Решение по делу № 2-1877/2024 (2-7924/2023;) от 22.11.2023

КОПИЯ

Дело №2-1877/2024

24RS0056-01-2023-008475-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 г.                                                                                 г. Красноярск

                Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

                председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,

                при секретаре Споткай Д.Е.,

                с участием заместителя прокурора Кировского района г. Красноярска Шадриной Е.А.,

                представителя ответчика Дегтяревой Ю.Н., действующей по доверенности от 25.12.2023 сроком до 31.12.2024,

                представителей третьего лица Мельник Е.А., Калиновского М.Г., Цыганковой М.В., действующих по доверенностям от 12.02.2024, 20.06.2023, 15.05.2024,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лик к министерству здравоохранения Красноярского края (далее – министерство) о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения прав медицинских работников краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная клиническая больница № 7» (далее - КГБУЗ «КМКБ №7») на получение специальных социальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования» установлено, что травматолого-ортопедические отделения и дневной травматолого-ортопедический стационар КГБУЗ «КМКБ №7» не внесены в перечень краевых медицинских организаций Красноярского края, участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, медицинские работники которых являются в соответствии с п.п. б, е п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 получателями специальной социальной выплаты. КГБУЗ «КМКБ №7» неоднократно направлялись письма в министерство здравоохранения Красноярского края с предложением включить учреждение в перечень организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, на которые получен отказ по причине отсутствия оказания признака медпомощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению. Между тем данное решение является неправомерным по следующим основаниям. Согласно приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от 23.12.2022 № 2205-орг в структуру КГБУЗ «КМКБ №7» входят травматолого-ортопедические подразделения: №2 (ул. Ленина, 150, корпус 1), №3(ул. Джамбульская, 19), N5 (пр. им. газеты Красноярский рабочий, 48в) с рентгеновскими кабинетами, а также дневной травматолого-ортопедический стационар (отделение дневного стационара). Указанные выше травматолого-ортопедическое отделения (травмпункты) создано для осуществления круглосуточной и неотложной первичной, плановой специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по профилю травматология-ортопедия, хирургия. Кроме того специализированная медицинская помощь больным г. Красноярска и близлежащих районов Красноярского края с заболеваниями опорно-двигательного аппарата осуществляется в дневном травматолого-ортопедическом стационаре КГБУЗ «КМКБ №7». В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2022 №1177-п, в целях соблюдения сроков оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме маршрутизация пациентов осуществляется в наиболее приближенные к месту нахождения пациента медицинские организации вне зависимости от их ведомственной и территориальной принадлежности. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 26.12.2018 №1492-орг, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 20.04.2023 №627-орг, организация оказания медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия» осуществляется в экстренной и неотложной формах в круглосуточном режиме, а также в порядке плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи, исключая перенаправление пациентов в поликлинику по месту жительства (прикрепления). Приложением №3 к приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от 26.12.2018 №1492-орг, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 20.04.2023 № 627-орг, утверждена маршрутизация пациентов, находящихся на территории г. Красноярска, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях. Так, в травмпункт №2 КГБУЗ «КМКБ №7» (г. Красноярск ул. Ленина, 150, корпус 1) направляются пациенты в возрасте старше 18 лет включительно, проживающие на территории Центрального и Железнодорожного районов г. Красноярска; пациенты в возрасте до 18 лет включительно, проживающие на территории Октябрьского, Центрального, Железнодорожного районов г. Красноярска. В травмпункт №3 КГБУЗ «КМКБ №7» направляются пациенты в возрасте старше 18 лет, проживающие на территории Советского района г. Красноярска. В травмпункт №5 КГБУЗ «КМКБ №7» направляются пациенты в возрасте старше 18 лет, проживающие на территории Кировского, Ленинского, Свердловского районов г. Красноярска; пациенты в возрасте до 18 лет включительно, проживающие на территории Кировского, Ленинского, Свердловского районов г. Красноярска. Учитывая изложенное, амбулаторные травматолого-ортопедические отделения и дневной травматолого-ортопедический стационар КГБУЗ «КМКБ №7» осуществляют первичную специализированную медико-санитарную помощь, включая проведение всех необходимых диагностических исследований, в том числе согласно территориально-участковому принципу, населению, прикрепленному в участковых больницах по месту жительства и направляемых на плановое лечение в соответствии с утвержденной выше маршрутизацией по административно-территориальным районам муниципального образования г. Красноярск, что соответствует критериям, подпунктов «б», «е» и «и» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 для осуществления специальной социальной выплаты. Вышеуказанное вызывает социальную несправедливость, влечет не укомплектованность штатов указанных выше отделений КГБУЗ «КМКБ №7», в связи с чем, прокурор просит суд включить КГКУ «КМКБ №7» в перечень организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568.

Помощник прокурора Кировского района Шадрина Е.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края Дегтярева Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Поскольку по мнению министерства из буквального толкования пункта 2 постановления Правительства РФ № 2568 работники КГБУЗ «КМКБ № 7» не имеют права на социальную выплату по пункту 2 указанного выше постановления. Так в КГБУЗ «КМКБ №7» первичная специализированная медико-санитарная помощь по поводу заболеваний по территориально-участковому принципу прикрепленному населению не оказывается, также не осуществляется диспансерное наблюдение пациентов. Любой житель г. Красноярска, Красноярского края и иного субъекта Российской Федерации, находящийся в момент получения травмы в г. Красноярске, вправе обратиться в любое травматолого-ортопедическое отделение КГБУЗ «КМКБ №7», расположенное ближе всего к месту получения травмы. Прикрепленного населения медицинская организация не имеет. Ссылка прокурора на приказ министерства №1492-орг от 26.12.2018 о маршрутизации пациентов является ошибочной, так как данным документом определяется в какой травмпункт повезет пациента машина скорой медицинской помощи в случае ее вызова на место происшествия, но не прикрепляет население к конкретному травмпункту. С учетом, того, что право на получение социальной выплаты имеют врачи при наличии совокупности только двух условий: работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), в отсутствии совокупности данных условий требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Представители третьего лица КГБУЗ «КМКБ №7» Мельник Е.А., Калиновский М.Г., Цыганкова М.В., действующие по доверенности, полагали требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на возражения ответчика. Так травматолого-ортопедические отделения КГБУЗ «КМКБ № 7» осуществляют первичную медико-санитарную помощь, включая проведение всех необходимых диагностических исследований, жителям г. Красноярска и агломераций. Разделение по территориально-участковому принципу является условным, так как согласно приказу министерства здравоохранения Красноярского края от 26.12.2018 № 1492 оказание неотложной помощи осуществляется в любом травмпункте независимо от прописки. Места проживания и прикрепления к ЛПУ. Оказание плановой медицинской помощи населению осуществляется в травмпункте по закреплённым территориям: ТОО №2 по ул. Ленина, 152/2 - жителям Октябрьского. Центрального и Железнодорожного районов, ТОО №3 по ул. Джамбульская, 19 – жителям Советского района, ТОО №5 по пр. имени газеты "Красноярский рабочий", 48"В” - жителям Ленинского, Кировского и Свердловского районов г. Красноярска. Кроме того, существует территориальное разделение посещений с профилактической и иными целями (ортопедия): Левобережье г. Красноярска -- ТОО №2, правобережье - ТОО - №5. Плановая помощь детскому населению так же разделена по территориям: детям Октябрьского, Центрального и Железнодорожного районов - ТОО №2, Советского района и правобережья города - ТОО №5, включая лечение у врача ЛФК и массаж. Диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию проводится в травматолого-ортопедических отделениях врачами-ортопедами, которые имеются в штате только КГБУЗ «КМКБ №7» на базе травматолого-ортопедических отделений. Согласно приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.04.2021 №404н - Порядку проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения: «Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья. Согласно приложению №2 к приказу министерства здравоохранения Красноярского края (п. 7), в случае выявления врачом травматологом-ортопедом наличия у пациента медицинских показаний для проведения внешних параклинических медицинских исследований (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография), врач травматолог-ортопед направляет пациента на соответствующее исследование, исключив перенаправление пациента в поликлинику по месту жительства (прикрепления). Вышеописанные мероприятия проводятся в рамках травматолого-ортопедических отделений в КГБУЗ «КМКБ №7» на постоянной основе.

Представитель третьего лица ТФОМС Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ранее в материалы дела представитель Нигматзянова Н.Р., действующая по доверенности, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указала, что КГБУЗ «КМКБ №7» участвовала в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2023 году и участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2024 году, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.12.2023 №1081-п. Спорная социальная выплата осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования России, а перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям для предоставления указанной выплаты, формируются и предоставляются в Министерство здравоохранения России исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Представитель третьего лица министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Представитель Бордулева В.А., действующая по доверенности, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что рассматриваемый спор прав министерства социальной политики Красноярского края не затрагивает.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В п. 2. постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

В соответствии с п. п. "б" п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 федеральные органы исполнительной власти в отношении медицинских организаций, которые находятся в их ведении или в отношении которых они выполняют полномочия учредителя, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего постановления (далее - перечень медицинских организаций), с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568.

В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил):

Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N31-п утверждено Положение о министерстве здравоохранения Красноярского края, согласно которого министерство здравоохранения является исполнительным органом государственной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе контроль в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения.

Как установлено в судебном заседании, сведения о регистрации КГБУЗ «КМКБ №7» в качестве юридического лица внесены 08.12.1992, основной вид деятельности – деятельность в области больничных организаций (под 86.10).

В соответствии с уставом КГБУЗ «КМКБ №7» учреждение находится по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 4, имеет структурные подразделения, не обладающие правом юридического лица в том числе: травматолого-ортопедические отделения №2 (ул. Ленина, 150, к. 1), №3 (ул. Джамбульская, 19), №5 (пр. им. газ Красноярский рабочий 48В) и дневной травматолого-ортопедический стационар (пр. им. газ Красноярский рабочий 48В).

КГБУЗ «КМКБ №7» имеет лицензию, выданную министерством здравоохранения Красноярского края от 04.07.2016 на осуществление медицинской деятельности, в том числе по оказанию первичной и доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по травматологии и ортопедии в травматологических отделения, расположенных в г. Красноярске по адресам: ул. Ленина, 150, к. 1; пр. им. газ. Красноярский рабочий, 48В; ул. Джамбульская, 19, ул. Академика Павлова, 4, стр. 3.

Постановление Правительства Красноярского края от 26.12.2023 N 1081-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" КГБУЗ «КМКБ №7» включен в перечень медицинских учреждений, участвующих в программе.

Приказом министерства здравоохранения Красноярского края №2205-орг от 23.12.2022 утверждено штатное расписание учреждение, в соответствии с которым в структуру учреждения включены, в том числе амбулаторные травматолого-ортопедические отделения №2, №3, №5, дневной травматолого-ортопедический стационар; круглосуточный стационар

В соответствии с приказом министерства здравоохранения Красноярского края №1492-орг от 26.12.2018 КГБУЗ «КМКБ №7» осуществляет оказание медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия» в экстренной и неотложной формах в круглосуточном режиме в соответствии с приложением №1; обеспечивает оказание плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю «травмотология и ортопедия» пациентам - жителям г. Красноярска в амбулаторных условиях во взаимодействии с учреждениями, расположенными на территории г. Красноярска в соответствии с приложением №2 к приказу; а также организовывает при наличии медицинских показаний направление пациентов на внешнее параклинические медицинские исследования, исключив перенаправление пациентов в поликлинику по месту жительства (прикрепления) в соответствии с приложением №3 к приказу; при подозрении на новообразования костно-мышечной системы направлять пациента в ГКБУЗ «ККБ», исключив его перенаправление в поликлинику по месту жительства.

В соответствии с приложением №3 к приказу №1492орг от 26.12.2018 с учетом изменений, внесенных приказом министерства №627-орг от 20.04.2023 определена маршрутизация пациентов, находящихся на территории г. Красноярска, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях

- травпункт №2 КГБУЗ «КМКБ №7» (ул. Ленина, 150, к.1) – пациенты в возрасте старше 18 лет (кроме указанных в пунктах 50-7), проживающие на территории Центрального и Железнодорожного районов г. Красноярска; пациенты в возрасте до 18 лет включительно (кроме указанных в пунктах 5-7), проживающие на территории Октябрьского, Центрального, Железнодорожного районов г. Красноярска;

- травпункт №3 КГБУЗ «КМКБ №7» (ул. Джамбульская, 19) – пациенты в возрасте старше 18 лет (кроме указанных в пунктах 50-7), проживающие на территории Советского района г. Красноярска; пациенты в возрасте до 18 лет включительно (кроме указанных в пунктах 5-7), проживающие на территории Октябрьского, Центрального, Железнодорожного районов г. Красноярска;

- травпункт №5 КГБУЗ «КМКБ №7» (пр. им. газ. Красноярский рабочий, 48В) – пациенты в возрасте старше 18 лет (кроме указанных в пунктах 50-7), проживающие на территории Кировского, Ленинского, Свердловского районов г. Красноярска; пациенты в возрасте до 18 лет включительно (кроме указанных в пунктах 5-7), проживающие на территории Кировского, Ленинского, Свердловского, Советского районов г. Красноярска;

Согласно положениям, утвержденным главным врачом КГБУЗ «КМКБ №7» от 10.01.2023 о травматолого-ортопедическом отделении (травмпункт) КГБУЗ «КМКБ №7», травматолого-ортопедические отделения созданы для осуществления круглосуточной и неотложной первичной, плановой специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по профилю травматология-ортопедия-хирургия (п. 1.2 положения).

Целями и задачами отделения является оказание качественной, доступной лечебно-диагностической медицинской помощи больным с травмами и острыми заболеваниями костно-мышечной системы при оказании экстренной и неотложной, плановой медицинской помощи в объемах и на условиях программы обязательного медицинского страхования населения Красноярского края (п. 2.1); проведение необходимых диагностических, лабораторных и инструментальных исследований больным по показаниям при проведении дифференциального диагноза (п. 2.2.); оказание консультативной, плановой лечебно-диагностической медицинской помощи больным с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы в объемах и на условиях обязательного медицинского страхования населения Красноярского края (п. 2.4); проведение мероприятий по первичной профилактике травм и развития заболеваний костно-мышечной системы, а также вторичной профилактике осложнений и прогрессирующего течения заболеваний костно-мышечной системы (п. 2.6); проведение профилактики столбняка, бешенства и клещевого энцефалита (п. 2.12); внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с последствиями травм и заболеваниями костно-мышечной систем (п. 2.19).

В соответствии с п. 3.2 Положения на каждого больного, обратившегося в травматолого-отртопедическое отделение заполняется «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма №025/у-04) в РМИС и gMS.

Оказание медицинской помощи в тарвматолого-ортопедическом отделении (травмпункте) при самостоятельном обращении пациента с травмой и острыми заболеваниями костно-мышечной системы врач-травматолог-ортопед оказывает неотложную медицинскую помощь на основании утвержденных стандартов медицинской помощи. Плановая первичная специализированная медико-санитарная помощь осуществляется в случаях долечивания с травмами костно-мышечной системы после выписки из учреждения, оказывающего специализированную медико-санитарную помощь в стационарны условиях, а также после оказания экстренной и неотложной медицинской помощи больным с травмами и острыми заболеваниями костно-мышечной системы в травматолого-ортопедическом отделении (травмпункте), или другим лечебно-профилактическим отдалением (п. 3.3, п. 3.5 Положения).

10.01.2023 главным врачом КГБУЗ «КМКБ №7» утверждено положение о дневном тарвматолого-ортопедическом стационаре указанного выше медицинского учреждения, целью которого является оказание специализированно медицинской помощи больным г. Красноярска и близлежащих районов Красноярского края с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата (п. 2.1).

В соответствии с п. 4.1 положения направление больных для лечения в тарматолого-ортопедический стационар осуществляется на ежедневном консультативном приеме врача травматолога-ортопеда травматолого-ортопедического отделения КГБУЗ «КМКБ №7», а также по направлению городских лечебных учреждений независимо от формы собственности.

В соответствии с п. 5.1, п. 5.2 положения установленная учетно-отчетная медицинская документация ведется согласно приказов министерства здравоохранения РФ, инструкции по заполнению отчетной формы по дневным стационарам и сдается в организационно-методический отдел медицинской статистики КГБУЗ «КМКБ №7».

По информации представленной КГБУЗ «КМКБ №7» в 2023, 2024 годах имеется некомплект врачей и среднего, младшего медицинского персонал в травмпунктах №2, №3, №5, и по состоянию на 30.04.2024 в процентном соотношении, укомплектованность составляет 74%, 82%, 70%, соответственно.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком КГБУЗ «КМКБ №7» в перечень краевых медицинских организаций Красноярского края, участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, медицинские работники которых являются получателями социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 не внесено.

Обращение КГБУЗ «КМКБ №7», прокурора Кировского района г. Красноярска в министерство здравоохранения Красноярского края по данному вопросу в 2023, 2024 годах о внесении указанного выше медицинского учреждение в перечень оставлены без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Как следует из письма министерства здравоохранения Красноярского края от 24.07.2023 №71/22-71-21093 медицинские работники травмпунктов не соответствуют критериям для осуществления социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ №2568 от 31.12.2022, мотивируя тем, что медицинские работники КГБУЗ «КМКБ №7» не оказывают первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также не осуществляют диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию.

Рассматривая требования прокурора суд принимает во внимание следующее.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 32 и чч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 Положения об организации оказания первично медико-санитарной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 543н от 15.05.2012 (далее - Положение) предусмотрено, что территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.

Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан (п. 14 указанных выше Положения).

В соответствии с п. 4 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия" (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 N 901н), первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению травм и заболеваний костно-мышечной системы, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни. Первичная медико-санитарная помощь включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (п. 5 Порядка).

Приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568 (далее - Разъяснения).

В соответствии с абз 3 п. 4 разъяснений специальная социальная выплата производится в том числе медицинским работникам, указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

Учитывая обстоятельства дела и совокупность нормативных актов, суд полагает, что медицинские работники травматолого-ортопедических отделений КГБУЗ «КМКБ №7» оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу гражданам, поскольку помощь оказывается по принципу приближения к их месту жительства (п. п. 1 ч. 2 ст. 32 и части 1 - 4 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ), что подтверждается маршрутизацией, установленной приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 26.12.2018 №1492-орг, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 20.04.2023 627-орг об организация оказания медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия».

Доводы ответчика о том, что данный приказ регламентирует только распределение больных для станций «скорой помощи», при оказании экстренной и неотложной помощи, суд отклоняет, поскольку из буквального толкования приказа с учетом изменений и приложений к нему, однозначно следует, что им регламентирован порядок оказания медицинской помощи по профилю «ортопедия и травматология», не только в экстренной и неотложной формах, но по порядку оказания первичной медико-санитарной помощи (п. 5 приказа №1492-орг, приложения №2, №3, №4), а именно, в связи с заболеваниями костно-мышечной системы (последствия травм, врожденные и приобретенные деформации и т.п.) при этом лечение таких больных осуществляется с распределением по травмпунктам КГБУЗ «КМКБ №7» в соответствии с местом проживания пациентов, т.е. принцип распределение места оказания медико-санитарной помощи поставлен в зависимость от района проживания пациента.

С учтем изложенного, также не состоятельны доводы ответчика об отсутствие диспансерного наблюдение граждан по основному заболеванию в травматолого-ортопедических отделениях КГБУЗ «КМКБ №7».

Более того представленные в материалы дела медицинские документы КГБУЗ «КМКБ №7» пациентов травмпуктов, ведущиеся согласно приказов министерства здравоохранения РФ, подтверждают то обстоятельство, что пациенты на постоянной основе в том числе получают комплекс мер, включающихся в себя профилактические медицинские осмотры, проведение дополнительных методов исследования, проводимых в целях оценки состояния здоровья, что является составными элементами такого понятия как диспансерное наблюдение, определенным приказом Минздрава России №404н от 27.04.2021.

При этом суд принимает во внимание, что ответчиком не представлено доказательств возможности получение гражданам первичной медико-санитарной помощи по профилю «ортопедия и травматология» в поликлиниках г. Красноярска, к которым они прикреплены. Поскольку как следует из материалов дела указанная выше специализированная медицинская помощь жителям г. Красноярска оказывается только в травматологических отделениях КГБУЗ «КМКБ №7».

Доводы представителей третьего лица о том, что при передаче обязанностей в КГБУЗ «КМКБ №7» по оказанию медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия» жителям г. Красноярска по территориальному принципу в районных поликлиниках были упразднены специалисты травматологи-ортопеды - ответчиком не опровергнуты.

Принимая во внимание то, что медицинские работники травматолого-ортопедических отделений КГБУЗ «КМКБ №7» являются работниками медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования, оказывающую первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), включая проведение исследований, оказывают первичную медико-санитарную помощь, соответственно, они соответствуют критериям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".

С учетом изложенного суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора в полном объеме, и возложить обязанность на министерство здравоохранения Красноярского края обязанность по включению КГБУЗ «КМКБ №7» в перечень организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568, что приведет к восстановлению их трудовых прав, гарантированных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37), и задачам реализации гарантий государственной социальной помощи и назначения мер социальной поддержки установленной категории медицинских работников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на министерство здравоохранения Красноярского края (ИНН 2466212607) обязанность включить краевого государственное учреждение здравоохранения «Красноярская межрайонная клиническая больница №7» (ИНН 2461006720) в перечень организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий:          (подпись)                                              Е.Н. Зернова

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2024 года.

Копия верна

Судья                                        Е.Н. Зернова

2-1877/2024 (2-7924/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района города Красноярска
Ответчики
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Другие
ОСФР по Красноярскому краю
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края.
Министерство социальной политики Красноярского края
КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница №7"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Зернова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
22.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2024Предварительное судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее