РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд города Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочневой А.А., помощником судьи Ковалевой Е.Ю.
с участием истца Мельник А.В.,
представителя ответчика Майорова Н.А.,
представителя третьего лица Исмаиловой Н.В.,
17 февраля 2023 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Мельник Аллы Владимировны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о компенсации расходов на оплату проезда,
установил:
Мельник Алла Владимировна обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, просила признать незаконным решение ответчика об отказе ей в оплате проезда к месту лечения в санаторий МВД России и обратно, обязать ответчика выплатить ей компенсацию расходов на оплату проезда 17980, 85 руб.
В судебном заседании истец Мельник А.В. и представитель истца Мельник В.В. исковые требования поддержали, пояснили, что направление в санаторий выдано санаторно-отборочной комиссией, в составе которой врачи и которая является врачебной комиссией, в санатории предоставлялось лечение, а не оздоровительный отдых.
Представитель ответчика Майоров Н.А. пояснил, что ответчик иск не признает, поскольку Мельник А.В. не выдавалось направление на лечение врачебной комиссией или военно-врачебной комиссией, предоставлено санаторно-курортное лечение, а не продолжение лечения (долечивание) в медицинской организации. Больничный лист не выдавался.
Ответчиком представлен письменный отзыв на иск ( л.д. 20-21).
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области» Исмаилова Н.В. пояснила, что иск не подлежит удовлетворению. Подкомиссия по отбору и направлению на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых (СОК) не является врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области», а является подразделением этой врачебной комиссией. Путевка на санаторно-курортное лечение выдана Мельник А.В. не по направлению врачебной комиссии, а на основании рапорта и в период отпуска сотрудника Мельник А.В. В санатории Мельник А.В. предоставлено санаторно-курортное лечение, а не лечение конкретного заболевания в медицинской организации, лист нетрудоспособности на период лечения не выдавался.
Третьим лицом представлен письменный отзыв на иск ( л.д. 32-33).
Суд, выслушав объяснения по иску, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Истец Мельник Алла Владимировна является сотрудником УУР УМВД России по Ивановской области.
На основании рапорта Мельник А.В. от 26.07.2022 года (рег. № 452) подкомиссией по отбору и направление на санаторно-курортное лечение врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» ( далее СОК) согласно протоколу заседания от 29.07.2023 года принято решение о выделении Мельник А.В. путевки № 000959 на санаторно-курортное лечение в ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России Филиал «Дружба» ( г. Алушта) в период с 25.09.2022 года по 15.10.2022 года ( л.д. 43, 54- 68).
Истцу Мельник А.В. лечащим врачом ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» оформлена справка формы 070/у на получение путевки на санаторно-курортное лечение, в которой указано на диагноз истца, рекомендуемое истцу лечение в условиях пребывания в санаторно-курортной организации.
Согласно справке подтвержден факт нахождения истца в ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России Филиал «Дружба» с 25.09.2022 года по 07.10.2022 года ( л.д. 9).
Истец Мельник А.В. проходила санаторно-курортное лечение в период своего очередного отпуска, оформлено отпускное удостоверение ( л.д. 10).
Проезд в санаторий истец Мельник А.В. осуществляла на личном автомобиле.
02.11.2022 года Мельник А.В. обратилась с рапортом на имя начальника УМВД России по Ивановской области о разъяснении порядка оплаты проезда и о выплате компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторий ( л.д. 8).
06.12.2022 года УМВД России по Ивановской области отказало Мельник А.В. в выплате компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, в санаторий в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ, Приказом МВД России № 794 от 23.11.2020 года, по причине того, что истец не направлялась врачебной комиссией МСЧ на лечение или долечивание в санаторий (л. д.11-12).
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии);
2) к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии);
3) к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно в соответствии с частью 11 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Приказом МВД России от 23.11.2020 года № 794 утвержден Порядок оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок регулирует вопросы оплаты сотрудникам органов внутренних дел стоимости проезда по тем же основаниям, которые приведены выше.
Истец претендует на получение компенсации за проезд как сотрудник органов внутренних дел на основании п. 1 ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ, со ссылкой на прохождение ею лечения в санаторно-курортной организации при направлении на такое лечение врачебной комиссией МСЧ.
Приказом МВД России от 24.04.2019 № 275, действующим с 21.06.2019 и подлежащим применению к спорным отношениям, утверждена Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция № 275).
В разделе V Инструкции № 275 «Особенности организации оказания медицинской помощи при санаторно-курортном лечении", в п. 36.1 указано, что в санаторий на основании медицинских показаний и при отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения направляется, в том числе, сотрудник. При этом порядок направления на долечивание предусмотрен предыдущем разделом Инструкции, вследствие чего не исключается возможность направления сотрудника на санаторно-курортное лечение и при отсутствии необходимости долечивания сотрудника.
В соответствии с п. 54 Инструкции № 275 медицинский отбор пациентов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении или оздоровительном отдыхе, обеспечивают лечащие врачи и ВК (ВВК) медицинских организаций системы МВД России, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, на основании анализа объективного состояния пациентов, результатов медицинских осмотров (диспансеризаций, диспансерных наблюдений), предшествующего лечения (в амбулаторных или стационарных условиях), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований, в соответствии с перечнями медицинских показаний и медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утвержденными приказом Минздрава России от 07.06.2018 № 321н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения».
Согласно п. 59 Инструкции № 275 при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения врачебные комиссии медицинских организаций, указанных в пункте 54 настоящей Инструкции, выдают пациентам справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (по учетной форме 070/у, утвержденной приказом Минздрава России № 834н).
Направление лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе, осуществляет подкомиссия по отбору и направлению на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых врачебной комиссии (далее - СОК), создаваемой в МСЧ (п. 60 Инструкции № 275).
В силу п. 61 Инструкции № 275 СОК осуществляет следующие функции:
61.1. Прием и рассмотрение рапортов (заявлений) на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых (приложение N 7 и 8 к настоящей Инструкции).
61.2. Участие в медицинском отборе и направлении пациентов на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых.
61.3. Принятие решений о предоставлении пациентам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в соответствии с медицинскими показаниями.
61.4. Оформление санаторно-курортных путевок в соответствии с решением ВК медицинской организации системы МВД России и другие функции.
В соответствии с п. 68 Инструкции № 275 решение СОК оформляется протоколом заседания СОК по отбору и направлению на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. Секретарь СОК в пятидневный срок после проведения заседания представляет протокол СОК на подпись председателю СОК и всем присутствовавшим на заседании членам СОК.
О принятом решении секретарь СОК извещает пациента в течение десяти рабочих дней, выдает ему выписку из протокола СОК, которую пациент представляет по месту получения путевки (п. 70 названной Инструкции).
Согласно п. 72.1 Инструкции № 275 основанием для рассмотрения СОК вопроса о предоставлении путевки является для лиц, указанных в подпунктах 36.1 и 36.2 настоящей Инструкции:
72.1.1. Рапорт (приложение N 7 к настоящей Инструкции).
72.1.2. Справка по форме N 070/у.
Из приведенных норм следует, что направление на санаторно-курортное лечение сотрудника производится ВК МСЧ и СОК МСЧ в виде справки формы 070/у и решения СОК о выдаче путевки, на основании справки формы 070/у (п. п. 36.1, 54, 59, 60, 61.2 - 61.4, 68, 72.1.2 Инструкции N 275).
Из представленных истцом, ответчиком и третьим лицом документов так же следует, что на лечение, медицинское освидетельствование или долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией подкомиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» не направлялась.
В рассматриваемом случае у истца отсутствуют документы, подтверждающие факт направления ее на санаторно-курортное лечение врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» в соответствии с указанными выше нормами Инструкции№ 275.
Отсутствует решение ВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» об оформлении Мельник А.В. справки формы 070/у с указанием на рекомендуемое истцу лечение в условиях пребывания в санаторно-курортной организации.
Справка формы 070/увыдана Мельник А.В. лечащим врачом, как следует из её пояснений. Справка обозревалась в амбулаторной карте Мельник А.В. в судебном заседании ( л.д. 52). В амбулаторной карте решение ВК так же отсутствует.
Принятие 29.07.2022 года подкомиссией по отбору и направление на санаторно-курортное лечение врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» решения о предоставлении Мельник А.В. по её рапорту путевки в санаторий в соответствии медицинскими показаниями не может трактоваться как решение о направлении на санаторно-курортное лечение.
Согласно Приказу начальника ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» от 29.07.2019 года № 111 «О подкомиссии по отбору и направление на санаторно-курортное лечение врачебной комиссии МСЧ», утверждено Положение об этой подкомиссии ( л.д. 34-35).
Согласно указанному Положению, в функции санаторно-отборочной комиссии, направление пациентов на лечение (освидетельствование, долечивание) не входит ( л.д. 36-40).
Выдача Мельник А.В. справки формы N 070/у и санаторно-курортной путевки, наличие у истца медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения, не подтверждают доводы истца о направлении ее на лечение, медицинское освидетельствование или долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией подкомиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области».
Приказом начальника ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» от 21.01.2022 года № 18 утверждено Положение о врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» ( л.д. 69-70).
Согласно указанному Положению (п. 2.1) именно эта врачебная комиссия принимает решения по вопросам лечения, медицинской реабилитации, а так же и санаторно-курортного лечения ( л.д. 71-75).
При этом персональные составы подкомиссии по отбору и направление на санаторно-курортное лечение ( л.д.ю 41-42) и врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» ( л.д. 75).
Подкомиссия по отбору и направление на санаторно-курортное лечение не подменяет и не дублирует функции врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области».
Следует отметить, что на долечивание в санаторно-курортные организации направляются сотрудники после лечения в стационарных условиях медицинских организаций.
Истец не проходила такого лечения, на долечивание не направлялась, листок нетрудоспособности истцу не выдавался на период нахождения в санатории, она находилась в санатории в период своего дополнительного отпуска.
Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения иска, основанного на норме ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ.
Изложенные истцом доводы в обоснование заявленных исковых требований, в том числе, относительно того, что медицинская помощь, оказываемая по назначению врача санаторно-курортной организацией, по своему предназначению относится к лечению, суд считает основанными на неверном субъективном толковании норм права, и отклоняет их по следующим основаниям.
В Законе№ 247-ФЗ не дано понятия термина «лечение», использованного в п. 1 ч. 5 ст. 3 этого Закона.
Пунктом 8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяется, что лечение это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В ст. 40 этого Закона указано, что медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение направлено на:
1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации (ч. 4 этой статьи).
В ст. 11 Закона № 247-ФЗ указано на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона № 247-ФЗ сотрудник, члены его семьи и лица, находящиеся на иждивении сотрудника, имеют право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии за плату в размере, устанавливаемом указанными федеральными органами в отношении подведомственных им медицинских организаций (санаторно-курортных организаций), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из указанной статьи следует, что некоторые категории граждан (например, граждане, имеющие выслугу 20 лет и более, и др.) имеют право на получение на льготных условиях путевки на санаторно-курортное лечение.
В данной статье не регламентирован вопрос о возмещении расходов на проезд при направлении сотрудника на санаторно-курортное лечение (в отличие, например, от возмещения таких расходов один раз в год гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, имеющему стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в ч. 8 ст. 3 настоящего Федерального закона, и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, - ч. 10 чт. 11 Закона № 247-ФЗ).
Учитывая тот факт, что право на санаторно-курортное лечение предоставлено сотруднику за плату (ч. 4 ст. 11 Закона № 247-ФЗ), а так же с учитывая положения п.п. 1,2,3 части 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ, в их взаимосвязи и системном толковании, суд приходит к выводу, что в понятие «лечение», использованное в п. ё1ё ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ, не входит санаторно-курортное лечение.
Если же допустить обратное, что в состав понятия «лечение» входит и санаторно-курортное лечение, то теряется смысл в норме п. 2 ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ (о праве сотрудника на возмещение расходов на проезд к месту долечивания в санаторно-курортной организации после стационарного лечения), такое право было бы у сотрудника в любом случае по норме п. 1 ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ, т.к. понятие «санаторно-курортное лечение» шире понятия «долечивание в санаторно-курортной организации», оно включает в себя как долечивание, так и лечение по направлению врачебной комиссии МСЧ.
Кроме того, при таком буквальном толковании не имело бы смысла указывать и в п. 3 ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ на возмещение расходов на проезд сотруднику к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно, учитывая, что понятие «лечение» по п. 8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включает в себя по существу и понятие медицинской реабилитации (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Таким образом, понятие «лечение» при толковании ч. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ не может быть применено в том значении, в котором оно указано в 8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Кроме того, нормы Закона № 247-ФЗ являются специальными по отношению к нормам Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ими устанавливаются дополнительные социальные льготы для сотрудников органов внутренних дел, а потому допустимо при установлении таких льгот использовать понятия, не идентичные понятиям в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
При системном толковании норм ч. 5 ст. 3 и ч. 4 ст. 11 Закона № 247-ФЗ, суд приходит к выводу, что в понятие «лечение» не включается понятие «санаторно-курортное лечение», при проезде в санаторно-курортную организацию и обратно сотруднику компенсируются расходы на проезд лишь в случае направления его на долечивание непосредственно после стационарного лечения, а истец на долечивание в санаторно-курортную организацию не направлялась.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Отказать в удовлетворении иска Мельник Аллы Владимировны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о компенсации расходов на оплату проезда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Земскова Е.Н.
Мотивированное решение составлено 02.03.2023 года.