19RS0001-02-2021-003626-72
Дело № 12-387/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Абакан Республика Хакасия 02 июня 2021 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия А.В. Зарубин,
при секретаре А.Е. Шуваевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО11 А.А. на постановление Управления Федерального казначейства по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица, министра здравоохранения Республики Хакасия, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу <адрес>, <адрес>, к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия №80-18-04/02-2021 от 07.04.2021 – ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО12 А.А. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что, перед заключением с Минздравом России Соглашения от 05.11.2020 №, Минздравом Хакасии осуществлена работа по определению потребности медицинских учреждений республики в оборудовании для лабораторий, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот. В ходе проведения работы по установлению потребности медицинских учреждений республики в оборудовании для лабораторий, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот установлено, что в целях оснащения (переоснащения) необходимо закупить оборудования для следующих медицинских учреждений республики: ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. ФИО4»; ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая инфекционная больница»; ГБУЗ РХ «Черногорская межрайоная больница». От указанных учреждений в Минздрав Хакасии поступили ходатайства на оснащение и переоснащения лабораторий осуществляющих этнологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (ПЦР). Согласно ходатайству ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница», учреждению необходимо было закупить для переоснащения лаборатории осуществляющей этнологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (ПЦР) необходимо было приобрести: центрифугу многофункциональную (2 шт.); термостат (2 шт.); отсасыватель хирургический электрический (2 шт.); микроцентрифугу встряхиватель низкоскоростной (2 шт.); холодильник комбинированный лабораторный (2 шт.). Кроме того, согласно ходатайству ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» для повышения производительности лабораторию необходимо было оснастить оборудованием центрифугой MiniSprin Eppendorf с принадлежностями. Считает, что от ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» поступило ходатайство: на переоснащение лаборатории осуществляющей этнологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (ПЦР); оснащение лаборатории, осуществляющей этнологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (ПЦР) оборудованием центрифугой MiniSprin Eppendorf с принадлежностями. С целью экономии сил и средств, Минздравом Хакасии было заключено 2 (два) государственных контракта на поставку оборудования необходимого для оснащения и переоснащения лабораторий медицинских учреждений, занимающихся диагностикой новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (ПЦР). В соответствии с Государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ поставщиком приняты обязательства по осуществлению поставки, доставки, разгрузки, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию медицинского оборудования в целях оснащения ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» и переоснащения ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая инфекционная больница». Согласно Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ поставщиком приняты обязательства вводу в эксплуатацию медицинского оборудования в целях переоснащения ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» и оснащения ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница». Лаборатория ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» была переоборудована в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Актом приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ и Актом ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов от ДД.ММ.ГГГГ по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что в соответствии с Протоколом № рабочего совещания об освоении средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации поставка комплекта № оборудования должна была быть осуществлена в ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница». Должностным лицом проигнорирован факт подачи ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» ходатайства на переоснащение лаборатории и дооснащения лаборатории, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот». Полагает, что должностным лицом сделан ошибочный вывод о том, что замена оборудования (переоснащение) лаборатории на новое и оснащение новым оборудованием являются единым юридическим действием (фактом), что свидетельствует о не достижении результата по оснащению (переоснащению) лаборатории осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот». В рамках Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ планировалась поставка оборудования в целях: переоснащения лаборатории ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница»; Оснащения (дооснащения) лаборатории ГБУЗ РХ «Черногорская городская больница» новым оборудованием. Приводит доводы о малозначительности правонарушения.
Защитник – ФИО13 А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что по состоянию на 01.01.2021 года условия соглашения Минздравом Хакасии были выполнены, переоснащение ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» было произведено до 01.01.2021 года, а дооснащение ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» - в марте 2021 года. Лаборатория ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» была переоборудована в срок до 01.01.2021 года. Отчет о достижении результатов следовало предоставить не позднее 11.01.2021 г, но они предоставили позже, установленного срока 18.01.2021г, просрочили на 7 дней. Черногорская больница просила оснастить по 5 позициям, это было исполнено, а 6 позиция была дооснащением. Должностным лицом сделан ошибочный вывод о том, что замена оборудования лаборатории на новое и оснащение новым оборудованием являются единым юридическим действием. Это два различных фактора и действия. Так как допущенные нарушения не предоставляют существенного нарушения, охраняемых общественных отношений, просит прекратить по малозначительности.
Представитель административного органа ФИО14 Т.Г. в судебном заседании возражала по доводам жалобы, пояснила, что вина доказана. Материалы дела содержат достаточные данные и доказательства вины должностного лица во вмененном административном правонарушении. Черногорская больница не была оснащена, контракт не исполнен, оборудование не предоставлено больнице.
Представитель административного органа ФИО15 Ю.А. в судебном заседании пояснила, что события образуют два факт нарушения не оснащение и не своевременное предоставление отчета. Необходимо было оснастить по 6 позициям, а оснастили только по 5 позициям, а шестую позицию только в январе 2021 года.
ФИО16 О.В., в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, месте и времени рассмотрения дела, направил защитника.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Заслушав участвующих лиц, огласив жалобу, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Ст.2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что при проведении выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2805-р и No 2806-р (ИКМ: 2021-ВВ.000.0001-8000.001) в Министерстве здравоохранения Республики Хакасия (далее — Министерство) за 2020 год на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 22 декабря 2020 г. № 514 «О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве здравоохранения Республики Хакасия» осуществлена проверка оснащения (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих биологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2806-р, по результатам которой установлено следующее.
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия, в лице Министерства, заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации резервного фонда Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № (далее - Соглашение от 05.11.2020 №).
Согласно п. 2.1, п. 2.2 Соглашения от 05.11.2020 № общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Хакасия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составлял в 2020 году 5 715 000,00 руб.
Пунктом 4.3.3 Соглашения от 05.11.2020 № установлен показатель результата предоставления иного межбюджетного трансферта: оснащение (переоснащение) не менее 1 лаборатории медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.
Министерством в соответствии с п. 4.3.4 Соглашения от 05.11.2020 № в адрес Минздрава России предоставлялись в форме электронных документов в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» отчеты, в том числе Отчет о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
Пунктом 9 Правил от 30.11.2020 № установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» по установленной соглашением форме Отчет о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта - в сроки, предусмотренные соглашением.
Согласно п. 4.3.4.2 Соглашения от 05.11.2020 № срок предоставления Отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта установлен не позднее 10 числа, следующего за месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт.
Платежным поручением от 28.12.2020 № средства зачислены на счет администратора Министерства.
В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Ввиду того, что 10.01.2021 -выходной день, указанный Отчет следовало предоставить не позднее 11.01.2021.
Фактически Отчет о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2021 представлен 18.01.2021 или позже установленного срока.
Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № (далее - Правила от 30.10.2020 №).
В соответствии с п. 9 Правил от 30.10.2020 № орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» по установленной соглашением форме отчеты том числе отчет о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта - в срок, предусмотренный соглашением.
В нарушение п. 1 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 9 Правил от 30.10.2020 №, п.4.3.4.2. Соглашения от 05.11.2020 № Министерством допущено несвоевременное представление отчетности об использовании межбюджетных трансфертов, выразившееся в размещении в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» Отчета о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта после установленного срока.
Из пояснений начальника отдела стратегического планирования и модернизации здравоохранения ФИО7 ФИО17 от 01.02.2021 следует, что Отчет не сформирован своевременно в связи с выходными днями.
Кроме того, согласно данным указанного отчета показатель «Оснащение (переоснащение) не менее 1 лаборатории медицинской организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот» в количестве 1 единицы достигнут.
Из пояснений первого заместителя министра А.А. ФИО18 (письмо от 10.02.2021 №) следует, что в показатель включена ПЦР лаборатория ГБУЗ РХ «РКБ имени ФИО4» (в остальные 2 учреждения здравоохранения Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2021 оборудование полностью не поставлено).
Согласно Перечню медицинских организаций, которые проводят ПЦР-исследования на COVID-19, размещенному на сайте Роспотребнадзора, в <адрес> в 6 учреждениях здравоохранения функционируют ПЦР лаборатории, лаборатория ГБУЗ РХ «РКБ имени ФИО4» в указанном перечне отсутствует.
Из пояснений главного врача ГБУЗ РХ «РКБ имени ФИО4» от 16.02.2021 следует, что в настоящее время учреждение находится в стадии получения санитарно-эпидемиологического заключения на открытие ПЦР-лаборатории.
Соответственно, по состоянию на 01.01.2021 показатель «Оснащение» (переоснащение) не менее 1 лаборатории медицинской организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот» не достигнут. Данные Отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2021 недостоверны.
В нарушение п. 1 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4.3.4.2 Соглашения от 05.11.2020 № Министерством допущено предоставление недостоверной отчетности: в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» размещен Отчет о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферт по состоянию на 01.01.2021 с недостоверными данными о достижении показателя «Оснащение (переоснащение) не менее 1 лаборатории медицинской организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот».
Отчет о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта подписан электронно-цифровой подписью и.о. министра
Таким образом, министром здравоохранения Республики Хакасия ФИО1 не соблюдены требования п. 1 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 9 Правил от 30.10.2020 №, п. 4.3.4 Соглашения от 05.11.2020 №, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Объектом правонарушения, являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Состав административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Место совершения правонарушения: 655017, <адрес>.
Дата совершения правонарушения: 18.01.2021.
Выводы административного органа о наличии доказательств виновности ФИО19 О.В. в совершении административного правонарушения мотивированы и соответствуют представленным доказательствам.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с Протоколом № (Комплект №) поставка оборудования должна была быть осуществлена в ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница». В этих целях был заключен Государственный контракт № от 13.11.2020. Вместе с тем, государственный контракт не был исполнен в полном объеме. Так, необходимое оборудование для переоснащения лаборатории осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот должно было быть поставлено, установлено и введено в эксплуатацию согласно Спецификации (Приложения № к Государственному контракту). Однако согласно Актов приема-передачи оборудования и ввода оборудования в эксплуатацию от 15.12.2020 оборудование было поставлено не в полном объеме. В связи с чем, говорить о достижении результата по оснащению (переоснащению) лаборатории медицинской организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции СОVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот в ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница» не представляется возможным.
В то же время, проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, административный орган пришел к выводу об отсутствии малозначительности совершенного правонарушения, сославшись на степень нарушения охраняемых общественных отношений. Между тем данный вывод сделан без учета конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, с размером причиненного вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Из материалов дела усматривается, что допущенное ФИО20 О.В. нарушение законодательства носило формальный характер, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что имевшее место правонарушение лишь формально содержало признаки состава административного правонарушения, и в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная с. 3.1 КоАП РФ.
Учитывая указанное, в данном случае имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление административного органа отменить, освободив ФИО21 О.В. от административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с объявлением ему устного замечания, производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федерального казначейства по <адрес> № от 07.04.2021 г, о привлечении должностного лица министра здравоохранения Республики Хакасия, ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Объявить ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья А.В. Зарубин
А.В. Зарубин