66RS0023-01-2024-000562-37
№ 2-312/2024
Мотивированное решение
изготовлено 10 июня 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Новая Ляля 04 июня 2024 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Булдаковой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Юнтуниной Е.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Новолялинского района Ефремовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сухаревой В.А. о понуждении к выполнению действий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новолялинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, в котором просит возложить на индивидуального предпринимателя Сухареву В.А. (далее – ИП Сухарева В.А.) обязанность в срок до 01.09.2024 привести здание автостанции, расположенное по адресу: *********** в соответствие с требованиями, а именно установить пандус (подъемную платформу) на центральной входной группе здания. Также просит возложить на индивидуального предпринимателя Сухареву В.А. обязанность в срок до 01.09.2024 устранить недостатки, препятствующие доступу маломобильных групп населения путем оснащения на входе в здание автостанции, расположенное по адресу: *********** и в помещения автостанции по адресу: *********** информационного табло (тактильной таблички) с наименованием здания, графиком работы и иной значимой информации с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и устройства информационной тактильной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению со шрифтом Брайля с условными обозначениями помещений.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Новолялинского района по поручению прокуратуры Свердловской области проведены надзорные мероприятия исполнения законодательства при обеспечении доступной среды на объектах транспортного комплекса, при предоставлении транспортных услуг ИП Сухаревой В.А.
В соответствии со ст. 2, ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений пп. 1,5,6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
При этом в силу ч. 4 указанной статьи в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с п. 1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.09.2021 № 321 (далее – Порядок), обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов автовокзалов, автостанций и услуг перевозки пассажиров и багажа осуществляется владельцами автовокзалов, автостанций и оказывающими такие услуги организациями, индивидуальными предпринимателями.
ИП Сухарева В.А. осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в междугородном сообщении.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, здание автостанции по адресу: ***********) принадлежит Сухаревой В.А. на праве собственности.
Нежилое помещение по адресу: ***********, находится в муниципальной собственности, предоставлено ООО «Магистраль Плюс» на основании договора аренды нежилого помещения № 3 от 28.02.2020.
Нежилое помещение, состоящее из помещений: № 13 (кассы по продаже билетов) и № 12 (коридор), находящееся в здании автостанции по адресу: ***********, предоставлено ИП Сухаревой В.А. на основании договора субаренды нежилого помещения № 2 от 01.01.2024 для организации обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении.
При проведении выездной проверки автостанции, расположенной по адресу: ***********, установлено, что в нарушение подп. 7 п. 3 Порядка на входе в здание отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием здания, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефноточечного шрифта Брайля, в нарушение подп. 10 п. 2 Порядка при входе в здание отсутствует информационная тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях, в которых предоставляются услуги пассажирам.
При проведении проверки помещений автостанции по адресу: ***********, установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, подп. 1 п. 2 Порядка не обеспечен беспрепятственный доступ в здание для маломобильных групп граждан (отсутствует пандус), в нарушение подп. 7 п. 3 Порядка на входе в здание отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием здания, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, в нарушение подп. 10 п. 2 Порядка при входе в здание отсутствует информационная тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях, в которых предоставляются услуги пассажирам. .
Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ИП Сухаревой В.А. обязанностей при реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Целью указанной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ зашита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Сухарева В.А. в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором указала, что исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания иска понятны. Ходатайствует о рассмотрении дела без ее участия.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Новолялинского городского округа и Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль Плюс» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Возражений на исковое заявление не направлено, заявлений и ходатайств не поступило.
В силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиком принимается судом, поскольку, в данном случае, не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов сторон и других лиц.
Последствия признания заявленных требований сторонам разъяснены.
При таких обстоятельствах суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Новолялинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сухаревой В.А. (ИНН *********** ОГРНИП *********** о понуждении к выполнению действий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Сухареву В.А. в срок до 01 сентября 2024 года устранить недостатки, препятствующие доступу маломобильных групп населения в помещения автостанции по адресу: ***********, а именно:
- установить пандус (подъемную платформу) на центральной входной группе здания;
- оснастить вход информационным табло (тактильной табличкой) с наименованием здания, графиком работы и иной значимой информации с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, а также устройством информационной тактильной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению со шрифтом Брайля с условными обозначениями помещений.
Обязать индивидуального предпринимателя Сухареву В.А. в срок до 01 сентября 2024 года устранить недостатки, препятствующие доступу маломобильных групп населения в здание автостанции по адресу: ***********, путем оснащения на входе в здание:
- информационного табло (тактильной таблички) с наименованием здания, графиком работы и иной значимой информации с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля,
- устройства информационной тактильной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению со шрифтом Брайля с условными обозначениями помещений.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сухаревой В.А. в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп. (Триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с подачей жалобы, через постоянное судебное присутствие в городе Новая Ляля Верхотурского районного суда Свердловской области в месячный срок со дня составления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Булдакова