Решение по делу № 11-37/2018 от 31.07.2018

                     Дело № 11-37/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2018 года                      г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего                 А.Ю. Балакиревой,

при секретаре                     Е.С. Биёвой,

рассмотрев в порядке апелляционного производства гражданское дело № 11-37/2018 по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам на решение мирового судьи судебного участка № 1 г. Каменского района Алтайского края от 23 января 2018 года по делу по иску прокурора Баевского района в интересах Горячевой Елены Владимировны к Управлению социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баевского района Алтайского края в интересах Горячевой Е.В. обратился в суд к Управлению социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Горячева Е.В. относится к категории педагогических работников и с *** являлся получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, проживающий в сельских населенных пунктах Алтайского края. За период с *** года компенсация потребленной электроэнергии выплачена Горячевой Е.В. не в полном объеме. Общая сумма недополученной компенсации составила 22294,22 рублей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам недополученную за период с *** по *** года сумму компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии в пользу Горячевой Е.В. в размере 22294,22 руб.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Каменского района Алтайского края от 23 января 2018 года исковые требования удовлетворены. С Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края взыскана недополученная компенсация затрат на электроэнергию за период с *** по *** года в пользу Горячевой Е.В. в размере 22294 рубля 22 копейки.

В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевским районам просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99, указано, что компенсации педагогическим работникам подлежат только расходы на освещение жилого помещения, а не электроэнергию, используемую для удовлетворения иных потребностей педагогических работников. При этом при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вывод мирового судьи о том, что нормы федерального законодательства, нормативные правовые акты Алтайского края не устанавливают порядок оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, является необоснованным. Ни федеральные законы, ни законы Алтайского края не регулируют вопросы, связанные с техническим обеспечением помещений приборами учета электроснабжения. Указание в решении суда на то, что освещение жилого помещения включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации по этому вопросу, выраженной в определении от 12.03.2008 года № 10-Г08-1.

В возражениях на апелляционную жалобы прокурор Баевского района просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевским районам Абрамова Л.К. поддержала апелляционную жалобу, просила ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании прокурор Андреева Л.В. просила решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Материальный истец Горячева Е.В. и представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, законность и обоснованность решения, изучив доводы жалобы и возражений на нее, суд отменяет решение суда в части удовлетворения исковых требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела Горячева Е.В. является педагогическим работником.

Как педагог, работающий в сельской местности, Горячева Е.В. имеет право на меры социальной поддержки.

Жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого Горячева Е.В. осуществляет оплату услуг за электроэнергию.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, мировой судья исходил из того, что понятие «освещение» и «электроэнергия» при определении размера денежной компенсации являются тождественными, в связи с чем, пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами мирового судьи не соглашается, находя их не основанными на нормах права.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.

В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.

При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).

Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.

Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.

Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила) (в ред. от 03.11.2016).

Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.

На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).

Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения.

Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.

При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.

Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.

Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку у материального истца отсутствуют приборы учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.

Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки выводам мирового судьи, не имелось.

Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевским районам в пользу Горячевой Е.В. недополученной за период с *** по *** года компенсации понесенных ими затрат на оплату электроэнергии не имелось.

    Таким образом, решение мирового судьи не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

    

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Каменского района Алтайского края от 23 января 2018 года об удовлетворении исковых требований прокурора Баевского района в интересах Горячевой Елены Владимировны к Управлению социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию отменить и принять новое решение об отказе в иске.

    Судья                                 А.Ю. Балакирева

11-37/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор в интересах Горячевой Елены Вадимировны
Горячева Е.В.
Ответчики
Управление социальной защиты населенитя по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам
Другие
Каменский межрайонный прокурор
Министрерство труда и социальной защиты населения Алтайского края
Суд
Каменский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
kamensky.alt.sudrf.ru
31.07.2018Регистрация поступившей жалобы (представления)
31.07.2018Передача материалов дела судье
02.08.2018Вынесено определение о назначении судебного заседания
05.09.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее