Решение по делу № 2а-5748/2019 от 05.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года                                             г. Тулун, Иркутская область

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Яматиной Е.Н.,

при секретаре Камбуровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                          № 2А-5748/2019 по административному иску К. к администрации Тулунского муниципального района, Правительству Иркутской области, администрации Писаревского сельского поселения о признании незаконным бездействия по невключению улицы в зону чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района включить улицу в зону чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец К. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что постановлением Правительства РФ от 15.02.3024г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» ( далее – Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «г» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека.

Ее жилой по адресу: **** не попал в зону затопления. Вместе с тем, в результате паводка поселок на протяжении 5 дней находился без электричества, что подтверждается справкой от ООО «Иркутскэнергосбыт». Кроме того, из-за подъема воды не осуществлялись транспортные перевозки общественным транспортом, мост был покрыт водой и она не могли перебраться на другой берег. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период паводка осуществление транспортного сообщениия между территорией ее проживания и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушения, было невозможно.

Постановлением мэра Тулунского муниципального района от 11.09.2019 № 133-ПГ внесены изменения в постановление от 28.06.2019 № 88-ПГ определяющее перечень населенных пунктов и улиц в зону чрезвычайной ситуации в результате наводнения на территории Тулунского муниципального района. Постановлением мэра из **** в данный перечень вошли лишь 5 домов по ****, которые были частично подтоплены.

Полагает, что бездействие администрации Тулунского муниципального района по невключению улицы, на которой расположен ее дом в зону чрезвычайной ситуации нарушает ее права и не позволяет в дальнейшем получить установленные законом меры социальной поддержки.

Просила признать незаконным бездействие администрации Тулунского муниципального района по невключению в зону чрезвычайной ситуации на территории ****.

Возложить обязанность на администрацию Тулунского муниципального района включить **** в зону чрезвычайной ситуации на территории Тулунского муниципального района.

Административный истец К., о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

...... в судебном заседании пояснила, что здоровье, имущество первой необходимости и жилье в результате наводнения не пострадало. Ее жилое помещение в зону ЧС не вошло. Вместе с тем, считает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, поскольку были нарушены условия жизнедеятельности.

В судебное заседании представитель административного ответчика – администрации Тулунского муниципального района – А., действующий по доверенности, не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. ...... в судебном заседании пояснил, что административный иск не признает. В постановление администрации Тулунского муниципального района в зону ЧС были включены ****. В указанное постановление вносятся жилые дома, утвержденные постановлениями глав сельских поселений, в данном случае главы Писаревского сельского поселения.

Кроме того в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп была утверждена зона и описания границ подтопленных и затопленных зон ЧС, куда жилой дом административного истца не вошел. Факт нарушения условий жизнедеятельности возможно доказать только заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате ЧС, форма заключения утверждена приказом Министерство ЧС РФ от 21.03.2019 №155, приложение №4. Форма заключения утверждается главой местной администрации. Таким образом, в настоящее время не подтвержден факт нарушения условий жизнедеятельности административного истца в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Административный ответчик – Правительство Иркутской области, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства по делу, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Представили письменный отзыв на административный иск.

Административный ответчик – администрация Писаревского сельского поселения, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства по делу, представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.

Заинтересованное лицо - областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания. Представили в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Учитывая требования ст. 150 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Выслушав в судебном заседании пояснения административного истца, представителя административного ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы административного дела, и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 68, 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

29.06.2019 Правительством Российской Федерации было принято распоряжение № 1392-р, которым в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее – паводок), определено осуществить выплаты:

а) единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате паводка, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи и на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате паводка, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, установленным законодательством Российской Федерации;

б) единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. рублей на человека);

в) единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека;

г) финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 № 519-пп был утверждён Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий.

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что организация оказания помощи осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 (далее – Правила), и Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.03.2019 № 155 (далее – Порядок № 155).

Согласно пп. «г» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

В соответствии с п. 2(1) Правил - выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Как установлено материалами дела – собственником жилого дома, расположенного по адресу: **** являются С.П. и С.

Из справки администрации Писаревского поселения от 08.11.2019 исх. № 588 следует, что К. проживает по адресу: ****. Состав семьи: муж К.А.В., сын К.А.

Как следует из паспорта К. - административный истец регистрации по данному адресу не имеет, зарегистрирована по адресу: ****.

Согласно справки филиала ОАО «ИЭСК» «Западные электрические сети» от 04.10.2019г. следует, что перерыв в электроснабжении ****, в период наводнения с 18:55 ...... по 11:20 ...... был связан с обрывом провода ВЛ-10 кВ Афанасьево-Никитаево переход через р.Ия, за границей ответственности сетевой организации.

Из справки МП МО «город Тулун» «МТП» от ....... за исх. *** следует, что автобус *** «Автостанция-Селекционная станция» с заездом в **** в период паводка ...... по ...... не осуществлял перевозку пассажиров.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района № 88-пг от 28.06.2019, с учетом внесенных изменений от 11.09.2019 № 133-ПГ утверждена зона чрезвычайной ситуации на территории ****, где в зону ЧС из **** (Писаревское сельское поселение) вошли следующие адреса: ****.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп также установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в муниципальном образовании «****», в т.ч. **** муниципального образования в границах: ****.

