Решение по делу № 2-978/2022 (2-4703/2021;) от 26.11.2021

Дело № 2-978\2022

УИД № 25RS0003-01-2021-006087-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 27 » апреля 2022 Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Каленского С.В.,

при секретаре Карбулаевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры к КГУП «Примтеплоэнерго», Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края Министерству строительства Приморского края о возложении обязанности,

установил:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, с вышеуказанными требованиями ссылаясь на то, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В соответствии с п.1 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.06.2014 № 378 в собственность Приморского края принято имущество ГТС водохранилища 27 Ключ, в составе: чаша водохранилища, земляная плотина, траншейный водосброс, водозабор, донный водоспуск. Безопасность находящихся в собственности Приморского края и эксплуатируемых КГУП «Примтеплоэнерго» ГТС водохранилища <адрес>) не обеспечена, что подтверждается: актом преддекларационного обследования гидротехнических сооружений гидроузла в пади ключ от ДД.ММ.ГГГГ, ответами КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора, ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от 29.07.2020 № 3973 № 0026 на представление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений закона и другими документами.

В нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения (Приморский край) и (или) эксплуатирующей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго») не обеспечена безопасность ГТС и право населения на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья от возможных аварий на ГТС.

Согласно акту преддекларационного обследования ГТС гидроузла в пади ключа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго» изменилось в ухудшающую сторону, системы контроля не соответствуют требованиям безопасности.

В связи с указанными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору КГУП «Примтеплоэнерго» внесено представление об устранении нарушений закона о безопасности ГТС. В соответствии с ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора, КГУП «Примтеплоэнерго» приняты все возможные меры для обеспечения безопасности эксплуатируемых ГТС в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности ГТС. Вместе с тем, согласно акту обследования ГТС на предмет готовности к безаварийному пропуску паводковых вод в 2021 году от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому директором Дальнегорского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» предпринятые меры не устранили выявленные нарушения. В соответствии с актом регулярного обследования ГТС гидроузла в пади ключ, ДД.ММ.ГГГГ утвержденного генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго», нарушения закона не устранены, в течение последних 5 лет реконструкция или капитальный ремонт не проводились.

По данным Дальневосточного управления Ростехнадзора и ГУ МЧС по Приморскому краю, ГТС гидроузла в пади по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют неудовлетворительный уровень безопасности.

В соответствии с постановлениями Администрации Приморского края от 18.07.2016 № 321-па, от 26.04.2017 № 137-па и от 19.06.2019 № 369-па трижды устанавливался срок реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства собственности Приморского края «Реконструкция объекта «Водохранилище Ключ» в Дальнегорском городском округе» - на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы, соответственно. Вместе с тем, до настоящего времени в бюджете Приморского края не предусмотрены средства в полном объёме на реконструкцию указанного объекта капитального строительства.

Поскольку вследствие невыполнения ответчиками обязанностей существует реальная угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, нарушены гарантированные ст.ст. 7, 41, 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушены, не представляется возможным, так как это все граждане постоянно или временно проживающие в Приморском крае и которые находятся или могут находиться на территории Дальнегорского городского округа, на другой территории, которая подвергнется затоплению.

На основании изложенного, просит суд возложить на краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» и Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края сроком до ДД.ММ.ГГГГ солидарную обязанность по устранению нарушения законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади ключ: устранить фильтрацию воды через тело и основание плотины; восстановить ограждение со стороны нижнего бьефа плотины; восстановить освещение по гребню плотины и на водосливе паводкового водосброса; установить контрольно-измерительную аппаратуру; устранить повреждения водосброса в части отсутствия элементов гашения воды; исправить задвижку донного выпуска; направить в уполномоченный орган предусмотренные законодательством документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске

Представитель ответчика КГУП «Примтелоэнерго» с требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения на иск, пояснив, что постановлением Правительства Приморского края от 28.12.2020 № 1083-пп утверждена адресная инвестиционная программа Приморского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 гг. В соответствии с п.6.7.5 Инвестиционной программой включена «Реконструкция объекта «Водохранилище Ключ» в Дальнегорском городском округе, в том числе проектно-изыскательные работы. Срок проведения указанных мероприятий установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Также считают себя ненадлежащим ответчиком, поскольку постановлениями № 321-па, № 940-па обязанность по выполнению мероприятий указанных в иске возложена на собственника имущества –Министерство строительства Приморского края.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам письменных возражений, пояснив, что КГУП «Примтеплоэнерго» является унитарным предприятием, которое несет ответственность по своим обязанностям. В соответствии с п.1, 6 Распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Приморского края от 30.06.2014 №378 в собственность Приморского края принято имущество ГТС водохранилища ключ в составе: чаша водохранилища, земляная плотина, траншейны водосброс, водозабор, донный водоспуск и закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго». Согласно уставу КГУП «Примтеплоэнерго» отраслевым органом предприятия является министерство жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества, а также использования имущества по назначению, закрепленное на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго» осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края. В связи с чем считают себя ненадлежащим ответчиком.

В дополнительных возражения указал, что указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго».

Согласно статьи 9 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ "Об управлении собственностью Приморского края" обеспечение сохранности, эффективности использования, использования по назначению имущества, находящегося в собственности Приморского края, возлагается в том числе на краевые государственные унитарные предприятия, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, правомочия собственника, а также эксплуатирующей организации, предусмотренные статьей 9 Закона 117-ФЗ возлагаются на КГУП "Примтеплоэнерго", в связи с закреплением за последним ГТС водохранилища Ключ на праве хозяйственного ведения.

Представитель Министерства строительства Приморского края в судебном заседании поддержал письменные возражения указав, что в период ДД.ММ.ГГГГ годов Департамент градостроительства ПК было определено ответственным исполнителем по мероприятиям, связанным с реконструкций Водохранилища ключа гор. Дальнегорск. В настоящий момент принятие ранее постановления напрямую не действуют и не могут служить основанием для апеллирования к ним. Каждое изменение адресной инвестиционной программы утверждается Постановлением Правительства Приморского края. АИП, вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ, не имел в своем составе объектов, реализуемых на территории края, для дальнейшей реализации. Ответственным исполнителем по данной государственной программе является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ ни государственной программой, ни адресной инвестиционной программой, расходы по ключу не предусматривались не по одному из ведомств региона. Включение в АИП объектов, реализуемых на территории края, имел разовый характер, так как в качестве обосновывающих материалов выступали исключительно судебные решения – отражение судебных расходов по исполнительным листам. Ответственным исполнителем государственной программы Приморского края «Охрана окружающей среды ПК» на ДД.ММ.ГГГГ год определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, которое также является заказчиком и ГРБС по всем объектам инженерной защиты на территории края. В связи с чем считает, что надлежащим ответчиком является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.

Представитель третьего лица отдела водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в ранее направленном ходатайстве просил рассмотреть дело в их отсутствие, поддерживает доводы истца, изложенные ив исковом заявлении в полном объеме.

В судебное заседание не явились третьих лиц- Дальневосточное управление Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, каких -либо ходатайств в адрес суда от сторон не поступило.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-Ф каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-Ф п.1 ч.1 ст.8 закреплено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу п.1 ст. 11 вышеназванного Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации (п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253).

Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участках, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах; Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, осуществляющих сбросы радиоактивных веществ; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - о водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления - о водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 12 (б), (с), (ж), (м), (н) Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253).

В государственном водном реестре зарегистрирован договор водопользования № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края с КГУП «Примтеплоэнерго» филиалом «Дальнегорский», для целей забора воды из водохранилища на реке 27 Ключ для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения, производственного водоснабжения предприятий и организаций г. Дальнегорска.

В соответствии с п. I распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Приморского края принято имущество ГТС водохранилища Ключ, в составе: чаша водохранилища, земляная плотина, траншейный водосброс, водозабор, донный водоспуск.

Согласно п. 6 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ имущество ГТС водохранилища Ключ закреплено на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием «Примтеплоэнерго» (далее - КГУП «Примтеплоэнерго»),

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) закреплено понятие гидротехнические сооружения - этот плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Положениями ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В судебном заседании установлено, что во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры № Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой принято решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ деятельности КГУП «Примтеплоэнерго» эксплуатации гидротехнических сооружений водохранилища на пади Ключ Вишневского водохранилища.

В соответствии с п. 2.1.1.11 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 № 646-па, названное министерство осуществляет в пределах компетенции права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий, в том числе принимает решение о даче предприятиям согласия на: совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; осуществление заимствований; участие в коммерческих и некоммерческих организациях; распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями; заключение договоров простого товарищества; распоряжение имуществом в случаях, установленных действующим законодательством; совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В результате проведённой проверки установлено, что безопасность находящихся в собственности Приморского края и эксплуатируемых КГУП «Примтеплоэнерго» ГТС водохранилища Ключ (<адрес>) не обеспечена, что подтверждается: актом преддекларационного обследования гидротехнических сооружений гидроузла в пади ключ от ДД.ММ.ГГГГ, ответами КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора, ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ на представление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений закона и другими документами.

В нарушение ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения (Приморский край) и (или) эксплуатирующей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго») не обеспечена безопасность ГТС и право населения на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья от возможных аварий на ГТС.

Согласно акту преддекларационного обследования ГТС гидроузла в пади ключа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго» выявлены следующие нарушения: за период эксплуатации, прошедший с 1984 года условия эксплуатации изменились в сторону ухудшения в связи со значительной фильтрацией основания плотины в левобережной части, а также выхода из работоспособного состояния контрольно-измерительной аппаратуры; все ГТС не в полной мере соответствуют проекту, нормам и правилам в области безопасности ГТС, локализации и ликвидации ЧС и защиты населения и территорий от ЧС; система организации контроля не соответствует требованиям безопасности Федерального закона № 117-ФЗ; контрольно-измерительная аппаратура земляной плотины находится в неработоспособном состоянии, наблюдается сосредоточенная фильтрация тела и основания плотины в левобережном примыкании; контрольно-измерительная аппаратура на водозаборе и водосбросе отсутствует; степень риска аварий для водосброса и водозабора, совмещенного с донным водовыпуском - повышенная, пониженный уровень безопасности; для плотины - повышенная, неудовлетворительный уровень безопасности.

Актом обследования ГТС на предмет готовности к безаварийному пропуску паводковых вод в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ году от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ утверждённому директором Дальнегорского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» установлено, что земляная плотина ГТС находится в неудовлетворительном состоянии., имеется фильтрация на отметке 201,82; частично отсутствует ограждение со стороны нижнего бьефа плотин; отсутствует освещение по гребню плотины и на водосливе паводкового водосброса; часть пьезометров находится неисправном состоянии.

В связи с указанными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору КГУП «Примтеплоэнерго» внесено представление об устранении нарушений закона о безопасности ГТС.

В соответствии с ответом КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора, КГУП «Примтеплоэнерго» приняты все возможные меры для обеспечения безопасности эксплуатируемых ГТС в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности ГТС.

В соответствии с актом регулярного обследования ГТС гидроузла в пади ключ, ДД.ММ.ГГГГ утвержденного генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго», нарушения закона не устранены, в течение последних 5 лет реконструкция или капитальный ремонт не проводились.

С согласно п. 10.7 указанного акта действующее разрешение на эксплуатацию водохранилища отсутствует в связи с истечением срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с 11.2 акта установлено: повреждение откосов земляной плотины - наличие фильтрации через тело земляной плотины, которая проявилась в виде замокания грунтов в левобережной части площадью 21 м2 на отметке 194,44; 197,21; повреждение водосброса - отсутствует часть элементов гашения воды (шероховатость), заиление колодца; задвижка донного выпуска неисправна.

Согласно п. 11.8 акта все ГТС не в полной мере соответствуют проекту, нормам и правилам в области безопасности ГТС, локализации и ликвидации ЧС и защиты населения и территорий от ЧС. Земляная плотина: контрольно- измерительная аппаратура находится в неработоспособном состоянии; наблюдается сосредоточенная фильтрация тела и основания плотины в левобережном примыкании. Водосброс: отсутствует контрольно-измерительная аппаратура. Водозабор: отсутствует контрольно-измерительная аппаратура.

В соответствии с п. 11.9 акта по результатам выполненных в 2013 году ООО «Дальгидроспецстрой» работ по устройству цементационной завесы в левобережном примыкании плотины с ПК 0-5 до ПК 0+5 глубиной до 47 м появилась фильтрация на отметке 201,82 м в центральной части плотины.

Согласно п. 12.5 акта степень риска аварий для водосброса и водозабора, совмещенного с донным водовыпуском - повышенная, пониженный уровень безопасности; для плотины - повышенная, неудовлетворительный уровень безопасности. Значение уровней риска аварий не соответствует допустимому уровню риска, расчетным значением риска аварий ГТС предельно допустимого риска.

В соответствии с п. 12.4 акта при возможной гидродинамической аварии ГТС гидроузла возможно затопление части г. Дальнегорска.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

По данным Дальневосточного управления Ростехнадзора и ГУ МЧС по Приморскому краю, ГТС гидроузла в пади по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют неудовлетворительный уровень безопасности.

Таким образом, реализация КГУП «Примтеплоэнерго» мер по устранению нарушений законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади ключ на определенную законом часть юридически значимых действий невозможна. Вследствие ограниченной правоспособности КГУП «Примтеплоэнерго» выполнение заявленных в иске обязательств юридически зависит от действий Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края.

Суд не соглашается с доводами Министерства, о том, что надлежащим ответчиком является контролирующий и регулирующий деятельность КГУП «Примтеплоэнерго» отраслевой орган - министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, не основана на законе.

Наличие у отраслевого органа правомочий по контролю и регулированию деятельности не является основанием для признания его ответчиком по данному гражданскому делу, в котором не решается вопрос о признании незаконным бездействия органов власти.

Также не убедительны доводы ответчиков о том, что надлежащим ответчиком является министерство строительства Приморского края, в связи с обязанностью в рамках инвестиционной программы осуществить реализацию бюджетных инвестиций для реконструкции ГТС, также не основаны на законе.

Сторонами не оспаривалось, что срок реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Реконструкция объекта «Водохранилище Ключ» в Дальнегорском городском округе» устанавливался трижды, однако до настоящего времени в бюджете края не предусмотрены средства инвестиций в полном объеме.

Требования прокурора основаны на обязательности исполнения ответчиками Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности ГТС, а не на положениях нереализованной инвестиционной программы Приморского края.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.06.2014 № 378 имущество ГТС гидроузла в пади 27 ключ принято в собственность Приморского края и закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Примтеплоэнерго».

В силу ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

В нарушение ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственником, эксплуатирующей организацией не обеспечена безопасность ГТС гидроузла в пади 27 ключ и право населения на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья от возможных аварий на ГТС.

Также, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 6(1) Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении собственностью Приморского края» (далее - Закон Приморского края № 99-КЗ) от имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) краевых организаций в пределах своей компетенции осуществляют Правительство Приморского края, отраслевые органы исполнительной власти Приморского края, уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края.

Согласно ст. 9 Закона Приморского края № 99-КЗ обеспечение сохранности, эффективности использования, использования по назначению имущества, находящегося в собственности Приморского края, возлагается на органы государственной власти Приморского края, краевые государственные унитарные предприятия и краевые государственные учреждения, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона Приморского края № 99-КЗ уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края осуществляет управление объектами собственности Приморского края в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края на основании положения, утверждаемого Правительством Приморского края.

В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 13 Закона Приморского края № 99-КЗ уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами собственности Приморского края, если иное не установлено законодательством Приморского края.

Согласно п.п. 1.1, 2.1.1.11 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 № 646-па, названное министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края; осуществляет в пределах компетенции права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий, в том числе принимает решение о даче предприятиям согласия на: совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; осуществление заимствований; участие в коммерческих и некоммерческих организациях; распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями; заключение договоров простоте товарищества; распоряжение имуществом в случаях, установленных действующим законодательством; совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником ГТС (Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) и (или) эксплуатирующей организацией (КГУП «Примтеплоэнерго») не реализована мера по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии на ГТС, выраженная в не осуществлении (не завершении) реконструкция либо капитального ремонта ГТС, что предопределило неудовлетворительный уровень безопасности ГТС в пади 27 Ключа.

Проанализировав представленные по делу доказательства, в связи с нарушением КГУП «Примтеплоэнерго» и Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края действующего законодательства в части непринятия мер по осуществлению реконструкции либо капитального ремонта ГТС в пади 27 Ключа, доводы, и учитывая положения закона, суд приходит к выводу о том, что требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении солидарной обязанности по организации устранения нарушений законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади 27 ключ на Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и КГУП «Примтеплоэнерго» подлежат удовлетворению.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался установленный срок для устранения нарушений водного законодательства, суд полагает разумным установить срок для устранения вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 13, 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить обязанность на КГУП «Примтеплоэнерго» и Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края солидарно устранить нарушения законодательства на гидротехнических сооружениях гидроузла в пади ключ: устранить фильтрацию воды через тело и основание плотины; восстановить ограждение со стороны нижнего бьефа плотины; восстановить освещение по гребню плотины и на водосливе паводкового водосброса; установить контрольно-измерительную аппаратуру; устранить повреждения водосброса в части отсутствия элементов гашения воды; исправить задвижку донного выпуска; направить в уполномоченный орган предусмотренные законодательством документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений, установив срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-978/2022 (2-4703/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
КГУП ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО
Министерство имущественных и земельных отношений ПК
Другие
Министерство строительства ПК
Отдел водных ресурсов по ПК
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ПК
Дальневосточное управление Ростехнадзора
Суд
Первореченский районный суд г. Владивосток
Судья
Каленский Сергей Владимирович
Дело на странице суда
pervorechensky.prm.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2021Передача материалов судье
02.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Подготовка дела (собеседование)
28.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2022Предварительное судебное заседание
25.02.2022Предварительное судебное заседание
22.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее