Дело № 2-441/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ город Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Никитиной Н.В.,
с участием истца Малова И.Р. и его представителя Владимировой Л.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Малова ИР к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании наследником, принявшим наследство, и признании права собственности на домовладение и два земельных участка в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л :
Малов И.Р. обратился в Канашский районный суд Чувашской Республики с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании его наследником, принявшим наследство, и признании за ним в порядке наследования по закону после матери – МЕМ, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, две веранды, летнюю кухню, сарай, ворота, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные <адрес>, и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Требования Малова И.Р. обоснованы тем, что после смерти матери, МЕМ, осталось наследство, состоящее из вышеуказанного имущества. Он является единственным наследником первой очереди по закону на вышеуказанное наследственное имущество. После смерти матери он вступил во владение и пользование всем вышеуказанным имуществом и принял все меры по сохранению данного имущества. Он весной в ДД.ММ.ГГГГ г. при жизни матери посадил на вышеуказанных земельных участках картошку, а осенью собрал урожай овощных культур с земельных участков площадью <данные изъяты> кв. м, также оформил технический паспорт на дом и кадастровые паспорта на земельные участки, поэтому он считал себя наследником, фактически принявшим наследство. Оформление наследственных прав по закону к имуществу после смерти матери возможно лишь в судебном порядке, так как он на день смерти с умершей не был зарегистрирован и к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок не обращался. Кроме того, у него в свидетельстве о рождении фамилии родителей записаны как М, а умерла его мать под девичьей фамилией МЕМ, при этом свидетельство о заключении брака его родителей в органах ЗАГСа отсутствует.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты> и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Малов И.Р. и его представитель Владимирова Л.Г. иск поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик - администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> и третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты>, своевременно извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо возражений относительно исковых требований не подали.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты> РТА., оставив вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без участия их представителя в судебном заседании (л.д.№).
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) по адресу: <адрес>, расположены жилой дом (литера <данные изъяты>) с двумя верандами (литера <данные изъяты> общей площадью жилого дома <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, летняя кухня (литера <данные изъяты>), сарай (литера <данные изъяты>), ворота (литера <данные изъяты>).
Выпиской из похозяйственной книги № администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> (л.д.№) и справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) подтверждается, что собственником этого домовладения по данным похозяйственного учета является МЕМ, она же в нем проживала и была зарегистрирована.
В соответствии со ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Копией постановления № главы <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.№), принятого в период действия вышеуказанных статей ЗК РСФСР 1991 года, подтверждается закрепление за МЕМ в собственность для ведения личного подсобного земельного участка площадью 5000 кв. м. В подтверждение права собственности на землю ей был выдан государственный акт на право собственности на землю № (л.д.№).
Данный участок состоит из двух обособленных земельных участков площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м, которым в соответствии с кадастровыми выписками от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) и постановлением № главы <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> (л.д.№) присвоены соответственно кадастровые номера № и №, и адресные ориентиры (местоположение): <адрес> и <адрес>.
По сведениям государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) право собственности на жилой дом и два земельных участка МЕМ при жизни не зарегистрировала, также чье-либо право на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Согласно свидетельству о смерти МЕМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.№). В этот день в соответствии со ст.ст. 528, 529 ГК РСФСР открылось наследство в виде вышеуказанных земельных участков.
Регистрация права собственности на домовладение и два земельных участка умершей МЕМ в связи с прекращением ее правоспособности стала невозможна.
Согласно ст. 527 ГК РСФСР наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательства того, что МЕМ при жизни распорядилась своим имуществом путем составления завещания, суду представлены не были. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№) в делах администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> завещания от имени МЕМ не имеется.
На основании ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются, в первую очередь, дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 546 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства после смерти МЕМ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Из письма нотариуса <данные изъяты> нотариального округа нотариальной палаты ЧР БОМ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) следует, что наследственного дела на имущество МЕМ (М) МЕМ не имеется. Следовательно, никто из наследников в установленный законом срок не подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Между тем, как установлено в судебном заседании, усматривается из материалов, наследником по закону первой очереди к имуществу умершей МЕМ является ее сын Малов И.Р., также являлся ее внук, МСВ, умерший ДД.ММ.ГГГГ, который на момент смерти МЕМ проживал и был зарегистрирован в спорном домовладении вместе с наследодателем, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в шестимесячный срок со дня открытия наследства, обрабатывал приусадебный земельный участок, собирал урожай с участка, осуществлял уход за жилым домом с надворными постройками, а также ежегодно оплачивал налог на землю, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги № администрации Шальтямского сельского поселения <адрес> ЧР (л.д.65, 66, 67), справками администрации Шальтямского сельского поселения <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68, 69), свидетельством о смерти МСВ (л.д.6). Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом принятии МСВ наследственного имущества после смерти наследодателя МЕМ.
Суд, оценивая довод истца Малова И.Р. и его представителя Владимировой Л.Г. о фактическом принятии наследства после смерти матери - МЕМ, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, считает его необоснованным, поскольку последние в суд не представили доказательства, подтверждающие это. Следовательно, оснований для признания за истцом права собственности на спорный жилой дом с надворными постройками и два земельных участка не имеется
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, истцом и его представителем не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о фактическом принятии наследства после смерти матери МЕМ, поскольку в материалах дела не содержится отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ доказательств вступления во владение или управление наследственным имуществом в течение шести месяцев со дня открытия наследства, принятия в указанный срок мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, производство за свой счет расходов на содержание наследственного имущества.
Обстоятельства несения истцом расходов по захоронению и участие в похоронах матери, также оформление технического паспорта на дом и кадастровых паспортов на земельные участки сами по себе не могут служить безусловным и достаточным основанием для удовлетворения требований истца.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая существо и основания заявленного иска, то обстоятельство, что в соответствии с ч. 3 ст. 197 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям, также принимая во внимание, что пояснения истца и его представителя недостаточны для удовлетворения иска, и иных требований Маловым И.Р. и его представителем Владимировой Л.Г. не заявлялось, законных оснований для удовлетворения иска Малова И.Р. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Малова ИР к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании наследником, принявшим наследство, и признании за ним в порядке наследования по закону после матери – МЕМ, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, две веранды, летнюю кухню, сарай, ворота, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные <адрес>, и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.