гр. дело № 2-15087\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.
при секретаре Борисовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивашкеева В.И. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма;
у с т а н о в и л :
Ивашкеев В.И., действуя в лице своего представителя, обратился в суд с требованиями к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ему вне очереди благоустроенного жилого помещения, на условиях договора специализированного найма, расположенного в пределах территории МО ГО «Сыктывкар», площадью не менее ...
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, был поставлен ответчиком на учет для получения жилья в установленном порядке, в связи с объективной нуждаемостью.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по заявленным основаниям.
Администрация МОГО «Сыктывкар» против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, также ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, одновременно указывая о необходимости привлечения к участию в деле Министерства труда, занятости и социальной защиты РК и Министерства финансов РК.
Поскольку непосредственный стороной возникших правоотношений указанные Министерства не являются и их участие не может оказать какого –либо влияния на исход разрешения дела, напротив, приведет к затягиванию судебного разбирательства и отложению во времени решения жилищной проблемы истца, ходатайство о привлечении третьих лиц оставлено судом без удовлетворения.
Заслушав объяснения явившейся стороны, исследовав материалы гражданского дела № ... Сыктывкарского городского суда, остальные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
...
В период пребывания истца в специализированном детском учреждении, по запросу ГОУ РК « ...» г.Сыктывкара от ** ** **. он был включен АМОГО « Сыктывкар» в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда ( на основании п.12 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам № ... от ** ** ** утвержденного Постановлением №... от ** ** **
После окончания ГОУ РК « ...» Ивашкеев В.И. сохранял регистрацию по месту жительства по адресу : ... в жилом помещении, титульным собственником которого по данным ЕГРП до настоящего времени является ... О.Н.
Ранее решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. по гражданскому делу № ... в удовлетворении требований ... О.Н. о признании Ивашкеева В.И. утратившим право пользования жилым помещением в кв.... было отказано, в связи с тем, что жилищная проблема ответчика не решена, правом на какое- либо жилое помещение, помимо спорного, он не обладает.
Из обстоятельств дела также следует, что в родственных отношениях истец и ... О.Н. не состоят, членами одной семьи никогда не являлись и не являются, на момент рассмотрения настоящего спора Ивашкеев В.И. достиг ** ** ** возраста, с регистрационного учета по адресу : ... снялся ** ** **., права постоянного пользования каким- либо иным жилым помещением не приобрел, до даты снятия с регистрации в ... был в установленном порядке ** ** **. включен АМОГО « Сыктывкар» в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, продолжает состоять в указанном списке и на момент рассмотрения настоящего спора.
Оценивая добытые по делу доказательства, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 31.12.2014 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года и действовавшего на дату постановки истицы АМОГО « Сыктывкар» на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, жилым помещением, предназначенным для постоянного проживания, не обеспечен.
Оценивая добытые по делу доказательства, суд полагает, что право Ивашкеева В.И. на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда в порядке п.п.2 п.2, п.3 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ч.2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», находит свое подтверждение в материалах дела.
У суда имеются достаточные основания для удовлетворения требований, адресованных АМОГО « Сыктывкар», поскольку право на получение жилья указанной категории лиц не зависит от очередности постановки на учет в органе муниципальной власти и управления.
Учитывая действующую на дату рассмотрения настоящего спора редакцию ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015г. "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по запросу прокурора Республики Коми", суд полагает, что при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения – т.е. в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения, установленной решением Совета МОГО « Сыктывкар» от ** ** **. №...
Пунктом 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникшие между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным отношениям.
Ивашкеев В.И. участником межбюджетных отношений не является, в каких- либо правоотношениях напрямую с Министерством финансов РК либо Министерством труда, занятости и социальной защиты РК не состоит, при таких обстоятельствах определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, в противном случае это ставит исполнение возложенной на АМОГО « Сыктывкар» обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию МОГО «Сыктывкар» предоставить Ивашкееву В.И. на состав семьи ... человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее .... метров в г.Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.
Судья - Ю.А.Дульцева