дело № 2а – 11 – 457/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка                                                                              07 августа 2019 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Федоровой В.Б., с участием прокурора Окуловского района Новгородской области Егорова М.А., представителя административного ответчика Совета депутатов Окуловского городского поселения Нестеровой Т.В., заинтересованного лица Евдокимова А.Б., заинтересованного лица Карышева А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах Российской Федерации, Окуловского муниципального района и неопределенного круга лиц к Совету депутатов Окуловского городского поселения об оспаривании ненормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Прокурор Окуловского района Новгородской области в интересах Российской Федерации, Окуловского муниципального района и неопределенного круга лиц обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с административным исковым заявлением к Совету депутатов Окуловского городского поселения об оспаривании ненормативного правового акта. В обоснование административных исковых требований прокурор Окуловского района Новгородской области указал, что в результате проверки исполнения депутатами Совета депутатов Окуловского городского поселения законодательства о противодействии коррупции установлен факт предоставления депутатами Совета депутатов Окуловского городского поселения Евдокимовым А.Б. и Карышевым А.Е. недостоверных (неполных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. 29 марта 2019 года прокуратурой Окуловского района Новгородской области в Совет депутатов Окуловского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором представительному органу предложено принять меры к устранению допущенных депутатами нарушений закона в соответствии с полномочиями представительного органа местного самоуправления, то есть принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, нарушивших требования антикоррупционного законодательства. Представление прокурора Окуловского района Новгородской области рассмотрено Советом депутатов Окуловского городского поселения 02 апреля 2019 года, по результатам рассмотрения принято решение № 147 «О рассмотрении представления прокурора Окуловского района «Об устранении нарушений о противодействии коррупции», которое не содержит положений о досрочном прекращении полномочий депутатов. Изложенные обстоятельства, по мнению прокурора Окуловского района Новгородской области, позволяют просить суд о признании решения представительного органа местного самоуправления не соответствующим ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязании последнего на ближайшем заседании повторно рассмотреть представление.

Прокурор Окуловского района Новгородской области Егоров М.А. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Окуловского городского поселения Нестерова Т.В. административные исковые требования не признала.

Заинтересованные лица Евдокимов А.Б. и Карышев А.Е. возражали против удовлетворения административного искового заявления, одновременно показали, что умысла предоставить заведомо недостоверные или неполные сведения не имели.

Выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, установленный ст. 219 КАС РФ, прокурором Окуловского района Новгородской области не пропущен.

Полномочия Совета депутатов Окуловского городского поселения принять оспариваемое прокурором Окуловского района Новгородской области, действующим в интересах Российской Федерации, Окуловского муниципального района и неопределенного круга лиц, решение определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе депутат, член выборного органа местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупции, согласно ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», осуществляется путем применения ряда основных мер, в том числе, установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 7.3-1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определятся, в том числе, виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

В ст. 30 Устава Окуловского городского поселения установлена обязанность депутата Окуловского городского поселения соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Полномочия депутата Совета депутатов Окуловского городского поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Евдокимов А.Б. и Карышев А.Е. на основании постановления Территориальной избирательной комиссии Окуловского района от 14 сентября 2015 года № 171/4-3 являются депутатами Совета депутатов Окуловского городского поселения.

Прокуратурой Окуловского района Новгородской области в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлен факт предоставления депутатами Совета депутатов Окуловского городского поселения Евдокимовым А.Б. и Карышевым А.Е. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. В установленный законом месячный срок депутаты Совета депутатов Окуловского городского поселения Евдокимов А.Б. и Карышев А.Е. уточненные сведения также не предоставили. Изложенные обстоятельства заинтересованные лица Евдокимов А.Б. и Карышев А.Е. не оспаривали.

29 марта 2019 года прокурор Окуловского района Новгородской области председателю Совета депутатов Окуловского городского поселения внес представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено безотлагательно рассмотреть последнее на заседании Совета депутатов Окуловского городского поселения, принять меры к устранению допущенных депутатами Совета депутатов Окуловского городского поселения нарушений закона в соответствии с вышеуказанными полномочиями представительного органа местного самоуправления.

02 апреля 2019 года на заседании Совета депутатов Окуловского городского поселения рассмотрено представление прокурора Окуловского района Новгородской области и принято решение представление прокурора Окуловского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» оставить без удовлетворения, учесть представление прокурора Окуловского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» для дальнейшего недопущения аналогичных нарушений впредь.

09 апреля 2019 года в прокуратуру Окуловского района Новгородской области председателем Совета депутатов Окуловского городского поселения Нестеровой Т.В. направлено письмо «О рассмотрении представления», содержащее информацию о рассмотрении представления, к письму приложено приложение на 1л. в 1 экз. – решение Совета депутатов Окуловского городского поселения от 02 апреля 2019 года № 147.

Письмо председателя Совета депутатов Окуловского городского поселения Нестеровой Т.В. поступило в прокуратуру Окуловского района Новгородской области 10 апреля 2019 года.

Изложенное свидетельствует о том, что Совет депутатов Окуловского городского поселения при наличии соответствующих оснований в срок, установленный ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 03 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не исполнил обязанность досрочно прекратить полномочия депутатов Совета депутатов Окуловского городского поселения Евдокимова А.Б. и Карышева А.Е., в то время как требование о виде принимаемого решения представительного органа муниципального образования (досрочное прекращение полномочий) является императивным и безальтернативным, так как на момент рассмотрения представления прокурора в ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствующие изменения, касающиеся видов меры ответственности, применяемой к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, внесены не были.

На данный момент соответствующий Областной закон Новгородской области, определяющий Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как и муниципальный правовой акт аналогичного характера, не приняты, в связи с чем на момент рассмотрения административного искового заявления отсутствуют основания для вывода о дискреции представительного органа местного самоуправления в принятии решения о применении меры ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Доказательств того, что содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, представителем административного ответчика Совета депутатов Окуловского городского поселения Нестеровой Т.В., обязанной в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ доказать данные обстоятельства, суду не представлено.

Оспариваемый прокурором Окуловского района Новгородской области ненормативный правовой акт Совета депутатов Окуловского городского поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, обязанные проявлять должную осмотрительность и добросовестность при исполнении публичных обязанностей.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть приято решение, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений (ст. 227 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2019 ░░░░ № 147 «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░░ 40 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ № 131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                     ░.░. ░░░░░░

2а-457/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Окуловского района Новгородской области
Ответчики
Совет депутатов Окуловского городского поселения
Другие
Карышев А.Е.
Евдокимов А.Б.
Карышев Аркадий Евгеньевич
Евдокимов Александр Борисович
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
10.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
10.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
02.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2019[Адм.] Судебное заседание
04.04.2020Регистрация административного искового заявления
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее