Дело № 2-2410/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Микитюк О.А., при секретаре Писанец В.В., с участием представителя ответчика О.А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.Л.А. к ФИО9 об отмене решения, об установлении факта имеющего юридическое значение, о понуждении произвести перерасчет пенсии,-
УСТАНОВИЛ:
О.Л.А. обратилась в суд с иском, в котором просит отменить решение ФИО9 № 685560/18 от 01.10.2018 года об отказе в включении в расчет пенсии справок о заработной плате: № 01-20-849/3 от 23.08.2017 г., № 01-20-849/4 от 23.08.2017 г.; установить факт получения О.Л.А. заработной платы в ФИО11 и ФИО12 в период с 01.04.1992 года по август 1996 год в карбованцах, с 01.09.1996 года по декабрь 2001 года включительно в денежной единице - гривне согласно справок о заработной плате № 01-20-849/3 от 23.08.2017 г.,. № 01-20-849/4 от 23.08.2017 г., выданной Архивным отделом (Муниципальным архивом) ФИО13; а также, обязать ФИО9 произвести перерасчет пенсии О.Л.А. с учетом включения заработка (дохода) застрахованного лица для начисления пенсии период с апреля 1992 года по август 1996 год в карбованцах, с 01.09.1996 года по декабрь 2001 года включительно в денежной единице - гривне согласно справок о заработной плате №>01-20-849/3 от 23.08.2017 г., № 01-20-849/4 от 23.08.2017 г., выданной Архивным отделом (Муниципальным архивом) ФИО13 о составляющих заработной платы. Произвести перерасчет пенсии с 09.10.2018 года.
Требования мотивированы тем, что она достигла пенсионного возраста, обратилась в ФИО9 с целью назначения пенсии. Однако, в принятии вышеуказанных справок ей было отказано в связи с тем, что в них не указано наименование денежной единицы, в которой выплачивалась зарплата. В представленных справках имеется примечание о том, что за указанный в справке период наименование денежной единицы не указано и в ведомостях о начислении заработной платы. Поэтому уточнить содержание справки и устранить имеющие недостатки другим способом не имеет. По указанной причине истцу было рекомендовано обратиться в суд.
В судебное заседании истец представила телефонограммы, в которой требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что предоставленные истцом архивные справки содержит сведения о начисленной заработной плате за периоды с 1992 г. по 1996 г., однако наименование денежных единиц не указано. Согласно Приказу Минтруда России от 28.11.2014 № 958 н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для исчисления пенсии учитывается заработная плата за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года предусмотрена ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом предусмотрены определенные законом формулы для расчета пенсионного капитала, для которых требуется справка о заработной плате за любые 60 месяцев подряд. Однако поскольку денежные единицы в справке не указаны, фонд лишен возможности рассчитать пенсию.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась О.Л.А., что подтверждается паспорта гражданина РФ (л.д.6)
Согласно Решения Управления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) № 180000053364/685560/18 от 01.10.2018 О.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в Управлении с 09.10.2018. Размер пенсии при ее назначении с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 11135 руб. 80 коп.
Одновременно с подачей заявления о назначении пенсии 28.09.2018 истицей предоставлены справки о суммах заработка № 01-20-849/2, № 01-20-849/3, № 01-20-849/4 от 23.08.2017, выданные Архивным отделом (муниципальным архивом) ФИО13.
При исчислении пенсии учтена заработная плата за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 за период с января 1984 года по архивной справке о суммах заработка № 01-20-849/2 от 23.08.2017, выданной Архивным отделом (муниципальным архивом) ФИО13, коэффициент заработной платы при начислении части пенсионного капитала за период стажа до 2001 года в соответствии с этой справкой составил 0,499 (максимально возможный коэффициент 1,2).
01.10.2018 за № 685560/18 Управлением принято Решение об отказе в включении в расчет пенсии справки о заработной плате за периода с 01.04.1992 по 31.12.2001 по архивным справкам № 01-20-849/3 и № 01-20-849/4 от 23.08.2017, выданным Архивным отделом (муниципальным архивом) ФИО13, поскольку в них не указаны денежные единицы.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Соответственно, у О.Л.А. право на пенсию возникло с 09.10.2018.
Реализация права граждан РФ на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (то есть с 01 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 ст. 36).
Положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в настоящее время в целях определения размеров страховых пенсий.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (п. 2).
При этом варианты определения расчетного размера пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Согласно Приказу Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35496) для исчисления пенсии учитывается заработная плата за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что для начисления пенсии предоставляется справка о заработной плате установленного образца, выданная работодателем либо архивным учреждением.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Соглашением «О гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Пунктом 3 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
В период с 01.01.1991 по 31.03.1992 заработная плата на территории Украины выплачивалась в рублях СССР.
В период с 01.04.1992 по 11.11.1992 заработная плата на территории Украины выплачивалась в купонах согласно Постановлению Президиума Верховной Рады Украины № 1809-XII от 14.11.1991 «О национальной валюте в Украине» и совместному Постановлению Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 04.04.1992 № 171 «О расширении введения в оборот купонов многоразового использования».
В период с 12.11.1992 по 01.09.1996 заработная плата на территории Украины выплачивалась в карбованцах согласно Указу Президента Украины от 07.11.1992 № 549/92 «О реформе денежной системы Украины».
В период с 02.09.1996 заработная плата на территории Украины выплачивалась в гривнях Украины согласно Указу Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996 «О денежной реформе в Украине».
Согласно Указу Президента Украины № 762/96 от 25 августа 1996 года «О денежной реформе в Украине» с 02 сентября 1996 года на территории Украины введена национальная денежная единица - гривна. Наименование и сроки введения национальной валюты в государствах, ранее входивших в состав СССР, подтверждено Указанием от 18 января 1996 года № 1-1-У Министерства социальной защиты населения Российской Федерации «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших Республик Союза ССР».
Указом Президента от 7 ноября 1992 «О реформе денежной системы Украины», начиная с 12 ноября 1992 года на территории Украины прекращено функционирование рубля в денежном обращении.
25 августа 1996 года Президентом Украины подписан Указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому Национальному банку Украины было поручено с 2 сентября 1996 ввести в обращение гривневые банкноты и монеты и прекратить эмиссию купонов многоразового использования.
С 16 сентября 1996 года купоно-карбованцы перестали быть законным средством платежа на территории Украины.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что после распада Советского Союза в Украине сначала использовали отрезные купоны, которые находились в обращении с ноября 1990 г. по декабрь 1991 г. А начиная с 10 января 1992 г. на смену отрезным купонам пришли купоно-карбованцы и в период с января 1992 по 1996 гг. денежной единицей Украины были купоно-карбованцы.
Поскольку вопрос о денежных единицах в Украине разрешался на уровне законодательства, которое распространялось на всю территорию Украины, в связи с чем, денежные единицы - гривна с 1996 года по 2001 год, были единственным платежным средством на Украины, в законодательных актах Украины содержатся сведения о сроках введения национальной валюты в Украине, в связи с чем, ФИО9 не лишен возможности самостоятельно определить в какой валюте выплачивалась заработная плата работникам в указанные периоды.
Исходя из изложенного суд считает необходимым обязать ФИО9 принять архивные справки № 01-20-849/3 и № 01-20-849/4 от 23.08.2017, выданные Архивным отделом (муниципальным архивом) ФИО13 и произвести расчет пенсии с учетом заработной платы за указанный в справках период, начиная с 09.10.2018 года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
По общему правилу, предусмотренному в п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из разъяснений, данных в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
иск удовлетворить.
Отменить решение ФИО9 № 685560/18 от 01.10.2018 об отказе в включении в расчет пенсии О.Л.А. справок о заработной плате № 01-20-849/3 и № 01-20-849/4 от 23.08.2017.
Установить факт получения О.Л.А. заработной платы в ФИО11 и ФИО12 в период с 01.04.1992 года по 11 ноября 1992 - в купонах, с 12 ноября 1992 по 01.09.1996 год. в карбованцах, с 01.09.1996 года по декабрь 2001 года включительно в денежной единице – гривне, согласно справок о заработной плате № 01-20-849/3 и № 01-20-849/4 от 23.08.2017, выданных Архивным отделом (муниципальным архивом) ФИО13.
Обязать ФИО9 при предоставлении истицей оригиналов выше указанных справок произвести перерасчет пенсии О.Л.А. с учетом включения заработка (дохода) застрахованного лица для начисления пенсии период с 01.04.1992 года по 11 ноября 1992 - в купонах, с 12 ноября 1992 по 01.09.1996 год. в карбованцах, с 01.09.1996 года по декабрь 2001 года включительно в денежной единице – гривне, согласно справок о заработной плате № 01-20-849/3 и № 01-20-849/4 от 23.08.2017, выданных Архивным отделом (муниципальным архивом) ФИО13 о составляющих заработной платы, начиная с 09.10.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий (подпись) О.А. Микитюк
Копия верна: судья- секретарь-