Дело № 2-978\2022
УИД № 25RS0003-01-2021-006087-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 27 » апреля 2022 Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Каленского С.В.,
при секретаре Карбулаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры к КГУП «Примтеплоэнерго», Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края Министерству строительства Приморского края о возложении обязанности,
установил:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, с вышеуказанными требованиями ссылаясь на то, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В соответствии с п.1 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.06.2014 № 378 в собственность Приморского края принято имущество ГТС водохранилища 27 Ключ, в составе: чаша водохранилища, земляная плотина, траншейный водосброс, водозабор, донный водоспуск. Безопасность находящихся в собственности Приморского края и эксплуатируемых КГУП «Примтеплоэнерго» ГТС водохранилища <адрес>) не обеспечена, что подтверждается: актом преддекларационного обследования гидротехнических сооружений гидроузла в пади № ключ от ДД.ММ.ГГГГ, ответами КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № на требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора, ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от 29.07.2020 № 3973 № 0026 на представление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений закона и другими документами.
В нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения (Приморский край) и (или) эксплуатирующей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго») не обеспечена безопасность ГТС и право населения на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья от возможных аварий на ГТС.
Согласно акту преддекларационного обследования ГТС гидроузла в пади № ключа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго» изменилось в ухудшающую сторону, системы контроля не соответствуют требованиям безопасности.
В связи с указанными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору КГУП «Примтеплоэнерго» внесено представление об устранении нарушений закона о безопасности ГТС. В соответствии с ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора, КГУП «Примтеплоэнерго» приняты все возможные меры для обеспечения безопасности эксплуатируемых ГТС в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности ГТС. Вместе с тем, согласно акту обследования ГТС на предмет готовности к безаварийному пропуску паводковых вод в 2021 году от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому директором Дальнегорского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» предпринятые меры не устранили выявленные нарушения. В соответствии с актом регулярного обследования ГТС гидроузла в пади № ключ, ДД.ММ.ГГГГ утвержденного генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго», нарушения закона не устранены, в течение последних 5 лет реконструкция или капитальный ремонт не проводились.
По данным Дальневосточного управления Ростехнадзора и ГУ МЧС по Приморскому краю, ГТС гидроузла в пади № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют неудовлетворительный уровень безопасности.
В соответствии с постановлениями Администрации Приморского края от 18.07.2016 № 321-па, от 26.04.2017 № 137-па и от 19.06.2019 № 369-па трижды устанавливался срок реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства собственности Приморского края «Реконструкция объекта «Водохранилище № Ключ» в Дальнегорском городском округе» - на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы, соответственно. Вместе с тем, до настоящего времени в бюджете Приморского края не предусмотрены средства в полном объёме на реконструкцию указанного объекта капитального строительства.
Поскольку вследствие невыполнения ответчиками обязанностей существует реальная угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, нарушены гарантированные ст.ст. 7, 41, 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушены, не представляется возможным, так как это все граждане постоянно или временно проживающие в Приморском крае и которые находятся или могут находиться на территории Дальнегорского городского округа, на другой территории, которая подвергнется затоплению.
На основании изложенного, просит суд возложить на краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» и Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края сроком до ДД.ММ.ГГГГ солидарную обязанность по устранению нарушения законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади № ключ: устранить фильтрацию воды через тело и основание плотины; восстановить ограждение со стороны нижнего бьефа плотины; восстановить освещение по гребню плотины и на водосливе паводкового водосброса; установить контрольно-измерительную аппаратуру; устранить повреждения водосброса в части отсутствия элементов гашения воды; исправить задвижку донного выпуска; направить в уполномоченный орган предусмотренные законодательством документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске
Представитель ответчика КГУП «Примтелоэнерго» с требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения на иск, пояснив, что постановлением Правительства Приморского края от 28.12.2020 № 1083-пп утверждена адресная инвестиционная программа Приморского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 гг. В соответствии с п.6.7.5 Инвестиционной программой включена «Реконструкция объекта «Водохранилище № Ключ» в Дальнегорском городском округе, в том числе проектно-изыскательные работы. Срок проведения указанных мероприятий установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Также считают себя ненадлежащим ответчиком, поскольку постановлениями № 321-па, № 940-па обязанность по выполнению мероприятий указанных в иске возложена на собственника имущества –Министерство строительства Приморского края.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам письменных возражений, пояснив, что КГУП «Примтеплоэнерго» является унитарным предприятием, которое несет ответственность по своим обязанностям. В соответствии с п.1, 6 Распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Приморского края от 30.06.2014 №378 в собственность Приморского края принято имущество ГТС водохранилища № ключ в составе: чаша водохранилища, земляная плотина, траншейны водосброс, водозабор, донный водоспуск и закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго». Согласно уставу КГУП «Примтеплоэнерго» отраслевым органом предприятия является министерство жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества, а также использования имущества по назначению, закрепленное на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго» осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края. В связи с чем считают себя ненадлежащим ответчиком.
