают допустимые, что подтверждается протоколом инструментального обследования автомобильных дорог (улиц), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, составленным 30 сентября 2022 года инспектором ОГИБДД, прилагаемыми к акту фотографиями.
Ответчик наличие названных нарушений не оспаривал, доказательств, свидетельствующих об их устранении, не представил.
Выявленные недостатки свидетельствуют о нарушении пункта 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусматривающего, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. В Таблице 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 указаны виды дефектов: отдельные повреждения (просадка, выбоина, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв.м.
В силу пункта 4.2 Правил благоустройства на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 3 ноября 2017 года № 232 юридические и физические лица, осуществляющие обслуживание дорог и тротуаров, искусственных сооружений в городском округе «Город Козьмодемьянск», обязаны содержать их в состоянии, соответствующем установленным нормам и правилам.
В данном случае внутридворовой проезд вдоль дома № 18 по ул. Гагарина г. Козьмодемьянска служит придомовым и внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, проведение ремонта которого не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений.
Представлением Горномарийского межрайонного прокурора от 3 октября 2022 года главе администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» вменено в обязанность провести ремонт дорог внутридомового подъезда и подъездных путей к вышеупомянутому многоквартирному дому.
До настоящего времени требования представления прокурора ответчиком не исполнены.
Принимая во внимание, что проезжая часть внутридворового подъезда и подъездных путей к многоквартирному дому № 18 по ул. Гагарина г. Козьмодемьянска имеет выбоины, превышающие допустимые размеры длины более 15 см, глубины более 5 см, что затрудняет движение транспорта, однако, администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск», в полномочия которой входит осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ населенного пункта, действенные меры по надлежащему содержанию указанного участка дорог не приняты, что влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, суд полагает требования прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать проектно-сметную документацию по благоустройству дворовой территории и провести ремонт дорог внутридворового подъезда и подъездных путей к указанному дому законными и обоснованными.
Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что в настоящее время ответчиком в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий» муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на 2018-2025 годы» запланировано проведение работ по разработке проектно-сметной документации и благоустройству дворовой территории названного многоквартирного дома на 2024 год, исходя из объема мероприятий, суд находит разумными предлагаемые прокурором сроки для выполнения возложенных на администрацию судом обязанностей: по разработке проектно-сметной документации по благоустройству дворовой территории дома № 18 по ул. Гагарина г. Козьмодемьянска - до 31 декабря 2023 года, по ремонту дорог внутридворового подъезда и подъездных путей к многоквартирному дому № 18 по ул. Гагарина г. Козьмодемьянска - до 01 августа 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» обязанность в срок до 31 декабря 2023 года разработать проектно-сметную документацию по благоустройству дворовой территории дома № 18 по улице Гагарина города Козьмодемьянска Республики Марий Эл, в срок до 01 августа 2024 года привести ремонт дорог внутридворового подъезда и подъездных путей к многоквартирному дому № 18 по улице Гагарина города Козьмодемьянска Республики Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 15 ноября 2022 г.