Судья Пархоменко А.И. № 33-12306/2017 А-087а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Деева А.В., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в городе Норильске Красноярского края об оспаривании решения Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Норильского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
по апелляционной жалобе представителя избирательного объединения Красноярское (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Рукосуева О.В. на решение Норильского городского суда Красноярского края от 18 августа 2017 года, которым постановлено:
«Административный иск избирательного объединения Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в городе Норильске Красноярского края к Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края об отмене решения о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Норильского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» удовлетворить.
Решение №20/60 от 29.07.2017 Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Норильского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» признать незаконным и отменить.
Административному ответчику в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, об исполнении решения суда»,
заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Норильского городского Совета депутатов от 20 июня 2017 года № 38/4-852 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Норильского городского Совета депутатов.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 14 декабря 2006 года №158/1322 полномочия Избирательной комиссии муниципального образования г. Норильск возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Норильска.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования г. Норильск от 29 июля 2017 года № 20/60 (далее – Решение от 29 июля 2017 года № 20/60) был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Норильского городского Совета депутатов, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – КРО ПП КПРФ).
Решением той же избирательной комиссии от 20 июля 2017 года № 15/51 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Норильского городского Совета депутатов, выдвинутый избирательным объединением Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в городе Норильске Красноярского края.
Избирательное объединение Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в городе Норильске Красноярского края обратилось с административным иском об оспаривании Решения от 29 июля 2017 года №20/60, ссылаясь на то, что данное решение принято с существенными нарушениями норм Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Требования мотивированы тем, что избирательным объединением КРО ПП КПРФ представлен общетерриториальный список кандидатов, который не соответствует форме, установленной Решением Избирательной комиссии муниципального образования г. Норильск от 21 июня 2017 года № 4/13, так как адреса кандидатов в депутаты указаны с наименованием улиц, номеров домов и квартир Данный список кандидатов подписан первым секретарем Комитета КРО ПП КПРФ Медведевым П.П., который в соответствии с Уставом КПРФ не наделен такими полномочиями Также, указанный список не был заверен печатью, утвержденной Постановлением Бюро Комитета КРО ПП КПРФ «Об утверждении оттиска печати избирательного объединения КРО ПП КПРФ на выборы депутатов Норильского городского Совета депутатов, имеющей в середине круга указание «ВЫБОРЫ-2017», т.е. не заверен утвержденной специально для участия в выборах печатью.
В нарушение требований пункта 5.1 статьи 26 Закона Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», список уполномоченных представителей избирательного объединения КРО ПП КПРФ не содержит образца печати для финансовых документов.
Постановление Бюро Комитета КРО ПП КПРФ от 03 июля 2017 года о выдвижении общетерриториального списка кандидатом в депутаты, не отвечает требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», статей 181.1-181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в нем не указано: место проведения заседания указанного Бюро; сведения о лицах, принявших участие в заседании; сведения о кворуме; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о форме голосования. Из данного Постановления Бюро невозможно сделать вывод о правомочности заседания, о наличии кворума, о проведении обязательного по закону тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты, а также о результатах тайного голосования, об утверждении протокола счетной комиссии об итогах тайного голосования.
Кроме того, по мнению административного истца, Бюро Комитета КРО ПП КПРФ не обладало полномочиями выдвигать общетерриториальный список кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления.
В нарушение Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» (далее – Постановление ЦИК РФ от 11 июня 2014 года № 235/1486-6) кандидатами Григорьевой Л.А., Юриковым Р.А., Матюшиной О.В., Мамедовым Т.С., Пожигановым А.Д., Гулиевым М.Т.оглы, Матюшиным А.С., Кучиной И.А., Блиновым Д.В., Евдокимовым Ю.В., Мастуллоевым К.М., Козыревым А.Г., Носниковой А.С., Родиковой Е.С., Рукосуевым О.В., Хафизовым В.В. в своих заявлениях о согласии баллотироваться не проставлены собственноручно фамилию, имя и отчество кандидата (выполнено машинописным текстом). Кандидатами Григорьевой Л.А., Юриковым Р.А., Матюшиной О.В., Мамедовым Т.С., Пожигановым А.Д., Гулиевым М.Т.оглы, Матюшиным А.С., Кучиной И.А., в заявлениях о согласии баллотироваться не указан год окончания организации, осуществляющую образовательную деятельность.
В отношении всех кандидатов, включенных в общетерриториальный список, сведения об имуществе представлены по форме, предусмотренной для кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которая не соответствует форме, установленной для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Представленные одновременно со списком кандидатов и заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться копии документов, подтверждающих указанные в заявлениях сведения об образовании, месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), заверены уполномоченным представителем избирательного объединения ненадлежащим образом, поскольку не содержат заверительной надписи «верно» либо «копия верна».
Административный истец полагает, что регистрация списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением КРО ПП КПРФ, несмотря на многочисленные нарушения требований избирательного законодательства, нарушает избирательное право административного истца, пассивное избирательное право кандидатов, включенных в общетерриториальный список административного истца, т.к. предоставляют избирательному объединению КРО ПП КПРФ преимущества при выдвижении и подготовке документов в избирательную комиссию, при ведении избирательной кампании, при проведении предвыборной агитации, а в будущем и при определении волеизъявления избирателей.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителя избирательного объединения Комитета КРО ПП КПРФ Рукосуев О.В. просит решение отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что Бюро Комитета КРО ПП КПРФ в соответствии с положениями Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и Уставом партии, обладало полномочиями на выдвижение его кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов. При регистрации Устава КПРФ, он был признан Министерством юстиции Российской Федерации не противоречащим закону. Решение о регистрации Устава никем не оспорено.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, выслушав представителей КРО ПП КПРФ – и.о. первого секретаря КРО ПП КПРФ Ковалеву И.А., действующую на основании Устава, Рукосуева О.В., действующего на основании доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заключение прокурора - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта «а» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списков кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Аналогичные предписания содержатся в пункте 1 статьи 26 Закона Красноярского края 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (пункт 1). Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт «и» пункта 2).
Статьей 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2).
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 3).
В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (пункт 3.1).
В соответствии с пунктом 3.1 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее - Устав), принятым II Чрезвычайным Съездом Коммунистической партии Российской Федерации 14 февраля 1993 года, с изменениями, внесенными XV Съездом Коммунистической партии Российской Федерации 24 февраля 2013 года, в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в Красноярском крае осуществляет свою деятельность КРО ПП КПРФ, в городе Норильске имеется местное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Решение о выдвижении списка кандидатов от избирательного объединения КРО ПП КПРФ принято Бюро Комитета КРО ПП КПРФ 03 июля 2017 года.
В соответствии с положениями Устава, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен (пункт 5.1).
Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (пункт 5.8)
Высшим руководящим органом регионального отделения партии является Комитет (пункт 6.2).
Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями (пункт 6.11).
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил в частности из вывода о том, что решение о выдвижении общетерриториального списка кандидатов в депутаты Норильского городского Совета депутатов принято с нарушением положений статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, поскольку у Бюро Комитета КРО ПП КПРФ отсутствовали полномочия на принятие указанного решения, учитывая, что в г. Норильске Красноярского края имеется местное отделение политической партии КПРФ, а названные выборы не являются ни повторными, ни дополнительными.
При этом суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, пришел к выводу о том, что решения о выдвижении политической партией, ее региональными отделениями кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органы местного самоуправления принимаются на съезде партии, конференции или общем собрании ее региональных отделений; решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии на повторных и дополнительных выборах, а также в случаях отсутствия регионального или местного отделения политической партии, если это предусмотрено уставом политической партии.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что Бюро Комитета КРО ПП КПРФ обладало полномочиями на выдвижение его кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов, мотивированные ссылкой на пункт 6.11 Устава, в соответствии с которым Бюро Комитета КРО ПП КПРФ выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Вышеприведенные полномочия Бюро Комитета КРО ПП КПРФ должны реализовываться в соответствии с положениями пунктов 2, 3 и 3.1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, из системного толкования которых следует, что если выборы не являются повторными либо дополнительными, а также если имеется местное отделение политической партии, полномочиями на принятие решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает либо конференция либо общее собрание такого отделения, а при выдвижении кандидатов (списка кандидатов) иными структурными подразделениями партии - общее собрание или иной орган такого структурного подразделения, предусмотренный уставом политической партии (в данном случае - собрание или иной предусмотренный уставом орган местного отделения политической партии).
При этом ни Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, ни Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ни Закон Красноярского края 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» не содержат положений, указывающих на возможность изменения уставом политической партии вышеприведенного порядка выдвижения кандидатов (списков кандидатов), установленного федеральным законом.
Также законодатель, наделяя конференцию либо общее собрание регионального отделения политической партии полномочиями на принятие решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления, не предусмотрел возможность на основании устава партии делегировать данные полномочия иным органам регионального отделения. Указанное не относится к случаям, когда выборы не являются повторными либо дополнительными, а также при отсутствии местного отделения политической партии.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы представителей КРО ПП КПРФ о том, что постановлением 44 внеочередной, отчетной конференции КРО ПП КПРФ от 08 апреля 2017 года полномочия по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в г. Норильске в сентябре 2017 года делегированы Бюро Комитета КРО ПП КПРФ.
Не являются основанием для отмены решения доводы представителей КРО ПП КПРФ о том, что Устав КПРФ при его регистрации был проверен Министерством юстиции Российской Федерации на предмет соответствия законодательству, поскольку по настоящему делу не идет речь о противоречии Устава КПРФ избирательному законодательству, а делается вывод о необходимости реализации полномочий Бюро Комитета КРО ПП КПРФ, закрепленных в Уставе КПРФ, с учетом положений пунктов 2, 3 и 3.1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.
Судебной коллегией отклоняются доводы представителей КРО ПП КПРФ о том, что оспариваемым решением Избирательной комиссии не нарушаются права административного истца, поскольку решение о регистрации списка кандидатов, выдвинутых с нарушением требований избирательного законодательства, создает избирательному объединению, выдвинувшему названный список кандидатов, преимущества перед другими избирательными объединениями и кандидатами и, соответственно, влечет нарушение принципа равенства кандидатов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, сводятся к повторному изложению доводов КРО ПП КПРФ, которые являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: