Дело № 33а-2456
Судья Шерстобитова Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2018 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Кустовой И.Ю., Никитиной Т.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Архипова Александра Валерьевича на решение Александровского городского суда Пермского края от 21 декабря 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Архипову Александру Валерьевичу, Мухаметшиной Лии Рифатовны, Круглову Александру Михайловичу к Земскому Собранию Александровского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения Земского Собрания Александровского муниципального района за №346 от 27.04.2017года об избрании главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района, отказать».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Богатыревой С.В. - Уразовой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Земским Собранием Александровского муниципального района Пермского края 27.04.2017 принято решение № 346 об избрании главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района Богатыревой С.В.
Архипов А.В., Мухаметшина Л.Р., Круглов А.М. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного выше решения Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края № 346 от 27.04.2017. В обоснование требование административные истцы ссылаются на обстоятельство того, что в силу норм законодательства (ч.2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, ч.4 ст. 3 Закона Пермского края «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований», Устав Александровского муниципального района) конкурсная процедура отбора кандидатов на должность главы муниципального образования подлежит применению после истечения срока полномочий глава муниципального образования. В данном случае полномочия главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Ш., избранного населением 15.12.2013 на 5 лет, истекают после 15.12.2018. С учетом того, что на момент принятия Земским Собранием оспариваемого решения полномочия Ш. не истекли, были досрочно прекращены по собственному желанию, оснований для избрания на главы муниципального образования на конкурсной основе отсутствовали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Архипов А.В. просит решение суда отменить, приводит доводы аналогично изложенным в административном исковом заявлении; оспаривает выводы суда о нарушении прав жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления, указывая, что в случае временного отсутствия главы муниципального района или досрочного прекращения полномочий, его обязанности исполняет должностное лицо администрации района, на которое возложено исполнение таких обязанностей (полномочий), в соответствии с актом, изданным главой муниципального района - главой администрации. Если издание такого акта невозможно, решение принимает Земское Собрание, что следует из положений ч.ч.3,4 ст. 40 Устава. Судом необоснованно отклонены доводы административных истцов в обоснование заявленных требований. Вывод суда о том, что в данном случае оспаривается не решение, а законность назначения и проведения конкурса, не соответствует действительности.
В возражениях на апелляционную жалобу глава муниципального района – глава администрации Александровского муниципального района Богатырева С.В., Земское Собрание Александровского муниципального района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст.19, ч.ч.1,5 ст.218, ч.ч.9,11 ст.226 КАС РФ, ст. ст. 2,3, 23, ч.ч.1,3 ст. 34, ч.ч. 1, 2, 2.1, 3.1,6 ст. 36, ч.8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 14-16 ч.2 ст. 30, ч.2 ст.39 Устава Александровского муниципального района.
Судом установлено, что до 20.10.2016 (включительно) главой муниципального района - главой администрации Александровского муниципального района являлся Шицын А.Б., который был избран на должность в декабре 2013 в результате прямых выборов населением.
20.10.2016 полномочия главы муниципального района Шицына А.Б. прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию.
Земским Собранием Александровского муниципального района 26.01.2017 принято решение № 322 о проведении конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района.
По результатам проведения конкурса – испытания 24.03.2017 конкурсной комиссией принято решение № 3 представить на рассмотрение Земского Собрания Александровского муниципального района двух кандидатов Богатыревой С.В. и Б. для избрания на должность главы района.
27.04.2017 Земское Собрание заслушав на заседании указанных выше кандидатов и проведя голосование, приняло решение об избрании главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Богатыревой С.В.
Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отсутствии нарушения прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно п.1 ч.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В силу части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 26.11.2014 № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований» (в ред. Закона Пермского края от 29.12.2016 N 43-ПК) глава муниципального образования Пермского края, имеющего статус муниципального района, городского округа, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, если муниципальный район, городской округ соответствует одному из следующих критериев: 1) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами, законами Пермского края и Пермской области; 2) на территории муниципального образования располагается суд общей юрисдикции.
В данном случае Александровский муниципальный район соответствует установленному законом критерию (на территории муниципального образования располагается суд общей юрисдикции), в связи с чем глава муниципального образования подлежит избранию представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Избрание Земским Собранием Александровского муниципального района главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, закреплено и в части 2 статьи 39 Устава Александровского муниципального района Пермского края.
Из обстоятельств дела следует, что глава муниципального района - глава администрации Александровского муниципального района был избран на заседании Земского Собрания 27.04.2017 из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса. Нарушений процедуры и порядка принятия решения представительным органом не допущено, в связи с чем вывод суда о законности оспариваемого решения является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для избрания главы муниципального образования на конкурсной основе не имелось, поскольку полномочия ранее избранного главы не истекли, были досрочно прекращены в связи с отставкой по собственному желанию, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что законность назначения и проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района являлась предметом проверки судебных инстанций.
Решением Александровского городского суда Пермского края от 24.04.2017 Круглову А.М. и Архипову А.В. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Земского Собрания № 322 от 26.01.2017 о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края; признании незаконным решения № 3 от 24.03.2017 Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района.
Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда от 18.09.2017 решение Александровского городского суда Пермского края от 24.04.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Архипова А.В. – без удовлетворения. Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что поскольку на день прекращения полномочий прежнего главы Александровского муниципального района действовал Закон Пермского края № 402-ПК, предусматривающий порядок избрания главы муниципального образования путем избрания представительным органом из числа кандидатов, в связи с чем представительный орган, руководствуясь положениями ч.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, Законом Пермского края № 401-ПУ, Уставом Александровского муниципального района Пермского края, обоснованно объявил о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность.
Таким образом, правомерность применения конкурсной процедуры при избрании главы муниципального образования установлена вступившим в силу решением Александровского городского суда Пермского края от 24.04.2017.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку указанное выше обстоятельство не доказывается вновь и не подлежит оспариванию в силу части 2 статьи 64 КАС РФ.
Судебная коллегия также отмечает, что в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением представительного органа, что исключает возможность удовлетворение заявленных требований.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, подробно мотивированы в решении, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в обоснование заявленных требований, являлись предметом проверки и оценки суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательств, в связи с чем не влекут отмену законно постановленного решения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского городского суда Пермского края от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Архипова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи