№ 2-124/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 12 марта 2024 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Громовой В.С.,
с участием старшего помощника Тобольского межрайонного прокурора Янсуфиной М.В.,
представителя ответчика администрации Тобольского муниципального района Киселёвой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тобольского муниципального района о ликвидации свалки,
установил:
Тюменский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с учетом уточненных требований к ответчику и просит обязать администрацию Тобольского муниципального района ликвидировать свалку производственных, бытовых и пищевых отходов, способствующую привлечению и массовому скоплению птиц, расположенную в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Тобольск (Ремезов) на удалении 14,6 км от контрольной точки аэродрома и 1,2 км западнее с. Карачино в д. Долбилова Карачинского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивирует тем, что в ходе проведения надзора за исполнением законодательства о безопасности полетов при орнитологическом обеспечении полетов воздушных судов и мониторинга состояния законности в указанной сфере установлено, что в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Тобольск (Ремезов) на удалении 14,6 км в районе д. Долбилова Карачинского сельского поселения Тобольского муниципального района расположена свалка твердых бытовых и пищевых отходов, способствующая массовому скоплению птиц и создающая угрозу безопасности полетов. В ходе обследования шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Тобольск (Ремезов) на предмет наличия объектов, создающих угрозу безопасности полетов и потенциально опасных для нормального функционирования данного аэродрома выявлена свалка строительного, бытового мусора и пищевых отходов на земельном участке с кадастровым номером № вблизи указанного аэродрома в районе д. Долбилова Карачинского сельского поселения на удалении 14,6 км от контрольной точки аэродрома. Размещение свалки бытового мусора и пищевых отходов способствует привлечению и массовому скоплению птиц, что создает угрозу безопасности полетов воздушных судов. Наличие указанной свалки является нарушением действующего законодательства в области полетов, а также негативно воздействует на окружающую среду. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, расположен на территории Карачинского сельского поселения, правообладателем указана администрация Карачинского сельского поселения. Администрацией Тобольского муниципального района в нарушение требований закона мер к недопущению складирования бытового мусора и пищевых отходов в шестой подзоне приаэродромной территории, к ликвидации свалки, к очистке земельного участка, на котором она расположена, в течение длительного времени не приняты. Несоблюдение администрацией требований действующего законодательства прямо влияет на обеспечение безопасности полетов и благоприятную окружающую среду. Из ответов администрации Тобольского муниципального района на представление прокурора следует, что свалка ТБО, расположенная на удалении 14,6 км от контрольной точки аэродрома, 1,2 км западнее с. Карачино д. Долбилова Тобольского муниципального района внесена в перечень свалок (№ 439) Приложения № 1 к Порядку предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам для исполнения расходных обязательств на рекультивацию и ликвидацию свалок отходов, ассигнования на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы отсутствуют. Свалки являются источником массового скопления птиц, которые собираясь в стаи, совершают ежедневные перелеты на свалки из прилегающих районов, в том числе и над территорией аэродрома Тобольск (Ремезов), в полосах воздушных подходов взлета и посадки воздушных судов, что представляет реальную угрозу безопасности полетов в случае столкновения воздушного судна с птицами, что может повлечь катастрофу воздушных судов на взлётно-посадочных режимах с массовой гибелью людей, причинением вреда имуществу третьих лиц, а также создает угрозу наступления тяжких последствий в виде приостановления работы аэропорта. 16 апреля 2023 года в двигатель самолета, осуществляющего рейс по маршруту Тобольск –Санкт-Петербург с 73 пассажирами и 5 членами экипажа, попала птица.
В судебном заседании прокурор Янсуфина М.В. на заявленных требованиях настаивает, по основаниям, изложенным в заявлении, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Тобольского муниципального района Киселёва Е.Ф. считает, что при поступлении денежных средств из областного бюджета, свалки в д. Долбилова и в с. Овсянникова Тобольского района будут ликвидированы, у администрации района денежных средств нет. В настоящее время направлены запросы.
Представитель третьего лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также поясняет, что несанкционированная свалка отходов учтена в перечне свалок. На которые предоставляются субсидии из областного бюджета в соответствии с Порядком на предоставление и распределение субсидий из областного бюджета местным бюджетам для исполнения расходных обязательств на рекультивацию и ликвидацию свалок отходов, которые предоставляются на основании заявок администраций муниципальных образований в срок до 31 мая года, предшествующего году предоставления субсидии. В 2023 году администрацией Тобольского муниципального района направлялась заявка на получение в 2024 году субсидии из областного бюджета на ликвидацию, однако, не рассматривалась в связи с нарушением срока приема заявок (01.06.2023) (л.д. №).
Представитель третьего лица администрации Карачинского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен.
Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 марта 2023 года № 176-П установлена приаэродромная территория аэродрома Тобольск (Ремезов), где указано, что в шестой подзоне запрещено размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, а также указаны границы и их описание (л.д.№).
ООО «Оператор Тобольск» при проведении проверки 28 апреля 2023 года выявило сельскую свалку ТБО в д. Долбилова, способствующую скоплению птиц (л.д. №).
Суду представлены акты и фото-таблицы к ним обследования шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Тобольск (Ремезов) при проведении проверки 28 апреля 2023 года, 03 октября 2023 года выявлена повторно сельская свалка ТБО в д. Долбилова, способствующая скоплению птиц (л.д.№).
Как следует из выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Тобольском районе Карачинское сельское поселение площадью 6000 кв.м. передан в постоянное бессрочное пользование администрации Карачинского сельского поселения, что подтверждается распоряжением от 27 декабря 2021 года № 2262 администрации Тобольского муниципального района, представленного в судебное заседание (л.д.№).
Как следует из отчета от 05 мая 2023 года, 16 апреля 2023 года при выполнении рейса по маршруту Тобольск (Ремезов) –Санкт-Петербург (Пулково) в тёмное время суток при наборе высоты произошло столкновение с птицей, в результате чего самолет вернулся в аэропорт вылета (л.д.№).
Правительством Тюменской области утверждена программа «Недропользование и охрана окружающей среды» предоставляются субсидии на рекультивацию и ликвидацию свалок отходов, расположенных в зонах с особыми условиями, в том числе, приаэродромной территории (л.д. №).
В судебное заседание представителем ответчика были представлены документы: обращение для предоставления субсидии из областного бюджета для ликвидации свалок, акт осмотра от 11 сентября 2023 года несанкционированной свалки в Карачинском сельском поселении на 10 000 кв.м., перечень свалок отходов со стоимостью работ, локальные сметные расчеты.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации на приаэродромной территории выделяются 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности; в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт 6).
В силу пункта 23 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138 на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 утверждено Положение о приаэродромной территории, которым определен порядок установления приаэродромной территории.
Так, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.
Согласно частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется органом местного самоуправления.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Одними из основных требований к охране окружающей среды, в соответствии с ч. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являются сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Судом установлено и следует из представленных в дело доказательств, спорная свалка привлекает птиц, образуя их массовое скопление, при этом расположена на расстоянии около 14,6 км от аэропорта в пределах шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома, в границах которой положениями ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации прямо запрещено размещение подобных объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Ликвидация несанкционированной свалки является необходимой и достаточной правовой мерой, направленной на недопущение возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества, не противоречит общественным интересам.
При таких обстоятельствах, требования подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию Тобольского муниципального района (ОГРН 1027201297309) ликвидировать свалку производственных, бытовых и пищевых отходов, способствующую привлечению и массовому скоплению птиц, расположенную в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Тобольск (Ремезов) на удалении 14,6 км от контрольной точки аэродрома и 1,2 км западнее с. Карачино в д. Долбилова Карачинского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий С.Ф. Киселева
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2024 года.