02.09.2019г. К. обратилась с заявлением к главе Писаревского сельского поселения о включении ее жилого дома в постановление об утверждении зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с наводнением в июне 2019года, т.к. находились без света, воды, отсутствовала переправа с дорожным сообщением, отсутствовали продукты питания, а те что были в запасе пришли в негодность.

09.09.2019г. в адрес административного истца главой Писаревского сельского поселения дан ответ, что с целью установления зоны ЧС на территории Писаревского сельского поселения, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области 29.06.2019 комиссия провела обследование территории Писаревского сельского поселения. В ходе осмотра, обследования территории установлено, что **** подтоплен частично. Согласно постановлению *** от ...... – жилой дом, расположенный по адресу: **** не вошел в перечень населенных пунктов, улиц, номеров домов, попавших в зону ЧС.

С аналогичным заявлением жители **** обратились к мэру **** Г. 09.09.2019г.

Согласно ответу администрации Тулунского муниципального района от 19.09.2019 следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1392-р предусмотрено оказание разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области. ГОСТ 19179-73. «Гидрология суши. Термины и определения» наводнение определено как затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений. На основании этого, жилые помещения не могут быть отнесены в зону чрезвычайной ситуации на территории Тулунского муниципального района.

04.10.2019г. жители **** обратились с заявлением на имя Губернатора Иркутской области, с просьбой внести изменения в постановление № 558-ПП от 17.07.2019 в зону ЧС и включить их дома в зону ЧС.

Таким образом, материалами дела достоверно установлено и не оспаривалось административным истцом, что дом административного истца, в котором она проживает не попал в зону чрезвычайной ситуации. В результате наводнения, жилое помещение, в котором проживала административный истец не пострадало, вред здоровью не причинен, имущество первой необходимости не утрачено.

Административный ответчиком – администрацией Тулунского муниципального района в установленный законом срок административному истцу дан мотивированный ответ по невключению в перечень населенных пунктов, улиц, номеров домов, попавших в зону ЧС.

В связи с чем, бездействие со стороны административного ответчика суд не усматривает.

По мнению административного истца, целью подачи административного иска является устранение препятствия к получению единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.

Однако данный довод истца не основан на нормах действующего законодательства.

    Так, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп, устанавливающее описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, также как и Постановление мэра Тулунского муниципального района от 11.09.2019 № 133-ПГ с внесенными изменениями в постановление от 28.06.2019 № 88-ПГ определяющее перечень населенных пунктов и улиц в зону чрезвычайной ситуации в результате наводнения на территории Тулунского муниципального района, являются действующими, не оспорены, не признаны недействительными, подписаны уполномоченными на то лицами, на законных основаниях и в соответствии с предоставленными им полномочиями.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции законодательной и исполнительной власти.

Вносить изменения в действующее постановление администрации Тулунского муниципального района суд не вправе, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.

В случае внесения изменений в постановление администрации Тулунского муниципального района от 28.06.2019 № 88-пг, внесение изменений в описание границ, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп, действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, вопросы оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, урегулированы Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 N 519-пп.

В соответствии с пп3. п 1 вышеуказанного Порядка - единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека.

    В соответствии с п.5 Порядка - единовременная материальная помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению N 10 к Правилам.

В судебном заседании административный истец пояснила, что в списки на осуществление единовременных выплаты она не включена. Из копии паспорта административного истца следует, что в **** она регистрации не имеет, зарегистрирована по адресу: ****. Данные обстоятельства также являются препятствием для реализации права на получение единовременной выплаты.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей П. и Е. показали, что проживают в ****. В момент наводнения находились там. У них не было ни света, ни воды, ни транспорта, были нарушены их условия жизнедеятельности.

Оснований сомневаться в достоверности свидетельских показаний суд не усматривает, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний. Вместе с тем, данные показания не могут являться относимым и допустимым доказательством при рассмотрении данного дела.

Суд учитывает, что заявленные требования фактически предъявлены в защиту социальных прав административного истца на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, которые должны осуществляться путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку нарушения прав, свобод и законных интересов, административного истца при рассмотрении данного конкретного дела не установлено, с учетом выбранного административным истцом способа защиты права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия по невключению **** в зону чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района включить дом в зону чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, отказ в удовлетворении заявленных требований не лишает административного истца возможности на защиту (нарушенного по его мнению права) иным способом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования К. к администрации Тулунского муниципального района, Правительству Иркутской области, администрации Писаревского сельского поселения о признании незаконным бездействия по невключению улицы в зону чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района включить улицу в зону чрезвычайной ситуации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья                                                                                   Е.Н. Яматина

2а-5748/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комина Валентина Владимировна
Ответчики
МУ "Администрация Тулунского муниципального района"
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Яматина Елена Николаевна
Дело на сайте суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
03.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Дело оформлено
31.12.2019Дело передано в архив
18.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее