Дело № 2-2081/2023
УИД 44RS0001-01-2023-001247-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
судьи Шершневой М.А.,
при секретаре Киселёвой А.Д.,
с участием ответчика Сухановой О.А.,
её представителя Суханова С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Цветковой Елене Афанасьевне, Сухановой Ольге Александровне, Митькиной Галине Георгиевне, Киневу Дмитрию Сергеевичу, Смирновой Марине Сергеевне, Скороплётовой Анне Владимировне, Смирновой Елене Борисовне, Администрации г. Костромы о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просила обязать Цветкову Е.А., Суханову О.А., Митькину Г.Г., Кинева Д.С., Смирнову М.С., Скороплетову А.В. – собственников объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой С.И. Шварева» кон. ХIХ в.», расположенного по адресу: <адрес>, исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: 1) организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; 2) организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Свои требования мотивировали тем, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой С.И. Шварева», нач. ХIХ в.» Объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от <дата> № «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкульуры России от 13.11.2015 № 17508-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объект культурного наследия народов РФ и ему присвоен регистрационный №. Приказом от 12.05.2020 № 67 утверждено охранное обязательство собственникам или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, неотъемлемой частью которого является план работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, в котором прописаны следующие виды работ: организовать разработку проектной документации организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в срок до <дата>; организовать работы по сохранению объекта культурного наследия. Получить акт приёмки выполненных работ в срок до <дата>; выполнить установку информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством в срок до <дата>. Охранное обязательство направлено в адрес собственников <дата>. До настоящего времени заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Требования охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в установленный срок не выполнены. На основании выписок из ЕГРН от <дата> № № право собственности на данный объект зарегистрировано за: Цветковой Е.А. (собственник квартиры с кадастровым номером №), Сухановой О.А. (собственник комнаты № <адрес> кадастровым номером №, собственник комнаты № с кадастровым номером №), Хитровой Л.С. (собственник комнаты № с кадастровым номером №), Митькиной Г.Г. (собственник доли 29/172 в квартире № 3 с кадастровым номером №), Киневым Д.С. (собственник доли 17/172 в квартире № 3 с кадастровым номером №), Смирновой М.С. (собственник доли 23/172 в квартире № 3 с кадастровым номером №), Скороплетовой А.В. (собственник комнаты № с кадастровым номером №), Булычёвой Т.В. (собственник <адрес> кадастровым номером № Согласно адресному плану объектов недвижимости г. Костромы от <дата> № нумерацию № <адрес> имеют два самостоятельных объекта недвижимости. Квартира № фактически располагается в объекте недвижимости, не являющемся спорным объектом культурного наследия. Указанные обстоятельства являются основанием для обращения инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении собственников объекта исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную и градостроительную, эстетическую ценность и может привести к его утрате.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация г. Костромы, Смирнова Е.Ю., в качестве третьих лиц Киреева Н.Н., Булычёва Т.В., ООО УК «Комфортные условия».
В судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не участвует, направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Суханова О.А., её представитель по устному ходатайству Суханов С.Т. в судебном заседании исковые требования не признали, полагали их не подлежащими удовлетворению, поскольку их положение значительно ухудшится, они будут вынуждены нести большие расходы, указали, что при приватизации жилья каких-либо ограничений и обязательств на указанное жилье не имелось, состояние памятника ухудшилось более 50-60 лет назад, были утрачены резные элементы, лепнина.
Ответчики Цветкова Е.А., Митькина Г.Г., Кинев Д.С., Смирнова М.С., Скороплетова А.В., Смирнова Е.Б. в судебном заседании не присутствуют, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ответчика Кинева Д.С. - адвокат Симченко О.А. в су4дебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Костромы в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третьи лица Киреева Н.Н., Булычёва Т.В., ООО УК «Комфортные условия» в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования (п. 1).
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2).
Согласно ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 1).
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2).
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от <дата> № «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 № 17508-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 12.05.2020 № 67 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, неотъемлемой частью которого является план работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, в котором прописаны следующие виды работ: организовать разработку проектной документации организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в срок до <дата>; организовать работы по сохранению объекта культурного наследия. Получить акт приёмки выполненных работ в срок до <дата>; выполнить установку информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством в срок до <дата>.
<дата> Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в адреса собственников жилых помещений направлены уведомления с приложением копий приказов «Об утверждении охранного обязательства» и копий охранного обязательства объектов культурного наследия.
Согласно правоустанавливающим документам жилые помещения в вышеуказанном многоквартирном доме принадлежат, в том числе на праве долевой собственности: Сухановой О.А. (комнаты 1, 2 <адрес> площадью 33,8 кв. м и 32,4 кв. м), Скороплетовой А.В. (комната 4 <адрес> площадью 34,2 кв. м), Митькиной Г.Г. (29/172 долей <адрес> площадью 172,2 кв. м), Киневу Д.С. (17/172 долей <адрес> площадью 172,2 кв. м), Смирновой М.С. (23/172 доли <адрес> площадью 172,2 кв. м), Цветковой Е.А. (<адрес> площадью 59,7 кв. м), Смирновой Е.Б. (в порядке наследования после Хитровой Л.С.комнаты 3 <адрес> площадью 16,1 кв. м), комнаты 5, 6 <адрес> находятся в муниципальной собственности городского округа <адрес> (56/172 долей <адрес> площадью 172,2 кв. м).
Выписка из ЕГРН в отношении жилого дома содержит сведения о наличии у него статуса объекта культурного наследия и вышеуказанного охранного обязательства.
Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Данное обстоятельство ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.
<дата> при проведении сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области обследования жилого дома было установлено его неудовлетворительное состояние (акт № от <дата>).
С учетом изложенного заявленные требования к собственникам объекта культурного наследия суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить ответчикам срок для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является не разумным, исходя из характера и объема действий, которые следует совершить ответчикам в рамках возложенных обязанностей и полагает установить указанный срок в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 56.1 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма.
По информации Управления муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы от 03.08.2023 №01-26исх-46/23, на основании решения Малого Совета Костромского областного Совета народных депутатов от <дата> № «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность Костромского горсовета», приказом председателя комитета по управлению имуществом Администрации г. Костромы от <дата> № в реестр муниципального имущества г. Костромы включена <адрес> комнаты 5,6 (общая долевая собственность, доля в праве 30/172 и 26/172).
Договор социального найма муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> между Аминистрацией г. Костромы, действующей от имени городского округа г. Кострома и гражданами не заключался.
По ордеру № Балинова Н.Н., Киреев Ю.В., Киреева Т.Ю. передано в пользование жилое помещение, площадью 41,4 кв. м, по указанному адресу.
В настоящее время по адресу: <адрес>, комн. 6 зарегистрированы Киреева Н.Н., Киреева Д.Ю., Киреев Ю.В.
Поскольку договор социального найма ни с кем из граждан не заключался, что подтверждено сведениями из Администрации г. Костромы, охранное обязательство, содержащее требования в отношении имущества многоквартирного дома, находящегося в муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма – Администрацией г. Костромы.
Представленные стороной истца доказательства указывают на нарушение установленного порядка использования выявленного объекта культурного наследия, свидетельствуют о нарушении целостности, сохранности и облика охраняемого объекта, создают угрозу ухудшения состояния объекта, причинения объекту иных негативных воздействий. Оснований полагать, что ответчиками требования сохранения и использования объекта культурного наследия были исполнены, не имеется.
Указанные обременения не являются произвольными или чрезмерными, так как направлены на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 56.1 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Таким образом, законодательством установлено специальное правило выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия собственниками жилых помещений, приватизированных в домах, требовавших капитального ремонта.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Юридически значимым обстоятельством при разрешении требований о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта является наличие на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Доводы ответчика Сухановой О.А. и её представителя о том, что в спорном здании никогда не проводился капитальный ремонт, приняты судом во внимание.
Однако, согласно письму Администрации г. Костромы от <дата>, в соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от <дата> №а многоквартирный жилой <адрес> исключен из региональной программы капитального ремонта в связи с тем, что совокупная стоимость по капитальному ремонту превышает предельную стоимость. В период с 2014 года (начало реализации региональной программы капитального ремонта) до 2016 года, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном <адрес> не выполнялся. Предоставить информацию о сроках проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома ранее 2014 года не представляется возможным в связи с отсутствием документов, содержащих такую информацию. На момент заключения договоров передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан жилые помещения многоквартирного <адрес> не были признаны аварийными. (т. 1 л.д. 234)
Доказательств того, что на момент первой приватизации жилых помещений в доме по адресу: <адрес> существовала необходимость проведения капитального ремонта здания суду не представлено.
Сведений о том, что собственниками дома принято решение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме) о том, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, выполняются управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, суду не представлено.
Выполнение требований пункта 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» может быть возложено на управляющую компанию, только если это предусмотрено договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить частично.
Обязать Цветкову Елену Афанасьевну, паспорт №, Суханову Ольгу Александровну, паспорт №, Митькину Галину Георгиевну, паспорт №, Кинева Дмитрия Сергеевича, паспорт №, Смирнову Марину Сергеевну, паспорт №, Скороплётову Анну Владимировну, паспорт №, Смирнову Елену Борисовну, <дата> Администрацию г. Костромы (участие соразмерно занимаемой доле):
организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой С.И. Шварёва» нач. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 8, в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева