Производство № 2-3583/2021
УИД 28RS0004-01-2021-003233-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующий судья Чешева Т.И.,
при секретаре Кулинкович К.Ю.,
с участием представителей истца Дроздовой Е.В., Хорешко О.В., ответчика Петренко Е.В., представителя ответчика Тучик А.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО «ДЭК» Чунта Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Амурской области к Петренко Е. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что Петренко Е. В. зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: ***, принадлежащим на праве собственности Главному управлению МЧС России по Амурской области (далее - ГУ МЧС).
Между Главным управлением МЧС России по Амурской области и коммунальными организациями заключены государственные контракты на поставку электрической энергии, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и вывоз ТБО. Граждане, проживающие в служебном жилье, возмещают ГУ МЧС расходы на оплату коммунальных услуг, согласно выставленных счетов. 22.09.2020 года Петренко В.В. было направлено уведомление о задолженности в размере 76759 рублей 75 копеек. Указанная в данном уведомлении задолженность была погашена частично Петренко Е.В. и сумма долга стала 67123 рубля 17 копеек. Поскольку сумма задолженности по оплате коммунальных услуг не была погашена в полном объеме, мировому судье Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 5 было направлено заявление о вынесении судебного приказа. 27.03.2020 года мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 5 вынесен судебный приказ о взыскании с Петренко Е.В. задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 67123 рубля 17 копеек. В связи с поступившими возражениями Петренко Е.В. относительно исполнения судебного приказа последний был отменен мировым судьей.
В соответствии с квитанциями, выставленными ГУ МЧС по состоянию на март 2021 года у Петренко Е.В. задолженность по оплате коммунальных услуг составляла 71594 рубля 71 копейка. Должник без уважительных причин не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, что является нарушением норм действующего законодательства.
В уточненных исковых требованиях представителем истца указано, что в ходе судебного разбирательства по делу возник спор о площади помещения в котором проживает ответчик. 01.06.2021 года комиссией ГУ МЧС России по Амурской области с участием Петренко Е.В. было обследовано данное помещение и произведены замеры площади. В соответствии с актом обследования помещения, расположенного по адресу: *** установлено, что перепланировка его не производилась, площадь составляет 57,3 кв.м., что соответствует данным, указанным в техническом паспорте. Данный акт также подписан Петренко Е.В.. Истцом произведен новый расчет задолженности за коммунальные услуги за период с апреля 2018 года по май 2021 года, с указанием начислений по каждому виду коммунальных услуг и внесенных платежей. Задолженность составляет 11794 рубля 32 копейки.
Ссылаясь на ст.ст. 153 - 155 ЖК РФ, уточнив исковые требования, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 11794 рубля 32 копейки.
Истец обеспечил явку в судебное заседание своего представителя. Ответчик в судебное заседание явился, обеспечил явку представителя. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО «ДЭК» Чунта Е.П. также обеспечило явку в суд своего представителя. Иные лица, участвующие в деле, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались в установленном ГПК РФ порядке, явку представителей в суд не обеспечили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «ДЭК» представлен письменный отзыв на иск, где указано, что ПАО «ДЭК» состоит в договорных отношениях по энергоснабжению с Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области на основании государственного контракта №АБООЭ0003300 от 17.02.2021 года (государственный контракт с потребителем заключается ежегодно сроком на один календарный год). Согласно приложению № 3 указанного государственного контракта в перечень измерительных комплексов, по которым проводится расчет за потребленную электроэнергию входит объект, расположенный по адресу: *** (здание пожарного депо).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти в сфере регулирования этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 28.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», во исполнение которого Правительством РФ принято Постановление от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11.12.2020 № 133-пр/э (в ред. приказа от 25.12.2020 № 184-пр/э) установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Амурской области на 2021 год, а также указаны примененные управлением понижающие коэффициенты при установлении данных цен (тарифов) на электрическую энергию.Для исключения различного толкования оснований применения понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию для групп населения Управлением ГРЦиТ Амурской области был разъяснен порядок применения указанного коэффициента, а именно: тариф на электрическую энергию, реализуемую субъектами розничного рынка электрической энергии потребителям Амурской области, на каждый календарный год утверждается для сельского населения и потребителей, приравненных к сельскому населению, а также для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в соответствующем каждому году размере с применением понижающего коэффициента 0,7 к тарифу, утвержденному для городского населения и потребителей, приравненных к городскому населению (за исключением перечисленных выше).
Отсутствие поставки газа в многоквартирный жилой дом и, как следствие, использование жильцами дома бытовых электроплит при приготовлении пищи, не является основанием для применения тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7. Тариф на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7 может быть применен к потребителям, которые индивидуально оборудовали свои квартиры стационарными электроплитами в установленном порядке.
Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо:
- обратиться в организацию, эксплуатирующую внутридомовую электрическую сеть, на предмет: изучения возможности использования существующей в доме электрической проводки для обеспечения дополнительной электрической нагрузки% получения технических условий на увеличение пропускной способности электрической проводки, или на устройство отдельного электрического ввода для квартиры или дома в целом;
- составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома;
- выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом.
Документом, отражающим все технические характеристики жилого многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию, и устанавливающим, в том числе тип плит для пищеприготовления, предусмотренный в доме, является технический паспорт нажилой дом, в который необходимо внести изменения в случае оборудования дома стационарными электрическими плитами.
После проведения вышеуказанных мероприятий гражданину - потребителю следует обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением об изменении тарафа на электрическую энергию.
Более того, переход на расчет за электроэнергию с понижающим коэффициентом 0,7 осуществляется только с начала очередного срока действия тарифов (с начала года), поскольку в соответствии с п. 7 Методических указпаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-з/2) потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один их вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов.
Таким образом, в целях применения понижающего коэффициента должен быть соблюден и подтвержден установленный порядок оборудования домов электроплитами и (или) электроотопительными установками. Следовательно, критерием применения тарифа с понижающим коэффициентом в данном случае является факт соблюдения установленного порядка оборудования домов электроплитами (или) электроотопительными установками, а не факт самовольного вмешательства проживающего там лица в систему энергоснабжения пожарного депо с явным увеличением мощности и нагрузки на сеть, ввиду технических характеристик электрических стационарных плит.
В соответствии с российским законодательством стационарными электроплитами являются те плиты, установка которых была предусмотрена проектом строительства (перепланировки). Также согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в Письме от 07.04.2017 № ВК/23160/17, при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям. Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома и соответствующие изменения внесены в технический паспорт. Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора.
Между тем, в соответствии с Разделом III технического паспорта на спорный объект, в благоустройство площади здания не входит оборудование его помещений стационарными электрическими плитами. Следовательно, при составлении и утверждении проектной документации для инженерной системы пожарного депо изначально не была предусмотрена установка стационарных электрических плит.
В материалы дела не представлено доказательств соблюдения проживающим в помещении пожарного депо Петренко Е.В. установленного законодателем порядка оборудования комнаты стационарной электрической плитой. С учетом изложенного, считает, что оснований для уменьшения платы за электроэнергию не имеется. Потребитель не обращался к законному владельцу помещения (МЧС) с заявлением об оснащении в установленном законом порядке помещения, в котором он проживает, стационарной электрической плитой. На представленных им в материалы дела фотографиях электроплит имеются инвентарные номера, что позволяет определить их принадлежность истцу и их место нахождения.
Представитель истца в ходе судебного заседания настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. В дополнение пояснила, что при сдаче дома в эксплуатацию составлялся технический паспорт, в котором не указано, что здание оборудовано электроплитами.
По факту установления электроплит в столовой здания пожарного депо пояснила, что как юридическое лицо оплачивает, то есть выше, чем жильцы. До судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу истцу не было известно об использовании электроплит для бытовых нужд лицами, проживающими в данном здании. ГУ МЧС здание перешло в оперативное управление от Главного отряда в 2020 году. В договорном досье об увеличении мощности нагрузки по зданию не упоминается. О том оборудованы ли установленные в столовой здания пожарной части электроплиты заземлением представителю неизвестно.
Оснований для перерасчета с учетом использования ответчиком электроплиты не имеется, тариф установлен правомерно. Электроэнергию истец покупает у ПАО «ДЭК» и свой тариф установить не может. Истцом установлено, что ответчиком длительное время коммунальные услуги оплачиваются не в полном объеме. Электроплиты граждане установили самовольно, без соответствующего согласования, по данному факту ГУ МЧС будут приняты меры.
Ответчик и его представитель оспаривали заявленные исковые требования в полном объеме, просили суд в их удовлетворении отказать. Пояснил, что еще 5-7 лет назад ГУ МЧС меняло всю электропроводку в здании пожарной части. Приходили электрики, все устанавливали: полностью электропроводку и заземление в том числе, выводили на тумблер, а оттуда дотягивали до квартир. В его квартире установлена плита на 220 В, проводка рассчитана тоже на 220 В. К истцу за согласование условий установки в квартире электроплиты в письменной форме не обращался. В устной форме пытался выяснить, почему применяется такой тариф. Платил по счетчику. Счетчики стоят у всех.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства по делу пояснил, что с заявленными исковыми требованиями ответчик не согласен. Население, которое пользуется электроплитами, за электроэнергию должно оплачивать за электроэнергию за первое полугодие по тарифу 2,74 руб, /кВт хч, за второе полугодие - 2,84 руб. /кВт х ч, истец же выставляет тариф 3, 73 руб. / кВт х ч, тоже самое с начислениями за 2020 год. До 01.01.2020 года истец рассчитывал объем потребляемой электроэнергии по правильному тарифу, а с 01.02.2020 года стали считать по тарифу 3,73 руб. /кВт хч.
В столовой, которая находится в здании пожарной части также как и в квартире ответчика установлена электроплита. ПАО «ДЭК» в отзыве на иск указывает, что у ответчика нет доказательств установки электроплит, но установлено, что данное общежитие никогда не было газифицировано - все жильцы пользуются электроприборами для приготовления пищи. Полагает, что выставляемый истцом тариф не соответствует тарифам, выставляемым на электроприборы. Данный вопрос по тарифам должен быть урегулирован между истцом и ПАО «ДЭК». Почему ПАО «ДЭК» выставляет ГУ МЧС тариф выше хотя бы в части недвижимого имущества, которое используется для проживания? На каждую квартиру установлены счетчики и выяснить, кто сколько электроэнергии потребляет, возможно. Само ГУ МЧС в 2018 году устанавливало эти счетчики. ПАО «ДЭК» также фиксирует, сколько весь объект потребляет электроэнергии. Разбить счета и выставить их по разным тарифам тоже возможно. Увеличение мощности в 2018 году возможно и не проводилось. Проводка просто была обновлена. Везде установлены электроприборы на 220 В, ни одна плита не подпадает под 380 В. Все понимают, что люди, проживая в данном здании, готовят еду, пользуются другими электроприборами.
Ответчиком не подавалось заявление об установке электроплиты, но сами действия истца, выраженные в выставлении счетов по тарифу с установленными электроплитами, свидетельствуют о том, что истец располагал этими данными, тариф он изменил лишь в последний год. Проверка может установить только то, что плиты по энергопотреблению 220 В и это не является нарушением. Данные помещения фактически не являются жилыми. ГУ МЧС своим бездействием увеличивает нагрузку на бюджет жильцов, которые вынуждены платить увеличенный тариф, возникший в результате бездействия истца. Установлена незаконность выставленного тарифа. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО «ДЭК», ссылаясь на доводы, приведенные в письменном отзыве на иск, в дополнение пояснила, что ГУ МЧС состоит в договорных отношениях с ПАО «ДЭК». Контракт заключается ежегодно сроком на один календарный год. Тариф применяется правильно. Отсутствие поставки газа и как следствие использование жильцами электроплит не является основанием для изменения тарифа. У ПАО «ДЭК» оснований применять тариф с понижающим коэффициентом нет. Порядок установки электроплит установлен, подключение электроплит - это дополнительная нагрузка на сеть. Для ПАО «ДЭК» потребитель электроэнергии - ГУ МЧС России по Амурской области. Применить тариф с понижающим коэффициентом возможно только после того как ГУ МЧС обратится в ПАО «ДЭК», представив соответствующие документы. Относительно объекта - это нежилое здание. Предусмотрен тариф с понижающим коэффициентом. У них есть право обратиться к ресурсоснабжающей организации для выставления пониженного коэффициента. Что происходит внутри здания - ПАО «ДЭК» уже не касается. Основание для применения понижающего коэффициента - установление стационарной электроплиты при согласовании технических условий увеличения нагрузки. Ранее, когда истец выставлял квитанции с понижающим коэффициентом, он действовал - он действовал «в минус», покрывая плату за жильцом. Жильцы данного общежития не согласовывали установку электроплит. Оснований для перерасчета нет.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходим к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Петренко Е. В. зарегистрирован и проживает по адресу: ***, в предоставленном ему по гражданско-правовому договору ГУ МЧС России по Амурской области служебном помещении, по которому на имя ответчика открыт лицевой счет на оплату коммунальных услуг №41.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что объект недвижимого имущества - Пожарное депо, назначение - нежилое, площадью 1539,6 кв.м., с кадастровым номером: ***, по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (регистрационный номер: 28-28-01/058/2007-357, дата регистрации: 24.12.2007 года), право оперативного управления данным объектом недвижимого имущества зарегистрировано за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ИНН: 2801100184;ОГРН: 1042800035541) (регистрационный номер: 28:01:020386:705-28/001/2019-2, дата регистрации: 02.12.2019 года).
Из представленного в материалы дела технического паспорта на здание - Пожарное депо (***), выполненного по состоянию на 17.08.2007 года МКУ «Белогорсктехинвентаризация», следует, что в его состав входят: 1) пожарное депо 1 этаж - площадь 846,6 кв.м.; 2) пожарное депо 2 этаж - площадь 721,1 кв.м.; 3) подвал - площадь 232,1 кв.м.; 4) пристройка - площадь188,6 кв.м.; 5) крыльцо - площадь 2,7 кв.м.; - вход в подвал - площадь 10,4 кв.м.. При этом в данном техническом паспорте отсутствуют сведения о наличии в расположенных на первом и втором этажах данного здания жилых помещениях газификации и (или) оборудовании кухонного помещения или иных помещений электроплитами в установленном действующим российским законодательством порядке.
Согласно представленных в техническом паспорте сведений общая площадь двухкомнатной квартиры № ***, в которой в спорный период и по настоящее время проживает ответчик, составляет 57,3 кв.м., что на дату вынесения решения судом последним данное обстоятельство не оспаривалось.
Как установлено судом, начисление платы за электроэнергию ответчику по лицевому счету № 41, который закреплен за указанной выше квартирой, где проживает Петренко Е.В., производится по тарифу для домов, оборудованных газоснабжением, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами. При этом, как следует из ответа на судебный запрос, поступившего из ОАО «Амургаз» от 05.07.2021 года за исх. № 10-270, в здание, находящееся по адресу: *** газоснабжение не поставляется, так как централизованное газоснабжение отсутствует.
Судом также установлено, что 17.02.2021 года между Публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (Гарантирующий поставщик) и ГУ МЧС России по Амурской области (Потребитель) заключен государственный контракт № АБООЭ0003300 (далее - Контракт), согласно п. 1.1 которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (Сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. В силу п. 9.1 настоящий Контракт действует с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года. В силу п. 5.1 данного Контракта стоимость фактически потребленной электрической энергии (мощности) Потребителем определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии (мощности) и регулируемой цены на электрическую энергию (мощность), установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в виде формулы.
В силу пунктов 6.1-6.3 данного Контракта расчетным периодом по настоящему контракту является один календарный месяц. Потребитель оплачивает приобретаемый объем электрической энергии (мощности) в порядке, установленном п. 6.2 Контракта.
Из п. 76 Ведомости потребления электрической энергии за период с 01.04.2021 года по 01.05.2021 года (на основании договора №АБООЭ0003300 от 17.02.2021 года) по абоненту: ГУ МЧС России по Амурской области следует, что тарификация общежития по адресу: ***, исходя из тарифа 3,91 руб./ кВт х ч (то есть как для домов оборудованных газовыми плитами), производится исходя из показаний общедомового прибора учета - счетчика № 31603225.
Согласно п. 3 приказа ГУ МЧС России по Амурской области № 37 от 26.01.2021 года «О применении тарифов на оплату коммунальных услуг в 2021 году для служебных жилых помещений, принадлежащих на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по Амурской области» в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в областирегулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», на основании приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов в Амурской области от 11.12.2020 № 133-пр/э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категории потребителей Амурской области на 2021 год», при расчете платы за электроэнергию в 2021 году применять тарифы согласно Приложению 5, из которого следует, что для помещений, принадлежащих на праве оперативного ГУ МЧС России по Амурской области, оборудованных стационарными электроплитами на период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года установлен тариф 2,74 руб. /кВт х ч, а на период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года - 2,84 руб./ кВт х ч; для помещений, не оборудованных стационарными электроплитами на период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года - 3,91 руб./кВт х ч, а с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года - 4,05 руб. / кВт х ч..
Из Приложения 5 аналогичного приказа ГУ МЧС России по Амурской области № 332 от 16.06.2020 года следует, что для помещений, оборудованных стационарными электроплитами на период с 01.01.2020 года по 30.06.2020 года тариф составил 2, 61 руб. /кВт х ч, а с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года - 2,74 руб./ кВт х ч; для помещений не оборудованных стационарными электроплитами: с 01.01.2020 года по 30.06.2020 года - 3,73 руб./ кВт х ч, а с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года - 3,91 руб. / кВт х ч..
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании положений ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти в сфере регулирования этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 28.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», во исполнение которого Правительством РФ принято Постановление от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п.2) (далее - Правила) исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно п. 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующих порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. При этом, в соответствии с п. 38 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию. Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), которое регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
Пунктом 34 указанного Положения предусмотрено, что наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую электроплиту. В случае, если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 № 136). В случае, если на момент введения социальной нормы поставщик электрической энергии осуществлял поставку электрической энергии (мощности) в жилые дома (жилые помещения многоквартирного дома) с применением понижающего коэффициента, устанавливаемого в соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предоставление указанных подтверждений не требуется.
В силу ч. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст.ст. 307-419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащихся в настоящем Кодексе. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые ли регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В силу ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, суд считает, что поскольку при вселении ответчика в квартиру поставщик производил начисление платы истцу за электроэнергию без учета того, что в квартире ответчика установлена стационарная электрическая плита, оснований к изменению условий о порядке начисления и взимания платежей по коммунальной услуге «электроэнергия» и ее стоимости на дату рассмотрения дела судом не имеется.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11.12.2020 № 133-пр/э (в ред. приказа от 25.12.2020 № 184-пр/э) установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Амурской области на 2021 год, а также указаны примененные управлением понижающие коэффициенты при установлении данных цен (тарифов) на электрическую энергию. Аналогичным образом данное регулирование осуществлялось в 2020 году (приказ от 04.12.2019 № 140-пр/э).
Как следует из материалов дела, Управлением Государственного регулирования цен и тарифов Амурской области разъяснен порядок применения понижающего коэффициента. Так тариф на электрическую энергию, реализуемую субъектами розничного рынка электрической энергии потребителям Амурской области, на каждый календарный год утверждается для сельского населения и потребителей, приравненных к сельскому населению, а также для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в соответствующем каждому году размере с применением понижающего коэффициента 0,7 к тарифу, утвержденному для городского населения и потребителей, приравненных к городскому населению (за исключением перечисленных выше). Отсутствие поставки газа в многоквартирный жилой дом и, как следствие, использование жильцами дома бытовых электроплит при приготовлении пищи, не является основанием для применения тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7. Тариф на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7 может быть применен к потребителям, которые индивидуально оборудовали свои квартиры стационарными электроплитами в установленном порядке. Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: обратиться в организацию, эксплуатирующую внутридомовую электрическую сеть, на предмет: изучения возможности использования существующей в доме электрической проводки для обеспечения дополнительной электрической нагрузки; получения технических условий на увеличение пропускной способности электрической проводки, или на устройство отдельного электрического ввода для квартиры или дома в целом; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом. Документом, отражающим все технические характеристики жилого многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию, и устанавливающим, в том числе тип плит для пищеприготовления, предусмотренный в доме, является технический паспорт нажилой дом, в который необходимо внести изменения в случае оборудования дома стационарными электрическими плитами. После проведения вышеуказанных мероприятий гражданину - потребителю следует обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением об изменении тарафа на электрическую энергию.
Судом установлено, что вышеуказанный порядок оборудования квартиры электроплитой Петренко Е.В. не соблюден и, как следствие, основания для применения тарифа с понижающим коэффициентом в данном случае отсутствует.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России, содержащимся в Письме от 07.04.2017 № ВК/23160/17, при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям. Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома и соответствующие изменения внесены в технический паспорт. Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора.
Из представленного в материалы дела технического паспорта на дом № *** (Пожарное депо) не усматривается, что в благоустройство площади здания входит оборудование его помещений стационарными электрическими плитами. Таким образом, при составлении и утверждении проектной документации для инженерной системы данного объекта недвижимого имущества изначально не была предусмотрена установка стационарных электрических плит.
В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств соблюдения им установленного законодателем порядка оборудования квартиры № *** стационарной электрической плитой, а также доказательств обращения к истцу с заявлением об оснащении в установленном законом порядке помещения, в котором он проживает, стационарной электрической плитой.
Таким образом, в данном случае со стороны ответчика имеет место факт самовольной установки электрической плиты, которая на данный момент продолжает эксплуатироваться. При этом, достаточно длительный период каких-либо предписаний о запрете эксплуатации данной электрической плиты ответчику контролирующими органами не выдано, соответствующих исковых требований, направленных на запрет использования плиты в квартире ответчика, истцом не заявлено.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных положений закона, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, и необходимости их удовлетворения в полном объеме, поскольку заявленная ко взысканию, с учетом уточнений, задолженность по оплате коммунальных услуг за период с апреля 2018 года по май 2021 года, исходя из расчета оплаты услуг по энергоснабжению с применением тарифов для домов, оборудованных газовыми плитами, имеет место.
В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11794 рубля 32 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Петренко Е. В. в пользу Главного управления МЧС России по Амурской области задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 11794 рубля 32 копейки.
Взыскать с Петренко Е. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд, в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Чешева
Решение в окончательной форме составлено 11 августа 2021 года.