В дополнительных возражения указал, что указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго».
Согласно статьи 9 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ "Об управлении собственностью Приморского края" обеспечение сохранности, эффективности использования, использования по назначению имущества, находящегося в собственности Приморского края, возлагается в том числе на краевые государственные унитарные предприятия, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, правомочия собственника, а также эксплуатирующей организации, предусмотренные статьей 9 Закона 117-ФЗ возлагаются на КГУП "Примтеплоэнерго", в связи с закреплением за последним ГТС водохранилища № Ключ на праве хозяйственного ведения.
Представитель Министерства строительства Приморского края в судебном заседании поддержал письменные возражения указав, что в период ДД.ММ.ГГГГ годов Департамент градостроительства ПК было определено ответственным исполнителем по мероприятиям, связанным с реконструкций Водохранилища № ключа гор. Дальнегорск. В настоящий момент принятие ранее постановления напрямую не действуют и не могут служить основанием для апеллирования к ним. Каждое изменение адресной инвестиционной программы утверждается Постановлением Правительства Приморского края. АИП, вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ, не имел в своем составе объектов, реализуемых на территории края, для дальнейшей реализации. Ответственным исполнителем по данной государственной программе является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ ни государственной программой, ни адресной инвестиционной программой, расходы по № ключу не предусматривались не по одному из ведомств региона. Включение в АИП объектов, реализуемых на территории края, имел разовый характер, так как в качестве обосновывающих материалов выступали исключительно судебные решения – отражение судебных расходов по исполнительным листам. Ответственным исполнителем государственной программы Приморского края «Охрана окружающей среды ПК» на ДД.ММ.ГГГГ год определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, которое также является заказчиком и ГРБС по всем объектам инженерной защиты на территории края. В связи с чем считает, что надлежащим ответчиком является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
Представитель третьего лица отдела водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в ранее направленном ходатайстве просил рассмотреть дело в их отсутствие, поддерживает доводы истца, изложенные ив исковом заявлении в полном объеме.
В судебное заседание не явились третьих лиц- Дальневосточное управление Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, каких -либо ходатайств в адрес суда от сторон не поступило.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-Ф каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-Ф п.1 ч.1 ст.8 закреплено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу п.1 ст. 11 вышеназванного Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации (п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253).
Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участках, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах; Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, осуществляющих сбросы радиоактивных веществ; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - о водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления - о водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 12 (б), (с), (ж), (м), (н) Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253).
В государственном водном реестре зарегистрирован договор водопользования №№ от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края с КГУП «Примтеплоэнерго» филиалом «Дальнегорский», для целей забора воды из водохранилища на реке 27 Ключ для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения, производственного водоснабжения предприятий и организаций г. Дальнегорска.
В соответствии с п. I распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № № в собственность Приморского края принято имущество ГТС водохранилища № Ключ, в составе: чаша водохранилища, земляная плотина, траншейный водосброс, водозабор, донный водоспуск.
Согласно п. 6 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №№ имущество ГТС водохранилища № Ключ закреплено на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием «Примтеплоэнерго» (далее - КГУП «Примтеплоэнерго»),
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) закреплено понятие гидротехнические сооружения - этот плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Положениями ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В судебном заседании установлено, что во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры № № Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой принято решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № деятельности КГУП «Примтеплоэнерго» эксплуатации гидротехнических сооружений водохранилища на пади № Ключ Вишневского водохранилища.
В соответствии с п. 2.1.1.11 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 № 646-па, названное министерство осуществляет в пределах компетенции права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий, в том числе принимает решение о даче предприятиям согласия на: совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; осуществление заимствований; участие в коммерческих и некоммерческих организациях; распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями; заключение договоров простого товарищества; распоряжение имуществом в случаях, установленных действующим законодательством; совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В результате проведённой проверки установлено, что безопасность находящихся в собственности Приморского края и эксплуатируемых КГУП «Примтеплоэнерго» ГТС водохранилища № Ключ (<адрес>) не обеспечена, что подтверждается: актом преддекларационного обследования гидротехнических сооружений гидроузла в пади № ключ от ДД.ММ.ГГГГ, ответами КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № на требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора, ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ № № № № на представление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений закона и другими документами.
В нарушение ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения (Приморский край) и (или) эксплуатирующей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго») не обеспечена безопасность ГТС и право населения на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья от возможных аварий на ГТС.
Согласно акту преддекларационного обследования ГТС гидроузла в пади № ключа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго» выявлены следующие нарушения: за период эксплуатации, прошедший с 1984 года условия эксплуатации изменились в сторону ухудшения в связи со значительной фильтрацией основания плотины в левобережной части, а также выхода из работоспособного состояния контрольно-измерительной аппаратуры; все ГТС не в полной мере соответствуют проекту, нормам и правилам в области безопасности ГТС, локализации и ликвидации ЧС и защиты населения и территорий от ЧС; система организации контроля не соответствует требованиям безопасности Федерального закона № 117-ФЗ; контрольно-измерительная аппаратура земляной плотины находится в неработоспособном состоянии, наблюдается сосредоточенная фильтрация тела и основания плотины в левобережном примыкании; контрольно-измерительная аппаратура на водозаборе и водосбросе отсутствует; степень риска аварий для водосброса и водозабора, совмещенного с донным водовыпуском - повышенная, пониженный уровень безопасности; для плотины - повышенная, неудовлетворительный уровень безопасности.
Актом обследования ГТС на предмет готовности к безаварийному пропуску паводковых вод в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ году от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ утверждённому директором Дальнегорского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» установлено, что земляная плотина ГТС находится в неудовлетворительном состоянии., имеется фильтрация на отметке 201,82; частично отсутствует ограждение со стороны нижнего бьефа плотин; отсутствует освещение по гребню плотины и на водосливе паводкового водосброса; часть пьезометров находится неисправном состоянии.
В связи с указанными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору КГУП «Примтеплоэнерго» внесено представление об устранении нарушений закона о безопасности ГТС.
В соответствии с ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора, КГУП «Примтеплоэнерго» приняты все возможные меры для обеспечения безопасности эксплуатируемых ГТС в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности ГТС.
В соответствии с актом регулярного обследования ГТС гидроузла в пади № ключ, ДД.ММ.ГГГГ утвержденного генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго», нарушения закона не устранены, в течение последних 5 лет реконструкция или капитальный ремонт не проводились.
С согласно п. 10.7 указанного акта действующее разрешение на эксплуатацию водохранилища отсутствует в связи с истечением срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В соответствии с 11.2 акта установлено: повреждение откосов земляной плотины - наличие фильтрации через тело земляной плотины, которая проявилась в виде замокания грунтов в левобережной части площадью 21 м2 на отметке 194,44; 197,21; повреждение водосброса - отсутствует часть элементов гашения воды (шероховатость), заиление колодца; задвижка донного выпуска неисправна.
Согласно п. 11.8 акта все ГТС не в полной мере соответствуют проекту, нормам и правилам в области безопасности ГТС, локализации и ликвидации ЧС и защиты населения и территорий от ЧС. Земляная плотина: контрольно- измерительная аппаратура находится в неработоспособном состоянии; наблюдается сосредоточенная фильтрация тела и основания плотины в левобережном примыкании. Водосброс: отсутствует контрольно-измерительная аппаратура. Водозабор: отсутствует контрольно-измерительная аппаратура.
В соответствии с п. 11.9 акта по результатам выполненных в 2013 году ООО «Дальгидроспецстрой» работ по устройству цементационной завесы в левобережном примыкании плотины с ПК 0-5 до ПК 0+5 глубиной до 47 м появилась фильтрация на отметке 201,82 м в центральной части плотины.
Согласно п. 12.5 акта степень риска аварий для водосброса и водозабора, совмещенного с донным водовыпуском - повышенная, пониженный уровень безопасности; для плотины - повышенная, неудовлетворительный уровень безопасности. Значение уровней риска аварий не соответствует допустимому уровню риска, расчетным значением риска аварий ГТС предельно допустимого риска.
В соответствии с п. 12.4 акта при возможной гидродинамической аварии ГТС гидроузла возможно затопление части г. Дальнегорска.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
По данным Дальневосточного управления Ростехнадзора и ГУ МЧС по Приморскому краю, ГТС гидроузла в пади № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют неудовлетворительный уровень безопасности.
Таким образом, реализация КГУП «Примтеплоэнерго» мер по устранению нарушений законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади № ключ на определенную законом часть юридически значимых действий невозможна. Вследствие ограниченной правоспособности КГУП «Примтеплоэнерго» выполнение заявленных в иске обязательств юридически зависит от действий Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края.
Суд не соглашается с доводами Министерства, о том, что надлежащим ответчиком является контролирующий и регулирующий деятельность КГУП «Примтеплоэнерго» отраслевой орган - министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, не основана на законе.
Наличие у отраслевого органа правомочий по контролю и регулированию деятельности не является основанием для признания его ответчиком по данному гражданскому делу, в котором не решается вопрос о признании незаконным бездействия органов власти.
Также не убедительны доводы ответчиков о том, что надлежащим ответчиком является министерство строительства Приморского края, в связи с обязанностью в рамках инвестиционной программы осуществить реализацию бюджетных инвестиций для реконструкции ГТС, также не основаны на законе.
Сторонами не оспаривалось, что срок реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Реконструкция объекта «Водохранилище № Ключ» в Дальнегорском городском округе» устанавливался трижды, однако до настоящего времени в бюджете края не предусмотрены средства инвестиций в полном объеме.
Требования прокурора основаны на обязательности исполнения ответчиками Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности ГТС, а не на положениях нереализованной инвестиционной программы Приморского края.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.06.2014 № 378 имущество ГТС гидроузла в пади 27 ключ принято в собственность Приморского края и закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго».
В силу ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
В нарушение ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственником, эксплуатирующей организацией не обеспечена безопасность ГТС гидроузла в пади 27 ключ и право населения на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья от возможных аварий на ГТС.
Также, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 6(1) Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении собственностью Приморского края» (далее - Закон Приморского края № 99-КЗ) от имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) краевых организаций в пределах своей компетенции осуществляют Правительство Приморского края, отраслевые органы исполнительной власти Приморского края, уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края.
Согласно ст. 9 Закона Приморского края № 99-КЗ обеспечение сохранности, эффективности использования, использования по назначению имущества, находящегося в собственности Приморского края, возлагается на органы государственной власти Приморского края, краевые государственные унитарные предприятия и краевые государственные учреждения, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона Приморского края № 99-КЗ уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края осуществляет управление объектами собственности Приморского края в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края на основании положения, утверждаемого Правительством Приморского края.
В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 13 Закона Приморского края № 99-КЗ уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами собственности Приморского края, если иное не установлено законодательством Приморского края.
Согласно п.п. 1.1, 2.1.1.11 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 № 646-па, названное министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края; осуществляет в пределах компетенции права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий, в том числе принимает решение о даче предприятиям согласия на: совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; осуществление заимствований; участие в коммерческих и некоммерческих организациях; распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями; заключение договоров простоте товарищества; распоряжение имуществом в случаях, установленных действующим законодательством; совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником ГТС (Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) и (или) эксплуатирующей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго») не реализована мера по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии на ГТС, выраженная в не осуществлении (не завершении) реконструкция либо капитального ремонта ГТС, что предопределило неудовлетворительный уровень безопасности ГТС в пади 27 Ключа.
Проанализировав представленные по делу доказательства, в связи с нарушением КГУП «Примтеплоэнерго» и Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края действующего законодательства в части непринятия мер по осуществлению реконструкции либо капитального ремонта ГТС в пади 27 Ключа, доводы, и учитывая положения закона, суд приходит к выводу о том, что требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении солидарной обязанности по организации устранения нарушений законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади 27 ключ на Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и КГУП «Примтеплоэнерго» подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался установленный срок для устранения нарушений водного законодательства, суд полагает разумным установить срок для устранения вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на КГУП «Примтеплоэнерго» и Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края солидарно устранить нарушения законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади № ключ: устранить фильтрацию воды через тело и основание плотины; восстановить ограждение со стороны нижнего бьефа плотины; восстановить освещение по гребню плотины и на водосливе паводкового водосброса; установить контрольно-измерительную аппаратуру; устранить повреждения водосброса в части отсутствия элементов гашения воды; исправить задвижку донного выпуска; направить в уполномоченный орган предусмотренные законодательством документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений, установив срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: