Решение по делу № 12-4/2022 (12-52/2021;) от 29.11.2021

УИД 68RS0012-01-2021-001498-42

№ 12-4/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

21 февраля 2022 г.              г. Мичуринск

Судья Мичуринского районного суда Тамбовской области Туровская М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Транснефть-Дружба» на постановление ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора по ООПТ и в сфере охоты, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дьякова Александра Алексеевича № 04-303/2021 от 10 ноября 2021 г. о привлечении Акционерного общества «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора по ООПТ и в сфере охоты, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дьякова А.А. № 04-303/2021 от 10 ноября 2021 г. Акционерное общество «Транснефть-Дружба» (далее - АО «Транснефть-Дружба») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Акционерное общество «Транснефть-Дружба» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в оспариваемом постановлении указано, что в АО «Транснефть-Дружба» в нарушение Приказа Минприроды России № 74 от 28 февраля 2018 г. «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» в программе производственного экологического контроля (далее Программа ПЭК) отсутствует раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» и подразделы: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте; сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных, однако данные выводы административного органа не соответствуют действительности, так как в Программе ПЭК ЛПДС «Никольское», утвержденной 23 октября 2020 г. все эти разделы и подразделы имеются. Также в постановлении указано, что в плане-графике наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, однако план-график наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в составе программы ПЭК ЛПДС «Никольское» содержит информацию об используемых методах и методиках измерений (графа 7 плана-графика Шифр НД на методику выполнения измерений), при этом следует учесть, что информация об используемых методах и методиках измерений не влияет на содержание программы ПЭК, а также на цели, установленные программой ПЭК, отвечающие соблюдению требований в области окружающей среды.

В судебном заседании представители АО «Транснефть-Дружба» Черников А.В. и Стовпец А.И. доводы жалобы поддержали

Лицо, вынесшее оспариваемого постановление     - ведущий специалист-эксперт межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора по ООПТ и в сфере охоты, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дьяков А.А. в своем ходатайстве от 21 февраля 2022 г. просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность, установленную ст. 8.1 КоАП РФ.

Как следует из постановления должностного лица, в ходе проверки ЛПДС «Никольское» МРУ АО «Транснефть-Дружба», категория риска значительная, категория объекта II, было установлено, что программа ПЭК за 2020 г. не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а именно в программе ПЭК отсутствует раздел Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а плане-графике наблюдений отсутствуют методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В силу статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2)

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (п.3).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее Требования)

    Как следует из п. 2 указанных Требований программа должна содержать разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

    Согласно п. 4 Требований раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ;

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных

    Согласно п. 9.1 Требований подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений

    В пункте 9.1.5 отражено, что План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

Из представленных АО «Транснефть-Дружба» документов следует, что 23 октября 2020 г. на ЛПДС «Никольское» Мичуринского РУ АО «Транснефть-Дружба» утверждена программа производственного экологического контроля (ПЭК), вопреки доводам, указанным в постановлении по делу об административном правонарушении, эта программа соответствует требования к содержанию программы производственного экологического контроля, в том числе в ней отражен раздел Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников и соответствующие подразделы, в представленном плане-графике контроля атмосферного воздуха на границе СЗЗ ЛПДС «Никольское» в столбце шифр НД на методику выполнения измерений имеются ссылки на методику РД 52.04.792-2014 – массовая концентрация оксида и диоксида азота в пробах атмосферного воздуха методика измерений фотометрическим методом с использованием сульфаниловой кислоты и I-нафтиламина, и на методику ФР.1.31.2008.05220 – методика выполнения измерений массовой концентрации сероводорода в воздухе атмосферы фотометрическим методом.

Таким образом, обстоятельства по доводам жалобы нашли свое подтверждение при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, исходя из документов, представленных в материалы дела, обязанности, возложенные законодательством, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность, обществом исполнены.

При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Транснефть-Дружба» прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора по ООПТ и в сфере охоты, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дьякова Александра Алексеевича № 04-303/2021 от 10 ноября 2021 г. о привлечении Акционерного общества «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ отменить.

    Производство по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Транснефть-Дружба» – прекратить, связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья                                    М.В. Туровская

12-4/2022 (12-52/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Транснефть-Дружба"
Суд
Мичуринский районный суд Тамбовской области
Судья
Калинина Ольга Васильевна
Статьи

8.1

Дело на сайте суда
michurinskyrs.tmb.sudrf.ru
29.11.2021Материалы переданы в производство судье
01.12.2021Истребованы материалы
21.12.2021Материалы переданы в производство судье
19.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее