Решение по делу № 2-1-1839/2024 от 01.11.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2024 г. г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Орловой В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Иваниловой М.В.,

с участием старшего помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Курочкиной Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный сервис» г. Ливны, третьи лицаПриокское межрегиональное управление Росприроднадзора, общество с ограниченной ответственностью «Зелена роща», Управление муниципального имущества администрации города Ливны о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в обоснование указав, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности муниципального унитарного предприятия «Коммунальный сервис» г. Ливны (далее по тексту – МУП «Комсервис» г. Ливны), в ходе которой установлено, что МУП «Комсервис» г. Ливны не оборудовало принадлежащий ему объект размещения отходов «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении МУП «Комсервис» г. Ливны проведен профилактический визит, в рамках которого в отношении МУП «Комсервис» г. Ливны, проведенного на объекте негативного воздействия на окружающую среду - Полигон захоронения ТКО МУП «Комсервис» <адрес> -П, являющимся объектом первой категории, расположенном по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес>, установлено, что средства измерения массы твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) на указанном объекте отсутствуют. Рабочим Полигона в журнал осуществляется запись информации о поступающих на Полигон захоронениях ТКО транспортных средствах, с указанием времени прибытия, регистрационного номера автотранспорта и объема кузова коммунальных отходов.

Исходя из информации МУП «Комсервис» г. Ливны, представленной в ответ на требование Управления Росприроднадзора, следует, что Полигон захоронения ТКО не оснащен средствами измерения массы твердых коммунальных отходов, также указано, что учет движения отходов, поступающих на полигон ТКО ведется рабочим полигона в журнале движения отходов по каждой машине в соответствии с объемом ее кузова, с указанием номера транспортного средства и даты. Объем поступающих отходов на полигон ТКО передается ежедневно в тоннах по каждой машине в МУП «Комсервис» г. Ливны согласно данным весового контроля ООО «Экопласт».В результате чего установлено, что МУП «Комсервис» г. Ливны не исполняется обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления на принадлежащем и эксплуатируемом предприятием объекте захоронения твердых коммунальных отходов.

Факт отсутствия на объекте захоронения отходов, принадлежащего МУП «Комсервис» г. Ливны, средств измерения массы ТКО также подтверждается информацией регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «УК Зеленая роща».

В связи с вышеуказанными нарушениями, выявленными в деятельности ответчика, постановлениями старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Комсервис» <адрес> привлечен к административной ответственности по ч. КоАП РФ. Указанные постановления вступили в законную силу, не обжаловались.

По указанным фактам директору МУП «Комсервис» <адрес> природоохранной межрайонной прокуратурой внесено представление с требованием исполнить обязанность по установке и вводу в эксплуатацию средства измерения массы ТКО на объекте размещения отходов - Полигон захоронения ТКО МУП «Комсервис» <адрес> -П.Указанное представление ответчиком рассмотрено, признано законным и обоснованным, однако, приведенные в представлении факты нарушения закона не устранены.

Просит обязать МУП «Комсервис» г. Ливны в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать принадлежащий ему объект размещения отходов «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», включенный в государственных реестр объектов размещения отходов за - Х-00592-250914, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес> выселки, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов и ввести их в эксплуатацию.

Определением Ливенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика МУП «Комсервис» г. Ливны, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, представил возражения относительно исковых требований, в которых ссылается назаключенный с ООО «Экопласт» договор оказания услуг по весовому контролю, а также заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц - Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», Управления муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(далее по тексту - Закон об охране окружающей среды), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 19 Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 вышеназванного Федерального закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу ч. 1 ст. 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистическойинформации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 г.№ 1028 утвержден порядок учета в области обращения с отходами (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка, названный Порядок устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу п. 4 Порядка учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 6 Порядка организация учета полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

Согласно п. 8 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества полученных от других лиц отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество полученных от других лиц отходов.

В силу п. 15 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановление Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», действовавшее на момент проведения профилактического визита, применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 5 «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В силу п. 10 вышеназванных Правил - владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», вступившее в силу с 01 сентября 2024 г., вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505 признано утратившим силу и утверждены Правила коммерческого учета и объеме и (или) массы твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671, коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов; количества и объема контейнеров, бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в которых осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности твердых коммунальных отходов, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы); б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, вступившие в силу с 01 сентября 2024 г. Правила коммерческого учета и объема и (или) массы твердых коммунальных отходов содержат аналогичные нормы о способах коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24 мая 2024 г. №671, в случае если объект обработки, обезвреживания, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, проектирование, и (или) строительство, и (или) реконструкция которого завершены до 1 января 2021 г., не оборудован средством измерения массы твердых коммунальных отходов, до 1 января 2026 г. коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17 октября 2024 г., основным видом деятельности МУП «Комсервис» г. Ливны является сбор неопасных отходов (код ОКВЭД 38.11 - сбор неопасных отходов, эта группировка включает: сбор неопасных твердых отходов (т.е. мусора) в пределах определенной зоны, включая сбор бытовых отходов и отходов на предприятиях посредствомурн для мусора, урн на колесах, контейнеров и т.д., которые могут включать смешанные восстанавливаемые материалы; сбор пригодных для вторичного использования материалов; сбор тары в общественных местах; сбор строительных отходов и отходов, образующихся при сносе зданий; сбор и удаление отходов, таких как песок и щебень; сбор отходов текстильных производств; деятельность по перевозке неопасных отходов) (л.д.56-59).

Из устава МУП «Комсервис» г. Ливны усматривается, что предметом деятельности предприятия является оказание коммунальных услуг населению, обеспечение удаления и утилизации бытовых отходов и мусора от жилых домов, предприятий и организаций всех форм собственности на территории муниципального образования, а также в целях содержания и ремонта объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства города (л.д.86-92).

Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, усматривается, что на объекте захоронения МУП «Комсервис» г. Ливны (Полигон захоронения ТКО МУП «Коммунальный сервис» <адрес>, код ОНВОС первой категории: П, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес>), средства измерения массы ТКО отсутствуют. Рабочими полигона в журнал осуществляется запись информации о поступающих транспортных средствах на Полигон захоронения ТКО, с указанием времени прибытия, регистрационного номера автотранспорта и объема кузова транспортного средства (л.д.16-17).

Согласно предписанию об устранении выявленных нарушений (при проведении профилактического визита, не предусматривающего возможность отказа от его проведения) от ДД.ММ.ГГГГ , МУП «Комсервис» <адрес> устранить нарушение, выраженное в не оборудование средствами измерений массы твердых коммунальных отходовобъекта захоронения твердых коммунальных отходов, объекта негативного воздействия на окружающую среду первой категории П – Полигон захоронения ТКО МУП «Коммунальный сервис» <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес>. Срок устранения нарушения ДД.ММ.ГГГГ в том, что (л.д.22-23).

В соответствии со справкой на требование от ДД.ММ.ГГГГ заместителя директора МУП «Комсервис» <адрес>, полигон захоронения не оснащен средствами измерения массы ТКО. Учет движения отходов, поступающих на полигон ТКО ведется рабочими полигона в журнале движения отходов, по каждой машине, согласно объема кузова транспортного средства, с указанием номера транспортного средства, даты. Масса устанавливается в метрах кубических. Объем поступающих отходов на полигон ТКО передается ежедневно в тоннах по каждой машине в МУП «Комсервис» согласно данных весового контроля ООО «<данные изъяты>» (л.д.26).

Согласно договору оказания услуг по весовому контролю от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МУП «Коммунальный сервис» г. Ливны и ООО «<данные изъяты>», общество принимает на себя обязательство оказывать услуги по использованию весового оборудования для предприятия, тарированию (взвешиванию) транспортных средств МУП «Комсервис» <адрес> до разгрузки и после выгрузки, а также производить взвешивание, как до разгрузки, так и после при транспортировании отходов с сортировки на полигон ТКО, в свою очередь предприятие обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором (л.д.68-69).

Факт отсутствия средств измерения массы ТКО на объекте захоронения отходов, принадлежащего МУП «Комсервис» <адрес>, также подтверждается сообщением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

Орловским природоохранным межрайонным прокурором в адрес директора МУП «Комсервис» г. Ливны вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого предприятию необходимо принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, посредством которых исполнить обязанность по установке и вводу в эксплуатацию средства измерения массы ТКО на объект размещения отходов – Полигон захоронения ТКО МУП «Комсервис» <адрес> -П. На основании данных установленного и введенного в эксплуатацию средства измерения массы ТКО, надлежащим образом исполнять обязанность по ведению учета отходов, полученных от других лиц, размещенных отходов, полученных от других лиц, размещенных отходов, размещенных отходов, размещать в ФГИС УТКО достоверную информацию об используемом предприятием средстве измерения массы поступающих отходов, данные о дате, времени, массе транспортных средств при въезде на объект размещения отходов и выезде с него (л.д.33-39).

Согласно сообщению МУП «Комсервис» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предприятием представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, приняты меры по устранению выявленных нарушений законодательства, по установке и вводу в эксплуатацию средства измерения массы ТКО на объекте размещения отходов, собраны коммерческие предложения на установку весов, однако МУП «Комсервис» <адрес> не имеет финансовой возможности их установить (л.д.40).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что возложенная на МУП «Комсервис» <адрес> обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, в части ведения учета полученных от других лиц, а также размещенных отходов, исполнена ненадлежащем образом.Отсутствие на вышеназванном санкционированном полигоне ТКО средств измерения массы твердых коммунальных отходов, является нарушением Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и как следствие, противоречит Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671.

При этом доводы ответчика о взвешивании ТКО силами ООО «<данные изъяты>», с которым у ответчика заключен соответствующий договор, суд находит несостоятельными, поскольку средства измерения ООО «<данные изъяты>» находятся по адресу: <адрес>, то есть, не на территории Полигона. Кроме того, поступающие для тарирования (взвешивания) ТКО, силами ООО «<данные изъяты>» проходят сортировку, после чего направляются на Полигон, принадлежащий ответчику (л.д.68-69).

При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание положения пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24 мая 2024 г. №671,суд находит разумным установить ответчику срок для организации требуемых мероприятий – до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунальный сервис» <адрес> (ИНН ) в срок до 01 января 2026 г.оборудовать принадлежащий предприятию объект размещения отходов «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», включенный в государственный реестр объектов размещения отходов за номером , расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес> выселки, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов и ввести их в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия.

Судья

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2024 г. г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Орловой В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Иваниловой М.В.,

с участием старшего помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Курочкиной Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный сервис» г. Ливны, третьи лицаПриокское межрегиональное управление Росприроднадзора, общество с ограниченной ответственностью «Зелена роща», Управление муниципального имущества администрации города Ливны о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в обоснование указав, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности муниципального унитарного предприятия «Коммунальный сервис» г. Ливны (далее по тексту – МУП «Комсервис» г. Ливны), в ходе которой установлено, что МУП «Комсервис» г. Ливны не оборудовало принадлежащий ему объект размещения отходов «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении МУП «Комсервис» г. Ливны проведен профилактический визит, в рамках которого в отношении МУП «Комсервис» г. Ливны, проведенного на объекте негативного воздействия на окружающую среду - Полигон захоронения ТКО МУП «Комсервис» <адрес> -П, являющимся объектом первой категории, расположенном по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес>, установлено, что средства измерения массы твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) на указанном объекте отсутствуют. Рабочим Полигона в журнал осуществляется запись информации о поступающих на Полигон захоронениях ТКО транспортных средствах, с указанием времени прибытия, регистрационного номера автотранспорта и объема кузова коммунальных отходов.

Исходя из информации МУП «Комсервис» г. Ливны, представленной в ответ на требование Управления Росприроднадзора, следует, что Полигон захоронения ТКО не оснащен средствами измерения массы твердых коммунальных отходов, также указано, что учет движения отходов, поступающих на полигон ТКО ведется рабочим полигона в журнале движения отходов по каждой машине в соответствии с объемом ее кузова, с указанием номера транспортного средства и даты. Объем поступающих отходов на полигон ТКО передается ежедневно в тоннах по каждой машине в МУП «Комсервис» г. Ливны согласно данным весового контроля ООО «Экопласт».В результате чего установлено, что МУП «Комсервис» г. Ливны не исполняется обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления на принадлежащем и эксплуатируемом предприятием объекте захоронения твердых коммунальных отходов.

Факт отсутствия на объекте захоронения отходов, принадлежащего МУП «Комсервис» г. Ливны, средств измерения массы ТКО также подтверждается информацией регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «УК Зеленая роща».

В связи с вышеуказанными нарушениями, выявленными в деятельности ответчика, постановлениями старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Комсервис» <адрес> привлечен к административной ответственности по ч. КоАП РФ. Указанные постановления вступили в законную силу, не обжаловались.

По указанным фактам директору МУП «Комсервис» <адрес> природоохранной межрайонной прокуратурой внесено представление с требованием исполнить обязанность по установке и вводу в эксплуатацию средства измерения массы ТКО на объекте размещения отходов - Полигон захоронения ТКО МУП «Комсервис» <адрес> -П.Указанное представление ответчиком рассмотрено, признано законным и обоснованным, однако, приведенные в представлении факты нарушения закона не устранены.

Просит обязать МУП «Комсервис» г. Ливны в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать принадлежащий ему объект размещения отходов «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», включенный в государственных реестр объектов размещения отходов за - Х-00592-250914, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес> выселки, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов и ввести их в эксплуатацию.

Определением Ливенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика МУП «Комсервис» г. Ливны, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, представил возражения относительно исковых требований, в которых ссылается назаключенный с ООО «Экопласт» договор оказания услуг по весовому контролю, а также заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц - Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», Управления муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(далее по тексту - Закон об охране окружающей среды), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 19 Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 вышеназванного Федерального закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу ч. 1 ст. 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистическойинформации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 г.№ 1028 утвержден порядок учета в области обращения с отходами (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка, названный Порядок устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу п. 4 Порядка учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 6 Порядка организация учета полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

Согласно п. 8 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества полученных от других лиц отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество полученных от других лиц отходов.

В силу п. 15 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановление Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», действовавшее на момент проведения профилактического визита, применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 5 «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В силу п. 10 вышеназванных Правил - владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», вступившее в силу с 01 сентября 2024 г., вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505 признано утратившим силу и утверждены Правила коммерческого учета и объеме и (или) массы твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671, коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов; количества и объема контейнеров, бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в которых осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности твердых коммунальных отходов, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы); б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, вступившие в силу с 01 сентября 2024 г. Правила коммерческого учета и объема и (или) массы твердых коммунальных отходов содержат аналогичные нормы о способах коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24 мая 2024 г. №671, в случае если объект обработки, обезвреживания, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, проектирование, и (или) строительство, и (или) реконструкция которого завершены до 1 января 2021 г., не оборудован средством измерения массы твердых коммунальных отходов, до 1 января 2026 г. коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17 октября 2024 г., основным видом деятельности МУП «Комсервис» г. Ливны является сбор неопасных отходов (код ОКВЭД 38.11 - сбор неопасных отходов, эта группировка включает: сбор неопасных твердых отходов (т.е. мусора) в пределах определенной зоны, включая сбор бытовых отходов и отходов на предприятиях посредствомурн для мусора, урн на колесах, контейнеров и т.д., которые могут включать смешанные восстанавливаемые материалы; сбор пригодных для вторичного использования материалов; сбор тары в общественных местах; сбор строительных отходов и отходов, образующихся при сносе зданий; сбор и удаление отходов, таких как песок и щебень; сбор отходов текстильных производств; деятельность по перевозке неопасных отходов) (л.д.56-59).

Из устава МУП «Комсервис» г. Ливны усматривается, что предметом деятельности предприятия является оказание коммунальных услуг населению, обеспечение удаления и утилизации бытовых отходов и мусора от жилых домов, предприятий и организаций всех форм собственности на территории муниципального образования, а также в целях содержания и ремонта объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства города (л.д.86-92).

Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, усматривается, что на объекте захоронения МУП «Комсервис» г. Ливны (Полигон захоронения ТКО МУП «Коммунальный сервис» <адрес>, код ОНВОС первой категории: П, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес>), средства измерения массы ТКО отсутствуют. Рабочими полигона в журнал осуществляется запись информации о поступающих транспортных средствах на Полигон захоронения ТКО, с указанием времени прибытия, регистрационного номера автотранспорта и объема кузова транспортного средства (л.д.16-17).

Согласно предписанию об устранении выявленных нарушений (при проведении профилактического визита, не предусматривающего возможность отказа от его проведения) от ДД.ММ.ГГГГ , МУП «Комсервис» <адрес> устранить нарушение, выраженное в не оборудование средствами измерений массы твердых коммунальных отходовобъекта захоронения твердых коммунальных отходов, объекта негативного воздействия на окружающую среду первой категории П – Полигон захоронения ТКО МУП «Коммунальный сервис» <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес>. Срок устранения нарушения ДД.ММ.ГГГГ в том, что (л.д.22-23).

В соответствии со справкой на требование от ДД.ММ.ГГГГ заместителя директора МУП «Комсервис» <адрес>, полигон захоронения не оснащен средствами измерения массы ТКО. Учет движения отходов, поступающих на полигон ТКО ведется рабочими полигона в журнале движения отходов, по каждой машине, согласно объема кузова транспортного средства, с указанием номера транспортного средства, даты. Масса устанавливается в метрах кубических. Объем поступающих отходов на полигон ТКО передается ежедневно в тоннах по каждой машине в МУП «Комсервис» согласно данных весового контроля ООО «<данные изъяты>» (л.д.26).

Согласно договору оказания услуг по весовому контролю от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МУП «Коммунальный сервис» г. Ливны и ООО «<данные изъяты>», общество принимает на себя обязательство оказывать услуги по использованию весового оборудования для предприятия, тарированию (взвешиванию) транспортных средств МУП «Комсервис» <адрес> до разгрузки и после выгрузки, а также производить взвешивание, как до разгрузки, так и после при транспортировании отходов с сортировки на полигон ТКО, в свою очередь предприятие обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором (л.д.68-69).

Факт отсутствия средств измерения массы ТКО на объекте захоронения отходов, принадлежащего МУП «Комсервис» <адрес>, также подтверждается сообщением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

Орловским природоохранным межрайонным прокурором в адрес директора МУП «Комсервис» г. Ливны вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого предприятию необходимо принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, посредством которых исполнить обязанность по установке и вводу в эксплуатацию средства измерения массы ТКО на объект размещения отходов – Полигон захоронения ТКО МУП «Комсервис» <адрес> -П. На основании данных установленного и введенного в эксплуатацию средства измерения массы ТКО, надлежащим образом исполнять обязанность по ведению учета отходов, полученных от других лиц, размещенных отходов, полученных от других лиц, размещенных отходов, размещенных отходов, размещать в ФГИС УТКО достоверную информацию об используемом предприятием средстве измерения массы поступающих отходов, данные о дате, времени, массе транспортных средств при въезде на объект размещения отходов и выезде с него (л.д.33-39).

Согласно сообщению МУП «Комсервис» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предприятием представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, приняты меры по устранению выявленных нарушений законодательства, по установке и вводу в эксплуатацию средства измерения массы ТКО на объекте размещения отходов, собраны коммерческие предложения на установку весов, однако МУП «Комсервис» <адрес> не имеет финансовой возможности их установить (л.д.40).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что возложенная на МУП «Комсервис» <адрес> обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, в части ведения учета полученных от других лиц, а также размещенных отходов, исполнена ненадлежащем образом.Отсутствие на вышеназванном санкционированном полигоне ТКО средств измерения массы твердых коммунальных отходов, является нарушением Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и как следствие, противоречит Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671.

При этом доводы ответчика о взвешивании ТКО силами ООО «<данные изъяты>», с которым у ответчика заключен соответствующий договор, суд находит несостоятельными, поскольку средства измерения ООО «<данные изъяты>» находятся по адресу: <адрес>, то есть, не на территории Полигона. Кроме того, поступающие для тарирования (взвешивания) ТКО, силами ООО «<данные изъяты>» проходят сортировку, после чего направляются на Полигон, принадлежащий ответчику (л.д.68-69).

При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание положения пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24 мая 2024 г. №671,суд находит разумным установить ответчику срок для организации требуемых мероприятий – до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунальный сервис» <адрес> (ИНН ) в срок до 01 января 2026 г.оборудовать принадлежащий предприятию объект размещения отходов «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», включенный в государственный реестр объектов размещения отходов за номером , расположенный по адресу: <адрес>, вблизи н.<адрес> выселки, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов и ввести их в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия.

Судья

2-1-1839/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие " Коммунальный сервис" г.Ливны
Другие
Управление муниципального имущества Администрации г. Ливны Орловской области
Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща"
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
01.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2024Передача материалов судье
06.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2024Подготовка дела (собеседование)
19.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
10.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024Дело оформлено
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее