УИД 32RS0027-01-2024-005859-13
Дело № 12-366/2024 Судья Колесников П.Е.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 21-133/2024
1 ноября 2024 года г. Брянск
Судья Брянского областного суда Цуканов Д.А. в порядке подготовки к рассмотрению жалобы защитника ФИО1, действующей в интересах Новозыбковской городской администрации Брянской области, на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Брянской области ГМУ ФССП России от 17 июня 2024 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 26 сентября 2024 года, вынесенные в отношении Новозыбковской городской администрации Брянской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Брянской области ГМУ ФССП России от 17 июня 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 26 сентября 2024 года, Новозыбковская городская администрация Брянской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда защитником ФИО1, действующей в интересах Новозыбковской городской администрации Брянской области, подана жалоба в Брянский областной суд.
Разрешая вопрос о принятии настоящей жалобы к рассмотрению, прихожу к следующему.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.2, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 данного Кодекса.
Частью 1 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
По смыслу положений главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе возвратить без рассмотрения жалобу на постановление (решение) по делу об административном правонарушении в том случае, если имеются обстоятельства, препятствующие ее принятию к рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 приведенного Кодекса.
К их числу относятся, в частности, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5).
Согласно правовой позиции, содержащейся в абзаце четвертом пункта 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан. Указанный вывод подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 года № 91-О.
При подаче жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, лицо, действующее на основании доверенности, обязано подтвердить наличие у него полномочий на подписание и подачу жалобы на такое решение.
К жалобе ФИО1 приложена копия доверенности от 4 июля 2024 года № 1-5304, выданной на представление последней интересов Новозыбковской районной администрации Брянской области, которая не отвечает названным выше требованиям.
Объем полномочий, которыми ФИО1 наделена указанной доверенностью, не предоставляет ей право на подписание и подачу жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в рамках производства по делу об административном правонарушении, такое право в доверенности специально не оговорено. Указанной доверенностью ФИО1 наделена полномочиями представлять интересы Новозыбковской городской администрации Брянской области в производстве по делу №-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном Специализированным отделением судебных приставов по Брянской области ГМУ ФССП России в отношении доверителя, в связи с чем вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и др., в том числе вправе обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: в судах, в том числе арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Однако указанная в доверенности формулировка о правомочии указанного лица пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не может подменить предъявляемые к доверенности требования и не дает право ФИО1 обжаловать решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Таким образом, необходимые полномочия в соответствии с законом подателем жалобы не оформлены, ФИО1 не входит в перечень лиц, перечисленных в указанных выше нормах права, и не обладает правом обжалования состоявшегося решения судьи Советского районного суда г. Брянска по жалобе на постановление делу об административном правонарушении в отношении Новозыбковской городской администрации Брянской области.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судьей районного суда ФИО1 была допущена к участию в производстве по настоящему делу об административном правонарушении в качестве защитника Новозыбковской городской администрации Брянской области, что выразилось в подаче ею жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и в направлении в электронной форме письменного ходатайства о рассмотрении жалобы без ее участия, в котором последняя поддержала доводы, изложенные в жалобе, и просила отменить постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Из буквального содержания данной нормы следует, что лицо, допущенное к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, вправе обжаловать только постановление по делу.
Соответствующий подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных актов, например, в решениях от 20 марта 2023 года № 38-АД23-1-К1, от 17 апреля 2020 года № 44-АД20-6 и др.
В связи с чем допуск ФИО1 судьей районного суда к участию в деле в качестве защитника не предоставляет ей права на обжалование решения судьи районного суда, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Вышеизложенное исключает возможность принятия жалобы к рассмотрению Брянским областным судом и разрешению ее по существу в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем она подлежит возвращению без рассмотрения заявителю, а дело – в Советский районный суд г. Брянска.
При этом следует отметить, что Новозыбковская городская администрация Брянской области не лишена возможности через законного представителя или с привлечением защитника защитить свои права в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем обращения с жалобой на вступившее в законную силу решение судьи районного суда с соблюдением установленного процессуального порядка обжалования.
Руководствуясь статьями 29.12, 30.3-30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Брянского областного суда
определил:
жалобу защитника ФИО1, действующей в интересах Новозыбковской городской администрации Брянской области, на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Брянской области ГМУ ФССП России от 17 июня 2024 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 26 сентября 2024 года, вынесенные в отношении Новозыбковской городской администрации Брянской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить заявителю без рассмотрения.
Дело возвратить в Советский районный суд г. Брянска.
Определение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.А. Цуканов