Дело №2-423\2020
УИД 54RS0023-01-2020-000417-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2020 года р.п.Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Полевой М.Н.
при секретаре Протасовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гежиной Ю. В. к Березовской В. О., Эпштейн Е. О., Гежиной В. А. о признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Гежина Ю.В. обратилась в суд с иском к Березовской В.О., Эпштейн Е.О., Гежиной В.А. о признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование иска указано, что истица после смерти своего супруга ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, фактически приняла наследство в виде принадлежащего умершему на праве собственности жилого дома и земельного участка, а также предметов домашнего обихода.
Просит признать за ней, Гежиной Ю. В., в порядке наследования право собственности на жилой дом общей площадью 72,6 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1044 кв.м, расположенные по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№.
Ответчики Березовская В.О., Эпштейн Е.О. (дети наследодателя – л.д.38-42), Гежина В.А. (мать наследодателя – л.д.23) в суд не явились, в телефонограммах просили рассмотреть дело в их отсутствие, до судебного заседания представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие и признании исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ года умер ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7).
Гежина Ю. В. приходилась умершему супругой (свидетельство о заключении брака- л.д.8) и в силу ст.ст.1141-1142 ГК РФ является наследником первой очереди.
Согласно ответу нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ №№ наследственного дела к имуществу ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ года нет, никто из наследников с заявлением о принятии наследства не обращался.
Между тем, суд считает установленным, что Гежина Ю.В. приняла наследство фактически, поскольку проживала в доме, принадлежащем умершему супругу, как до его смерти, так и после продолжила проживать, что подтверждается копией домовой книги для регистрации граждан.
На дату открытия наследства ФИО принадлежал земельный участок с кадастровым номером № площадью 1044 кв.м., расположенный по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№, принадлежащий ему на праве собственности на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О выделении земельного участка под строительство жилого дома» (л.д.16). Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости за №№ ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.19-21).
Следовательно, в силу ст.ст. 1110, 1112, 1141, 1142, 1150, 1153, 1154 ГК РФ Гежина Ю.В. также приобрела право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1044 кв.м., расположенный по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№.
Требование истца о признании за ней права собственности на жилой дом общей площадью 72,6 кв.м, расположенный по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№, также подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом, в соответствии с Типовым договором о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.9-11) ФИО был построен жилой дом площадью 37,1 кв.м, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.12-14).
Из объяснений истца следует, что в период брака они с супругом ФИО своими силами и за счет совместных средств произвели пристройку к дому и надстроили второй этаж без получения разрешительных документов на реконструкцию, в связи с чем реконструированный объект отвечает признакам самовольной постройки, и его площадь стала составлять 72,6 кв.м., что подтверждается Планом жилого дома (л.д.65).
В соответствии с ч.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно Заключению <данные изъяты> по результатам технического обследования строительных конструкций жилого дома по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№, жилой дом находится в работоспособном состоянии. Объемо-планировочные и конструктивные решения соответствуют действующим на территории Российской Федерации строительным, санитарным и иным нормам. Здание эксплуатируется надлежащим образом, не нарушает права и законные интересы третьих лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью (л.д.43-66).
Таким образом, реконструированный жилой дом расположен на земельном участке с видом разрешенного использования – под строительство жилого дома, право собственности на земельный участок признано за истцом, сохранение жилого дома в реконструированном виде не нарушает права и законные интересы третьих лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью, что в совокупности позволяет признать право собственности на самовольную постройку в соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ.
В соответствии со ст.ст.198 ГПК РФ, п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" с Гежиной Ю.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета недоплаченная при подаче иска госпошлина в размере 6400,96 рублей исходя из кадастровой стоимости жилого дома в 1008792,04 рублей (1008792,04+167000 -1000000) х0,5%+13200-7678).
Согласно пп.9 п.1 ст.91 ГПК РФ по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, цена иска исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки, то есть должна быть определена реальная стоимость объекта.
Инвентаризационная стоимость используется в качестве нижнего предела такой стоимости и принимается в основу расчета только при отсутствии достоверной рыночной стоимости объекта гражданского оборота.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Гежиной Ю. В. удовлетворить.
Признать за Гежиной Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1044 кв.м, расположенный по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№.
Признать за Гежиной Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования право собственности на жилой дом, общей площадью 72,6 кв.м, расположенный по адресу Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул.<адрес>, д.№.
Взыскать с Гежиной Ю. В. в доход местного бюджета недоплаченную при подаче иска госпошлину в размере 6400,96 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Коченевский районный суд Новосибирской области.
Судья (подпись) М.Н.Полева