УИД 04RS0010-01-2022-000450-58 №2-456/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Редикальцевой Н.Н., единолично,
при секретаре Цыденовой С.В.,
с участием помощника судьи Чернышевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.П. к Военному комиссариату по Иволгинскому и Тарбагатайскому району Республики Бурятия, Военному комиссариату по Республике Бурятия, Призывной комиссии по Тарбагатайскому району о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, Алексеев В.П. просил взыскать с Военного комиссариата по Иволгинскому и Тарбагатайскому району Республики Бурятия, Призывной комиссии по Тарбагатайскому району компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 руб. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ военная комиссия поставила неверный диагноз Алексееву, согласно военного билета на имя истца и ответа РВК на основании статьи «20б» ДД.ММ.ГГГГ признан В- ограничено годен к военной службе (диагноз – олигофрения в легкой степени дебильности). Согласно заключению комиссии врачей судебно-психиатрических экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ ранее выставленный диагноз олигофрения в легкой степени дебильности в настоящее время не подтверждается результатами настоящего обследования, его следует считать ошибочным. Истец очень хотел служить в армии и защищать свою родину, развиваться по карьерной лестнице военного дела, но по ошибочному заключению военной комиссии или их ошибки он не мог этого сделать, хотя он не раз обращался в военкомат, но его попросту выгоняли и закрывали перед ним дверь. В жизни истца это заключение военной комиссии мешало много во многих случаях, даже устроиться на работу, что ухудшало его материальное положение, если бы не это заключение, в жизни истца все было по-другому.
В судебное заседание истец Алексеев В.П. не явился, извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по <адрес>. Организовать видеоконференцсвязь с участием истца не представилось возможным, как следует из ответа ОСУ ФКУ ИК-16 ДД.ММ.ГГГГ в здании, где установлено оборудование для видеоконференцсвязи произошло возгорание, в связи с чем обеспечение участие осужденных в судебном заседании посредством ВКС не представляется возможным.
Представитель ответчика Военного комиссариата по Республике Бурятия Токарева М.Ю. просила в удовлетворении исковых требований отказать, на том основании, что Алексеев В.П. состоял на воинском учете в Военном комиссариате по Иволгинскому и Тарбагатайскому району Республики Бурятия. При первичной постановке истца был собран полный анамнез, на основании которого была внесена запись в книгу протоколов заседания призывно комиссии <адрес>, о наличии заболевания олигофрения в легкой степени, отставание в программе школьного образования, низкий уровень знаний. В связи с выявленным заболеванием Алексеев В.П. был направлен в Республиканский психоневрологический диспансер на обследование, следовательно, после была назначена явка на повторное освидетельствование на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года №390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» решением призывной комиссии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ постановлен диагноз и выставлена категория годности к военной службе по ст. 20 б «В», к данной категории относится умственная отсталость легкой степени. При установлении диагноза определяющее значение имеют клинические диагностические критерии в сочетании с результатами экспериментально-психологического исследования мышления и интеллекта (коэффициент умственного развития в диапазоне 50-69 по результатам полного психометрического исследования интеллекта по Д. Векслеру). Если при установлении этого диагноза результаты врачебного обследования не соответствуют характеризующим данным, обследование в стационарных условиях обязательно. Заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по категориям, предусмотренными в Постановлении №390. После выставления диагноза Алексееву В.П. он имел право оспорить данный диагноз и уведомить об этом военный комиссариат. Военный комиссар при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщил бы его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направил гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если бы заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпало по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. Поскольку заключение врачей-специалистов о негодности Алексеева к военной службе не было им оспорено, что регулирует ФЗ от 28 марта 1998 года №53 «О воинской обязанности и военной службе», истец признал его законным и с ним согласился, при этом истец утверждает о своих намерениях службы в рядах Вооруженных сил России, рассуждая о военной карьере. Имея заключение призывной комиссии, которое якобы противоречило жизненным целям истца, он не воспользовался правом оспаривания вынесенного решения в судебном порядке, и ДД.ММ.ГГГГ получил военный билет. Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения морального вреда ответчиками, истцом приводятся лишь устные размышления о сложившейся жизненной ситуации.
Представитель ответчика Военного комиссариата по Иволгинскому и Тарбагатайскому району Республики Бурятия, Призывной комиссии по Тарбагатайскому району Мергинева Т.Н. исковые требования не признала, просила в иске отказать, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя ответчика Токаревой М.Ю.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник центра военно-врачебной экспертизы <данные изъяты> суду пояснила, что медицинское освидетельствование граждан в рамках призывной кампании выполняется врачами-специалистами, выделенными территориальными медицинским организациями для этой цели и включенными в персональный состав призывной комиссии муниципального образования (п. 9 Постановления Российской Федерации №565 от 4 июля 2013 года «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе». При медицинском освидетельствовании определяется категория годности к военной службе гражданину с учетом диагноза, установленного при обследовании в медицинской организации. С учетом пункта 21 данного Постановления, за результаты обследования, в том числе обоснованность диагноза, отвечает главный врач медицинской организации, в которой обследовался гражданин по направлению военного комиссариата, а военный комиссариат только контролирует своевременное завершение обследования. В 2001 году порядок и правила медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяло Постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе». На основании п. 20 Положения по решению призывной комиссии <адрес> Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.П. был направлен на обследование в Республиканский психоневрологический диспансер с диагнозом «олигофрения в легкой степени дебильности», что соответствовало статье 20 «б» Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе. В соответствии со ст. 29 Федерального закона № «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления освобождений от призыва на военную службу. В указанном документе – Приложения 1 зафиксировано, что призывная комиссия Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ подтвердила обоснованность заключения о категории годности Алексеева В.П. По представленным сведениям РПНД ДД.ММ.ГГГГ Алексееву В.П. проведена судебно-психиатрическая экспертиза с диагнозом «эмоционально-неустойчивое расстройство личности на резидуальном фоне» (F 60.31). Граждане с данной патологией при призыве на военную службу подлежат освидетельствованию на основании ст. 17 «в» графы I Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (действующего в настоящее время), а также ст. 18 «б» Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действующего в 2001 году) с категорией годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе. На основании п. 1 «а» ст. 23 Федерального закона № «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются от призыва на военную службу по состоянию здоровья и зачисляются в запас Вооруженных сил Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время пересмотренный диагноз Алексеева В.П. сохраняет ранее установленную в 2001 году категорию годности к военной службе.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.12.1994 г. № 10, судам следует установить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо указанные законом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В период призыва истца на военную службу правовое регулирование в области обязанности и военной службы осуществлялось в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон №), а также Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение).
Согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 3 ст. 5.1).
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование (п. 5.1 ст. 5.1).
Согласно п. 2 Положения для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии (далее соответственно именуются - ВВК и ВЛК).
На ВВК возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) граждан, призываемых на военные сборы (п. 3 Положения).
Под освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности, службе в органах, разрешение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).
Заключения ВВК (ВЛК) выносятся в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ВВК (ВЛК) (п. 6 Положения).
Гражданин может обжаловать в вышестоящую ВВК (ВЛК) или в суд вынесенное в отношении его заключение ВВК (ВЛК). По решению вышестоящей ВВК (ВЛК) или суда гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование (п. 7 Положения).
Согласно п. 8 Положения, для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинских учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главы местного самоуправления района, города (без районного деления) по представлению соответствующего военного комиссара привлекаются врачи-специалисты, средний медицинский персонал медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт в редакции, введенной в действие с 11 ноября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1998 года N 1232).
В силу п. 10 Положения Министерство обороны Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывает требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые включаются в расписание болезней и таблицу дополнительных требований к состоянию здоровья граждан согласно приложению.
Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние их здоровья и физического развития и на основании которых определяются их категории годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии может быть направлен в медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения (п. 20 Положения).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Судом установлено, что Алексеев В.П. состоял на воинском учете Военном комиссариате по Иволгинскому и Тарбагатайскому району Республики Бурятия.
При первичной постановке истца был собран полный анамнез, на основании которого была внесена запись в книгу протоколов заседания призывно комиссии Тарбагатайского района, о наличии заболевания олигофрения в легкой степени, отставание в программе школьного образования, низкий уровень знаний. В связи с выявленным заболеванием Алексеев В.П. был направлен в Республиканский психоневрологический диспансер на обследование, после была назначена явка на повторное освидетельствование на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии <адрес> Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Алексееву В.П. постановлен диагноз «олигофрения в легкой степени дебильности» и выставлена категория годности к военной службе по ст. 20 б «В».
На основании заключения призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Алексееву В.П. был выдан военный билет, что следует из ведомости на выдачу военнообязанным за ДД.ММ.ГГГГ года.
Обосновывая свои требования, истец ссылается на заключение комиссии врачей-судебно-психиатрических экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Алексеев В.П. хроническим психическим расстройством, слабоумием не страдал и не страдает. Обнаруживает признаки эмоционально-неустойчивого расстройства личности на резидуально-органическом фоне (МКБ-10: F 60.31). Ранее выставленный призывной комиссией диагноз «олигофрения в легкой степени дебильности» в настоящее время не подтверждается результатами обследования, его следует считать ошибочным.
Между тем, сомневаться в решении призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и установлении категории годности Алексееву В.П., у суда не имеется. Алексееву В.П. было известно о решении призывной комиссии, однако он его не обжаловал, соответственно был с ним согласен.
Кроме того, указание заключением комиссии судебно-психиатрических экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ранее выставленный призывной комиссией диагноз «олигофрения в легкой степени дебильности» в настоящее время не подтверждается результатами обследования, и его следует считать ошибочным, не свидетельствует о том, что на момент медицинского освидетельствования Алексеева В.П. в ДД.ММ.ГГГГ года данный диагноз был поставлен ошибочно, поскольку призывная комиссия Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ подтвердила обоснованность заключения о категории годности Алексеева В.П.
Таким образом, доводы истца о необоснованном заключении призывной комиссии и причинению истцу в связи с этим морального вреда в виде невозможности военной службы, устройства на работу, и устройства иной жизни, суд находит несостоятельными, и опровергаются материалами дела.
Поскольку истцом не доказан факт нарушения ответчиками личных неимущественных прав истца, а также достоинству личности, здоровью, жизни и другим нематериальным благам истца, поэтому суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Алексеева В.П. к Военному комиссариату по Иволгинскому и Тарбагатайскому району Республики Бурятия, Военному комиссариату по Республике Бурятия, Призывной комиссии по Тарбагатайскому району о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Н.Н. Редикальцева
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