Дело № 2а-2233/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2018 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Алферьевой А.А.,
с участием помощника прокурора г. Костромы - Палюлиной Т.Ю., административного ответчика Козлова А.В., представителя заинтересованного лица ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» Пальшиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Козлову А. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Костромы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Козлову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами на том основании, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти выполнения требований ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что Козлов А.В., dd/mm/yy года рождения, привлекался к административной ответственности за потребление наркотических средств в 2018 году, при этом, на диспансерном учете, как лицо, употребляющее наркотические средства, не состоит. Козлову А.В. выдано водительское удостоверение № ... категория «В» сроком действия до 07 мая 2019 года. В связи с указанным выше у ответчика имеются медицинские противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, а указанное заболевание при отсутствии состояния стойкой ремиссии является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Со ссылкой на Конституцию Российской Федерации ст. 1065 ГК РФ, положения ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», ст. 39 КАС РФ, истец просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Козлова А.В., 23.04.1988г.р., до наступления стойкой ремиссии к приему наркотических веществ.
В судебном заседании административный истец - прокурор Палюлина Т.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик Козлов А.В. в судебном заседании иск признал, пояснил, что с начала года употреблял героин 1 раз в месяц. С августа 2018 год посещает нарколога, в настоящее время наркотик не употребляет. В июле 2018 года был лишен права управления транспортными средствами на 1 год 7 месяцев.
Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» Пальшина Н.В. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда, в судебном заседании пояснила, что Козлов А.В. после доставления в диспансер сотрудниками полиции по факту употребления наркотических веществ впервые явился на прием dd/mm/yy года, тест-контроль был проведен 11 октября 2018 года, результат – отрицательный.
Представитель заинтересованного лица Управления ГИБДД УМВД России по Костромской области в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, иск прокурора поддержал.
Выслушав доводы административного истца, ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключена в г. Вене 08.11.1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с абз. 9 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 28 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому для водителей автотранспортных средств медицинскими психиатрическими противопоказаниями к деятельности, связанной с источником повышенной опасности являются алкоголизм, наркомания, токсикомания, при наличии которых, лицо не может быть допущено к деятельности, непосредственно связанной с движением транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-N) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом – 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.
Как следует из материалов административного дела, Козлов А.В. имеет право на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения серии ..., выданного 07 мая 2009 года, сроком до 07 мая 2019 года, Управлением ГИБДД УМВД России по Костромской области.
В судебном заседании ответчик Козлов А.В. не отрицал, что ежемесячно употреблял наркотические вещества, с августа 2018 года посещает врача-нарколога.
Представитель заинтересованного лица пояснила, что окончательный диагноз Козлову А.В. не выставлен в связи с нерегулярным посещением врача, то говорить, что у ответчика стойкая ремиссия к приему наркотических веществ, оснований не имеется.
Козлов А.В. иск признал, о чем оформил заявление, последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Признание иска принято судом.
При таком положении Козлов А.В. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, что создает предпосылки нарушения прав граждан на безопасное передвижение по автомобильным дорогам.
Управление автотранспортным средством, лицом, употребляющим наркотические вещества, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортному происшествию, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, либо причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены, как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Поскольку судом установлено наличие у ответчика медицинского противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, и являющегося в соответствии с требованиями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безусловным основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета
С учетом положений ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика Козлова А.В. в доход бюджета муниципального образования г/о г. Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Козлову А. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Козлова А. В., dd/mm/yy года рождения, зарегистрированного по адресу: ..., до наступления стойкой ремиссии к приему наркотических веществ, подтвержденной в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Спицына
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2018 года