Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Черлак 10 декабря 2021 г.
Дело № 2-778/2021
55RS0038-01-2021-001236-66
Черлакский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Герстнер Л.Ю.
при секретаре Каретниковой А.М.
с участием помощника прокурора Черлакского района Яшкина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черлакского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Иртышская СОШ» о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Иртышская СОШ», в котором просит возложить на ответчика обязанность провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками специализированной организации в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности образовательного учреждения установлены нарушения законодательства о градостроительной деятельности. МБОУ «Иртышская СОШ» осуществляет деятельность в здании, принадлежащем на праве собственности Администрации Черлакского муниципального района, переданном образовательному учреждению в оперативное управление. В нарушение требований действующего законодательства техническое обследование эксплуатируемого здания, в том числе вентиляционной системы, в установленном порядке силами специализированной организации не проводилось, что может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также к его повреждению. По результатам рассмотрения представления от 30.08.2021 меры по устранению нарушений не приняты. Считает, что не обеспечение соблюдения градостроительных требований может привести к причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся.
В дальнейшем прокурор уточнил заявленные требования, просит возложить на ответчика обязанность провести обследование технического состояния системы вентиляции, инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха в здании образовательного учреждения, в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал.
Представитель ответчика МБОУ «Иртышская СОШ» в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленного отзыва, с заявленными исковыми требованиями не согласны, просят в удовлетворении искового заявления отказать. В обоснование указано, что в учреждении имеется лицо, ответственное за функционирование электроустановок. В текущем году проводились необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по проведению замеров сопротивления изоляции электрооборудования объекта, нарушений не выявлено. Указывают на отсутствие в законодательстве норм, прямо обязывающих проводить обследование системы вентиляции, привлекая специализированную организацию. При подготовке к отопительному сезону проверяется исправность системы отопления и горячего водоснабжения. Считают, что визуального осмотра системы холодного водоснабжения для выявления дефектов достаточно, так как она имеет небольшую протяженность. В случае признания требований прокуратуры обоснованными просят установить срок исполнения решения суда до 01.09.2022г. в связи с тем, что ответчик является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для своевременного исполнения решения.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Администрации Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в том числе, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч. 7 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 44 названного Федерального закона государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Как следует из ч. 4 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. СП 2.4.3648-20".
В соответствии с п. 2.7.4 указанных СП 2.4.3648-20, помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением. Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно материалам дела, в ходе проведения прокуратурой Черлакского района проверки соблюдения образовательным учреждением требований законодательства РФ о градостроительной деятельности установлено, что в образовательном учреждении техническое обследование эксплуатируемого здания, в том числе вентиляционной системы, в установленном порядке не проводилось. По результатам проверки образовательному учреждению внесено представление, в котором указано на устранение выявленных нарушений, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Согласно уставу МБОУ «Иртышская СОШ», школа является некоммерческой организацией, учредителем учреждения является Администрация Черлакского муниципального района Омской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по образованию Администрации Черлакского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, печать и штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Черлакского района Омской области указал на выявленные нарушения в деятельности МБОУ действующего законодательства о градостроительной деятельности, о правах несовершеннолетних, меры к устранению которых не приняты.
30.08.2021 прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Иртышская СОШ» направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений.
По результатам рассмотрения указанного представления директором МБОУ «Иртышская СОШ» направлен ответ о направлении ходатайства о выделении финансовых средств на проведение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений в Комитет по образованию Черлакского муниципального района; о привлечении к дисциплинарной ответственности ответственного лица, о заведении журналов осмотра и технического состояния зданий и сооружений.
Учитывая законодательно закрепленную обязанность образовательного учреждения соблюдать требования санитарного законодательства, бездействие образовательного учреждения в части исполнения данной обязанности препятствует проведению безопасного образовательного процесса. Не устранение указанных нарушений может привести к причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, не представлено.
С учетом вышеизложенного суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Черлакского района Омской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом объема работ, необходимых произвести ответчику для исполнения решения суда, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.09.2022г., что связано с началом нового учебного года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчиков.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера уплате подлежит госпошлина для организаций в размере 6 000 рублей.
На основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация Черлакского муниципального района Омской области, в бюджет которого взыскивается госпошлина, суд полагает возможным освободить ответчика в полном объеме от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черлакского муниципального района Омской области «Иртышская средняя общеобразовательная школа» провести обследование технического состояния системы вентиляции, инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха в здании образовательного учреждения в срок до 01.09.2022г.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Герстнер